Приходская церковь, сооружена в 1813 году. В XVII веке на этом месте стояла деревянная шатровая церковь, а ещё ранее был монастырь. В архитектуре её заметны черты классицизма: фасады украшены портиками с четырьмя колоннами каждый, с фронтонами. С запада к церкви примыкает двухъярусная колокольня. В храме есть древние иконы XV и XVI веков.
Церковь действующая.
Церковь св. и чудотворца Николая, что на сполье, воздвигнута в 1813 году. В ней два престола: святителя и чудотворца Николая и Сретения Господня. Земли при церкви 42 десятины. Приход состоит из 59 домов, в них 171 душа муж. пола и 205 жен. пола.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.
Николоспольская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею, приходская, холодная, с теплым придельным храмом, крепка. Кругом обнесена каменною с железными решетками оградою. Престолов два: один в холодной церкви — во имя св. Николая чудотв., другой в теплом приделе — во имя Сретения Господня. Построена церковь в 1813 г. тщанием прихожан.
Земли при церкви 42 десятины 431 кв. саж. Один церковный деревянный, одноэтажный дом для жительства священника; церковного капитала 2632 руб. 30 коп. Прихожан 137 муж. пола и 176 жен. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Причтового капитала 7 378 руб. 75 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Церковь Николы на Всполье находится в Ростове на улице Гоголя, 13 а, построена в 1813 г. в формах классицизма на месте деревянной Никольской церкви древнего Сретенского монастыря. Интерьер церкви в 1816 г. был украшен клеевой живописью служителем ростовского архиерейского дома Иваном Михайловичем Гладковым. Сюжетные клейма, написаны на светло-голубом фоне в виде отдельных медальонов и богато орнаментированы виноградными гроздьями в технике гризайли.
В 1890-х г.г. отдельные участки стенописи были переписаны маслом, причем изменена иконография большинства клейм. Тогда же была украшена масляной живописью и трапеза. В куполе изображена «Новозаветная Троица» в окружении ангельских чинов. Среди сюжетов свв. Леонтий и Иаков Ростовские, Игнатий и Исайя Ростовские. Резной трёхярусный иконостас, украшенный виноградными гроздьями, увенчан раскрашенной скульптурной группой «Распятия с предстоящими».
Иконостас сооружен в 1811-1812 г.г. ростовским резчиком Петром Яковлевичем Павловым и позолочен в 1814 г. крестьянином Богоявленской слободы Дмитрием Алексеевичем Клочковым. Иконы верхних ярусов иконостаса написал в 1814 г. Степан Петрович Басов. Он же поновил и древние иконы местного яруса: «Живоносный источник», «Богоматерь Смоленская» и «Илья Пророк в житии» (XVII). В деисусном ярусе иконостаса сохранилась икона «Спас на престоле» (141х88 см), вложенная в 1595 г. ещё в деревянную Никольскую церковь ростовским посадским Силуяном Красиным, сыном его Иваном и братом Григорием. Справа в отдельном киоте располагается древний храмовый образ «Николы в житии» с 22 клеймами XVI в. (137х95 см). В трапезе храмовая икона «Сретения» XVI в. (110х85 см). К важнейшим святыням церкви относятся также икона «Св. Варвары в житии» в великолепном чеканном серебряном окладе XVIII в., иконы «Благовещения» из ростовской Благовещенской церкви и «Перенесение мощей Николая Чудотворца» XVIII в. из церкви Николы на Перевозе близ Ростова.
Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник «Рост. кремль». – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.
Место, где ныне находится церковь Николая Чудотворца, располагавшаяся за городским валом, в старину называлось Вспольем, — здесь простирались сенокосные луга, огороды, выгонные земли. Сейчас всё застроено одно- и двухэтажными домами частного сектора, среди которых, как белоснежный маяк, возвышается Никольский храм. Считается, что в древности на этом месте находился Сретенский монастырь, упразднённый к ХVI веку. Считается также, что именно по его наименованию эта часть Ростова называлась Сретенской. В ХVII столетии здесь уже стояли приходские деревянные церкви: холодная — во имя святителя Николая и тёплая, посвящённая великомученице Варваре. В 1803 году тёплый и холодный храмы сгорели от удара молнии. Через 10 лет на их месте построили Никольский храм с приделом Сретения Господня. Это здание сохранилось до наших дней. До 1917 года в Ростове Великом насчитывалось более двух десятков приходских храмов. Многие из них не сохранились. А те, которые уцелели, в большинстве своём утратили свою целостность. Очень повезло церкви Николы на Всполье, которая сохранила свой внешний облик и внутреннее пространство.
