Ростов. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Более известна в городе под названием «Косьмы и Дамиана». Сооружена в 1775г. на месте древнего Козьмодемьянского монастыря.

Ростовский храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана находится в восточной «пролетарской» части города, той, что ближе к Ярославлю. Построенный в 1777 году, он был закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В храме приспособлена для богослужения теплая трапезная часть храма и, хотя храм не имеет особых замечательных святынь, он стал «домашним» для окружающего его жилого района. В старом Косьмо-Дамианском храме хранились очень древние иконы, ставшие в послереволюционные годы добычей музейных хранилищ. Среди них икона Спасителя 13 века. Впоследствии, в 14 веке эта икона была перевернута сверху вниз, и на ней был написан образ «Странноприимство Авраама», более известный нам как образ Пресвятой Троицы. Теперь эта икона в фондах Третьяковской галереи. Самая старая и подлинная икона из нашего храма находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Это икона Божией Матери, датируемая искусствоведами 16 столетием. Икона называется «Одигитрия», хотя ее иконографический тип не относится к известной иконе «Смоленской-Одигитрии». По иконографии наша икона близка к иконе «Страстная», в ней Богомладенец Христос прижимается щекой к левой щеке Богоматери. Одной рукой Он берется за мафорий на Ее плече, а другая Его рука вложена в Ее руку. В старинном Ростове и его округе «Одигитрия» – универсальное название икон Божией Матери. Так называли икону из кафедрального собора, хотя по иконографии это «Владимирская». В 16 веке в Ростовский монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба привезли икону Божией Матери «Римскую-Лидскую», но иноки все равно называли ее «Одигитрией».
В начале 17 века, после Смутного времени в Ростове была проведена первая перепись. В ней, естественно, был упомянута и наша церковь: «Храм древян клецки Козмы и Демьяна; а в храме Божие милосердие, образ месной Козмы и Домьяна, да образ Пречистыя Богородицы Благовещения, оба на празелени. На монастыре ж трапеза теплая Благовещения Пресвятыя Богородицы. На монастыре ж на церковной земле двор Козмодемьянскаго попа Полиехта, в длину 30 с., поперег тож. На монастыре ж келья пуста проскурницы Офимьи; а про проскурницу сказали, что ее убили литовские люди во 127 году; а ныне то место от церкви через мост к озеру 7 гряд пашет поп Феодот». Вне всякого сомнения, словом «монастырь» в переписи обозначен церковный двор. Мы смеем судить так, потому что на церковном дворе не упомянуты кельи монахов. На дворе стояли две церкви, по виду две больших избы «клецки» – большая летняя в честь святых Косьмы и Дамиана, и маленькая зимняя в честь праздника Благовещения. Священник того времени – иерей Полиевкт, двор которого находится рядом. В переписи упомянута подвижница – пострадавшая даже до смерти от интервентов Евфимия, просфорница нашего храма.
Документы 17-18 веков называют место, где стоит храм святых Косьмы и Дамиана предместьем Ростова, «Чудским концом». Храм стоял, как было помянуто уже в переписи на большой мостовой дороге в Ярославль. Земельные участки возле озера, как известно очень плодородные и со временем скупаются богатыми купцами, такими как Пудовы, Тимонины, землевладельцами и фабрикантами Кекиными и Щёткиными, посадскими людьми Махониными и Свешниковыми и другими. Во второй половине 18 века был упразднен храм в честь Пресвятой Троицы, находившийся в районе современной нам Цикорной лесопилки. Весь его приход, а также и утварь перешли к нашему храму. В начале девятнадцатого века дорогу перенесли на другое место, храм с тех пор стоит чуть в сторонке. Впрочем до новой большой дороги расширилась и территория храма, где на самом пересечении переулка и улицы стояла часовня. По благословению епископа Ростовского Афанасия и стараниями прихожан наш храм был выстроен из кирпича. Было это таким образом. Сначала, в 1769 году в теплой низкой части был освящен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Римских. Затем, (время неизвестно) был освящен главный престол высокого летнего храма – в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1775 году при священнике Андрее строительство церкви было благополучно закончено и в ознаменование окончания работ в день празднования иконе Божией Матери Одигитрии (или Смоленской) был освящен придел во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены в теплой части, с левой стороны. Таким образом, строительство и украшение храма продолжалось в течение шести лет. В записях на памятных крестах отмечены участники этого дела – священник Максим Никифоров (он начинал) и диакон Афанасий.
Несмотря на освящение главного престола новой каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, храм по-прежнему называют в большинстве случаев Косьмо-Дамианским. Для путеводителей и документации советского времени это станет его исключительным названием, почему мы используем его и сейчас. Историки пишут, что: «О роли церкви святых Косьмы и Дамиана в ряду других храмов города с конца 18 по начало 20 века можно составить представление, например, из дел Ярославской Духовной Консистории и Ростовского Духовного Правления. Можно сказать, что Косьмо-Дамианская церковь упоминается в делах разнообразно и чаще, чем многие другие ростовские храмы. Уже само расположение храма обеспечивало церкви многолюдный приход и разнообразные возможности самостоятельного дохода». При храме был погост – кладбище для прихожан.