Церковь закрывалась на недолгое время, а в 1943 году вновь стала действующей. После закрытия в 1928 году соседнего Благовещенского храма сюда была перенесена чудотворная икона Богородицы «Умиление-Ростовская». Она и является главной святыней Никольской церкви. К почитаемым здесь также относится древний образ святителя Николая Чудотворца. Икона Пресвятой Богородицы прославилась обильными исцелениями в 1910 году. Чудотворная икона была обретена в доме родителей 10-летней Лизы Лепёшкиной, которое произошло 3 августа 1910 года, после чего последовало первое чудо — исцеление этой девочки, болевшей эпилепсией. В 1911 году город посетил святитель Тихон, будущий Патриарх, а тогда — архиепископ Ярославский и Ростовский. Собрав сведения о присходящих перед иконой исцелениях, он благословил её прославить как чудотворную святыню. Это произошло 19 марта 1911 года во время торжественного богослужения при громадном стечении народа. Посещавший Ростов в 1913 году император с семьёй, следовавший тогда в Кострому на празднование 300-летия со дня становления династии Романовых, также поклонился прославленному недавно образу. На память об этом посещении осталась фотография, где по бокам чудотворной иконы стоят российский государь и ростовская девочка Лиза Лепёшкина, получившая исцеление от тяжкого недуга по молитвам у этого образа. Самое раннее письменное упоминание о Никольской церкви относится к ХVI веку, о существовании её в те времена свидетельствует упомянутая в одной из поздних церковных описей древняя рукопись, где говорится о пожнях, пожалованных храму царём Иоанном Грозным. Существующее ныне каменное здание церкви заложено в 1803 году на месте двух сгоревших деревянных храмов. Строительство здания церкви в основном завершилось к 1811 году, т. к. в мае того же года была начата работа над установкой иконостаса. 9 февраля 1813 года состоялось освящение вновь построенной церкви. Однако работы по устройству храма продолжались и после его освящения. Так, в марте 1813 года к северному и южному фасадам были пристроены портики, их возвёл крестьянин деревни Тереховской, что под Ярославлем, Николай Яковлевич Подъячев. В 1816 году была осуществлена роспись храма. Ими занимался живописец Иван Михайлович Гладков, работавший при Ростовских и Ярославских архиреях. Кроме того, в течение первой половины ХIХ века поновлялись старые иконы и писались новые, изготовлялись киоты, ризы и оклады для икон.
Церковь Николая Чудотворца представляет собой здание с одной продольной осью симметрии, по которой в направлении восток-запад расположены основные элементы объёмной композиции — алтарь, основной объём, трапезная и колокольня (выстроена «кораблём»). Никольская церковь строилась в начале ХIХ веке, когда в русском зодчестве господствовал классицизм. Поэтому архитектурный облик здания определяет характерные для классицизма простота плана, геометрическая чёткость объёмов, сочетание на стенах ордера и сдержанного декора. Доминирующим элементом в композиции храма является его основная часть. Она выделяется массивным кубическим объёмом четверика, на котором покоится широкий восьмерик, перекрытый куполом. Восьмилотковая кровля купола соответствует форме восьмерика. На купол поставлен световой фонарь в форме четырёхгранника со скошенными углами, увенчанный луковичной главкой с перехватом у основания. Пластическую выразительность четверику придают неглубокие портики с колоннами дорического ордера, примыкающие к его северному и южному фасадам. С восточной стороны к четверику примыкает круглая апсида алтаря. Такая форма апсиды утвердилась в русском церковном зодчестве ещё в начале ХVIII века, но прочно вошла в строительную практику только в период классицизма, когда зодчие стремились к выражению красоты чистых геометрических форм.
Трапезная церкви в поперечнике чуть больше четверика. Однако, несмотря на это она занимает сугубо второстепенное место в объёмной композиции храма. Здесь ей отведена скромная роль нейтральной связи между четвериком и колокольней. Объёмную композицию храма с западной стороны замыкает колокольня, возведённая над папертью. Паперть здесь является своеобразным связующим элементом между трапезной и поэтому воспринимается как продолжение последней. Не менее очевидна и связь паперти с колокольней. Эта связь выявлена посредством фронтонов, завершающих стены паперти и спаренных пилястр, которыми обработаны все три её фасада. Причём на северном и южном фасадах пилястры чётко разграничивают трапезную и паперть. Таким образом, паперть воспринимается не только как продолжение трапезной, но и как основание колокольни, несущее два её четвериковых яруса. Последовательное убывание объёмов от нижнего яруса к верхним, а также разнообразная пластика пилястр на гранях придают стройность сооружению, состоящему из четвериков. Завершающий колокольню шпиль компенсирует своим взлётом тяжеловесность каменных кубов. Основной вход в церковь устроен с западной стороны паперти. За папертью следует трапезная. Прямоугольное в плане помещение трапезной перекрыто лотковым сводом с распалубками над окнами. Свет сюда попадает через шесть оконных проёмов.
В северной части трапезной находится небольшой придел, освящённый во имя Сретения Господня. Свод и стены трапезной расписаны масляными красками. В центральной части свода помещено изображение Саваофа в овальном медальоне. По сторонам от него, на северном и южном склонах свода написаны евангелисты в круглых медальонах. Весь западный склон свода занимает натюрморт из церковных атрибутов, выполненный в технике гризайли. На западной стене, над входом в трапезную изображены в коленопреклонённых позах два ангела, держащих в руках убрус с образом Нерукотворного Спаса. По обе стороны от этого изображения расположены композиции «Троица» и «Поклонение пастухов». Ниже их, по сторонам от входа написаны «Благовещение» и «Явление Богоматери Андрею Боголюбскому». На восточной стене трапезной, над входом в центральную часть храма исполнена композиция «Сретение». Она воспринимается как храмовый образ расположенного в трапезной Сретенского придела. Первоначальная роспись храма была выполнена в мае-сентябре 1816 года архирейским живописцем Иваном Михайловичем Гладковым. Однако в более поздние времена она неоднократно подвергалась подновлениям, по причине которых претерпела существенные изменения. Современное состояние стенной росписи позволяет составить лишь самое общее представление об её первозданном виде. Можно только сказать, что живописец Гладков при создании живописной декорации храма старался следовать принципам классицизма. Орнамент, в отличие от фигурных композиций, выполнен в технике гризайли, имитирующей лепнину. Большая икона «Перенесение мощей Николая из Мир в Бар», находящаяся в юго-восточной части трапезной, по-видимому, принадлежит к числу замечательных образцов миниатюрного письма ХVIII — нач. ХIХ в.
Бесстолпный интерьер самого храма более светлый и просторный по сравнению с помещением трапезной. Если трапезная представляет собой объём, расположенный вдоль горизонтальной оси, то ядро храма — помещение с чётко выраженной вертикальной осью. Вокруг этой оси расположен кубический объём четверика, переходящий вверх через паруса в восьмигранник, перекрытый куполом. Свет в основное помещение храма проникает через одиннадцать больших окон, шесть из которых расположены по стенам восьмигранника, а пять — по северной и южной стенам четверика. Роспись храма, так же как и роспись трапезной не сохранила свой первозданный вид в результате поздних поновлений. Наиболее важным звеном убранства интерьера любого русского храма является иконостас. Так, иконостас Никольского храма изготовил ростовский мастер Пётр Яковлевич Павлов в период с мая 1811 по декабрь 1812 год. Позолотил иконостас в 1814-17 гг. крестьянин ростовской Богоявленской слободы Дмитрий Алексеевич Клочков. Иконостас Никольской церкви органично связан с архитектурой интерьера. Несмотря на относительное обилие резьбы, ему свойственны строгая конструкция и чёткие линии рисунка. В архитектонике иконостаса заметно преобладают вертикальные элементы, которые придают этому сложному сооружению стройность и устремлённость ввысь. По вертикали иконостас разделён на семь частей. Три центральных прясла значительно выше боковых. Однако резкая разница в высоте между ними сглаживается при помощи двух больших волют, устроенных над боковыми пряслами и примыкающих к центральным. В нижней части среднего прясла находятся Царские врата, которым в композиции иконостаса отведена особая роль. Створки врат покрыты ажурной резьбой. Обильным резным орнаментом украшены столбики и сень над которой расположено изображение «Тайной вечери» в трифолии. Выше, в овальном резном медальоне находится икона «Сошествие Св. Духа на апостолов». Над ней помещён большой образ Вседержителя. Далее, в сегменте кокошника, венчающего среднее прясло, написана икона «Положение во гроб». Завершает среднее прясло резная композиция «Распятие с предстоящими». Скульптурная группа из трёх фигур представлена на фоне иерусалимского пейзажа, написанного на восточной плоскости шестигранника.
В 1812-20 гг. в Никольской церкви периодически работал ростовский живописец Степан Петрович Босов. Он написал для иконостаса несколько икон и поновил старые. В сентябре 1812 года им была написана «Тайная вечеря», помещённая на сени Царских врат, а в марте 1814 и в октябре 1820 гг. — иконы «Христос Вседержитель». «Поцелуй Иуды», «Коронование терновым венцом», «Положение во гроб», «Сошествие Св. Духа», расположенные в верхней части иконостаса. Среди многочисленных историко-культурных и архитектурно-художественных памятников древнего Ростова, храм Николая Чудотворца на Всполье занимает видное место. Несомненный интерес представляет само здание церкви, один из типичных образцов провинциального классицизма нач. ХIХ столетия. Значительны художественная и историческая ценность внутреннего убранства храма, куда входит немало первоклассных произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства, созданные несколькими поколениями известных и безвестных мастеров.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 и с сайта: https://www.rostmuseum.ru/museum/biblioteka/zyakin-v-v-rostov-tserkov-nikoly-na-vspole-arkhitektura-i-nekotorye-elementy-vnutrennego-ubranstva