По данным, относящимся к 1908 году, церкви принадлежали 1812 кв. саженей земли в городе Ростове и 8 десятин 1875 кв. саженей в Ростовском уезде. Церковный капитал составлял 2008 р. 26 к., причтовый — 8788 р. 76 к. Причт по штату состоял из священника и псаломщика. Приход церкви составляли 633 человека, проживавших в Ростове и пригородных слободах Богоявленской, Квасоварной и Петровской. Тогда же, в начале 20 века ростовский краевед А.А. Титов в своей книге: «Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках» упоминает храм в таких словах: «Икона св. пророка Илии с датою от 2 мая 1664 г. И чудотворная икона Смоленской Б.М. XVI века. Иконостас и иконы в нем относятся к 1775 году, времени устройства церкви». Здесь, впервые в печатном издании икона Одигитрии из нашего храма названа чудотворной. В другом издании этот же ученый пишет: «Называется чудотворной, хотя нет никаких письменных свидетельств о чудесах». Икона святого пророка Божия Илии из храма, как и икона Одигитрии, находится в экспозиции древнерусского искусства ГМЗ «Ростовский кремль». Там же, в экспозиции, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», так же из храма. Это почти все, что сохранилось из невероятно богатого убранства. Также можно сказать, что сохранился фонд старинных документов из нашей церкви под № 371, который находится в Государственного архива Ярославской области.
Вероятно, богатство и значение нашей церкви послужило тому, что ее закрыли самой первой в городе, в 1926 году, наряду с ростовским Девичьим монастырем. На самом деле, используя право кассационной жалобы, прихожане целый год оттягивали закрытие церкви. Городской совет постановил сделать это в июле 1925 года, как раз под престольный праздник нашего храма. Окончательная бумага из ВЦИКа пришла только через год. Церковь была закрыта в июле 1926 года, часть имущества передана в музей, часть — в Авраамиевское религиозное общество, часть уничтожена. По воспоминаниям старожилов больше всего запомнилось не закрытие храма и репрессии священнослужителей, а сброс колоколов с храмовых колоколен. Даже самые малые дети запомнили тогда этот день. Вместе со сброшенным колоколом прекращалось благовестие, церковная проповедь, жизнь с Богом. Здание церкви было передано под пионерский клуб. В годы войны в храме помещалась казарма воинской части, затем, после войны, в бывшем храме помещались жильцы! В последние десятилетия здание храма было печально известно как приемный пункт стеклотары.
Возрождение церкви началось в 1995 году. В течение многих лет восстановительными работами занималось Патриаршее подворье города Ростова. В настоящее время для богослужения используется тёплая трапезная часть храма. Святой престол в алтаре посвящён святым бессребреникам Косьме и Дамиану Асийским, память которых отмечается 1 (14) ноября и освящён 13 октября 2002 года протоиереем Вячеславом Савиных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В январе 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви.
Колокольный набор храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в начале 20 века: 2478 кг (151 п. 12 ф.), 1090 кг (66 п. 23 ф.), 404 кг (24 п. 27 ф.), 244 кг (14 п. 36 ф.), 126 кг (7 п. 27 ф.), 33 кг (2 п.)
По материалам: ГМЗРК Р-217, Л.38.Ярославские Епархиальные ведомости, 1911. А.Е. Веденеева Колокольные наборы приходских церквей Ростова и ростовского уезда в начале XX в. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 101-102. А.А. Титов. Переписные и дозорные книги Ростова-Великаго. — М., 1911. С. 63. А.А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках.

Среди домов Ярославской улицы не сразу увидишь невысокую одноглавую церковь с шатровой колокольней, расположенную в Космодемьянском переулке (совр. Перовский пер.). Это храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, но в Ростове он больше известен как церковь святых Космы и Дамиана, поскольку она находится на месте одноимённого деревянного храма, который, в свою очередь, стоял на месте существовавшего здесь в древности монастыря в честь этих святых. Каменную церковь заложили в 1762 году, а освятили в 1775-м. Главный престол во вновь построенном храме посвящён иконе Божией Матери Одигитрии, приделы — во имя святых Космы и Дамиана Римских (правый) и святых Константина и Елены (левый).
Переосвящение главного престола связано с почитанием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая находилась в деревянной Космодемьянской церкви. В описи храма 1777 года о ней написано: » Хотя при церкви нет письменных свидетельств, но до сего времени у жителей Ростова сохранилась вера в чудотворные пособия от Божией Матери, являемые в разных болезнях и несчастьях через сию икону. Старожилы уверяли, что в прежнее время посещали храм многия богомольцы издалека, особенно в соборной ярмарке, при проезде в монастырь Богоявленский, когда существовала близ храма Московская мостовая дорога». Здесь речь идёт о дороге из Москвы в Ярославль, проходившей вдоль озера. Согласно Регулярному плану её перенесли с озёрного берега вглубь городской территории. Так появилась Ярославская (совр. Пролетарская) улица. Чудотворная икона до наших дней не сохранилась, но в отделе древнерусского искусства Ростовского музея экспонируется список первой половины ХVI века, происходящий из этой церкви. Иконография чудотворной иконы Одигитрии-Ростовской необычна, специалисты называют её редчайшей. Она относится к типу «Умиление», хотя Одигитрией принято называть Смоленскую икону Богородицы. В настоящее время выяснено, что в ХVI-ХVII веках Одигитрией называли не только Смоленскую, но и Владимирскую, Феодоровскую, Казанскую иконы — то есть многие широко почитаемые образы.
Космодемьянский храм был закрыт в июле 1926 года. Сначала здесь расположился Дом пионеров, во время войны — казарма, затем здание отдали под квартиры местным жителям. Впоследствии жильцов выселили, с тем чтобы устроить пункт приёма стеклотары. Храм передан Русской Православной Церкви в 1995 году. В церкви находится особо ценный образ — икона «Неупиваемая Чаша». До революции при храме существовало общество трезвости, поэтому традиция почитания иконы давняя.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности». — Издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?