Построен в 1745 году на средства прихожан. По преданию, деревянная церковь стояла на этом месте еще в домонгольское время.
Каменный, одноглавый, с ярусной колокольней (утрачена).
Престолов два: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость».
Особенно почиталась икона святителя Николая, чудотворца.
Закрыт в 1930-е годы. В 1998 году передан Русской Православной Церкви. Приписан к Рождественскому монастырю г. Ростова.
Представляет особый интерес потому что именно с него началось возрождение каменного церковного строительства в Ростове после длительного перерыва, вызванного указом Петра I от 1714 г. о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга.
Церковь святителя и чудотворца Николая, что на Подозерье: время сооружения ее относится к 1751 году. Престолов в ней два: святителя и чудотворца Николая и Божией Матери «Всех скорбящих радости».
Земли церковной 5 десятин. Приход состоит из 28 домов, в коих 86 душ муж. пола и 114 жен.
А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.
Церковь во имя св. Николая чудотв., что на Подозерье, каменная, о двух престолах: летняя — во имя св. Николая чудотв., зимняя, в трапезе, по левую сторону — во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь построена в 1745 г. иждивением прихожан. Особо чтимая в приходе древняя икона Святителя Николая чудотв.
Земли усадебной 140 кв. саж. и две пожни: Копера и Выдерка, в коих меры 5 десятин 850 кв. саж. Церковный дом для помещения причта деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, удобный. Церковной суммы в билетах 3196 руб. Деревянная часовня в городе при трактовой дороге, против Ростовского женского монастыря. Прихожан 82 муж. пола и 93 жен. Причт состоит из священника и псаломщика; причтового капитала 5260 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Храм святителя Николая находится рядом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.
Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно горело. Сохранилось краткое описание храма в первой половине XVII в.: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI в. и выставлена в экспозиции Ростовского музея.
В 1744 г. священник деревянного Никольского храма отец Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство каменного здания церкви. Деревянную Никольскую церковь предусматривалось уступить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1745 г. Теплый придел в 1748 г. был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строительство основного храма завершили в 1751 г. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.
В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».
В ХIХ-начале XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.
В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был передан Богородице-Рождественской обители. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов.
К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников архитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.
Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.
В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.
Появление такой святыни в Рождественской обители — большой духовный праздник всей Ярославской епархии, и 11 января, в день памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.
Информация с сайта монастыря http://rbm76.ru/xramy
Предание относит основание храма к домонгольским временам. Первое документальное свидетельство о нём зафиксировано в 1619 году. Оно, а также известия второй половины ХVII века, сообщают, что храм был тогда деревяннным и в нём находился чтимый образ святителя Николая Чудотворца. Здание, которое сохранилось до наших дней было построено в 1751 году. Деньги на её возведение церкви собирали всем миром. И это понятно: ростовцы к тому времени соскучились по каменному строительству! Дело в том, что по указу Петра I возведение каменных построек вне Петербурга находилось под строгим запретом с 1714 года. Император все ресурсы направил на обустройство новой столицы, и поэтому все работы по возведению каменных зданий и храмов в провинции, на тот период были запрещены. Храм, что стоял на том месте, к тому времени рассохся и обветшал. Настала пора строить новую церковь. Чтобы начать возведение дома Божиего, посадские люди во главе со священником Петром Андреевым и диаконом Григорием Никитиным пошли к Ярославскому и Ростовскому митрополиту Арсению для получения благословения на строительство нового Никольского храма. Митрополит внимательно выслушал представителей инициативной группы и пожелал, чтобы старую деревянную Никольскую церковь разобрали и передали прихожанам села Шугорь, которые её захотели заполучить и поставить у себя в селе. Спустя некоторое время, 21 февраля 1745 года те же священнослужители и прихожане ростовской Николоподозёрской церкви доложили митрополиту Арсению, что его просьба выполнена, которую он предписал просителям в первый свой визит, поведав ему, что деревянная церковь разобрана и отдана приходским людям из села Шугорь Ростовского уезда, а для постройки нового каменного храма, заготовлены все необходимые материалы. После чего на прошении митрополит Арсений написал своей рукой: «Благословляю».
Церковь начали строить, как и положено по весне, когда почва стала сухой. Возведение каменного храма заняло без малого 6 лет, и 9 мая 1751 года Никольская церковь была освящена. Храм освящал святитель Арсений (Мацеевич), который являлся ростовским митрополитом с 1742 по 1763 год. В историю Русской Церкви он вошёл как единственный владыка, открыто выступивший против вмешательства государственной власти в церковные дела. Он резко критиковал планы Екатерины II по изъятию у Церкви земель и недвижимости, указывая на противоречия правительственных распоряжений: с одной стороны — лишение Церкви её благосостояния, с другой — требование создания сети учебных заведений, социальной и благотворительной помощи за церковный счёт. Также выступал против содержания в монастырях душевнобольных лиц, заключённых и отставных солдат. Делу митрополита Арсения был придан политический контекст. По указу императрицы он был лишён сана и сослан сначала в Никольский монастырь под Архангельск, затем расстрижен и заключён в Ревельскую (Таллинскую) крепость, где через некоторое время скончался. Мощи святителя почивают под спудом в Никольском храме города Таллина, являясь одной из главных православных святынь Эстонии. Главный престол рассматриваемого храма посвящён святителю Николаю, придел — иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Этот храм не поражает воображение гигантскими размерами и оригинальностью архитектурного ансамбля. Здесь нет пышного декора и необыкновенного убранства. Но несмотря на это, Никольская церковь по-особому мила.
Как уже было сказано, храм выстроен из кирпича, а вот крышу решено было выполнить из дерева. Основной объём храма представляет собой четверик, увенчанный высоким барабаном. Он завершался небольшой луковичной главкой. Особую гордость этому храму составлял резной иконостас с золочёным окладом. Он, как и полагается, был разделён на ярусы и установлен на специальный подиум. Поверхность иконостаса покрыта червонным золотом, а оклады икон украшены сложной ажурной резьбой. Как писали тогда путеводители по Ростову: «…в церкви святителя Николая Чудотоврца, что на Подозерье, иконы, украшающие иконостас, отличного греческого письма, соединяющие новый и древний вкус. В церкви был даже отмечен один образ — за правым клиросом в резном киоте располагалась Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. На ризе был нанизан мелкий жемчуг». В 1852 году была заново отделана настенная живопись в тёплом приделе на средства Ростовского мещанина Николая Дмитриевича Гладкова. В 1768 году пришедшую в негодность деревянную кровлю заменили на железную. Примечательно, что средства на проведение данных работ, были вновь собраны прихожанами. Установленная в ХVIII веке кровля сохранилась до наших дней. На пожертвования купца Петра Рыкунина в 1832 году к Никольскому храму была пристроена новая каменная паперть, а в 1845 году вокруг церкви была возведена деревянная ограда. В 1899 году на пожертвования купца Ивана Никоноровича Рыкунина и его сына Петра, была изготовлена и установлена новая церковная железная ограда. Недалеко от Никольского храма, рядом с дорогой, напротив Рождественского монастыря, находилась деревянная часовня приписанная к Никольской церкви. В начале ХХ столетия прихожанами храма числилось 175 человек (82 мужчины и 93 женщины). Стоит сказать, что в 1920 году, Никольская церковь отметила грандиозное празднование, день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, в рамках которого состоялось торжество по случаю 175-летия начала строительство этого каменного храма. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил тогда Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский, проживавший в то время в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
В конце 1920-х годов церковь была закрыта местными властями и приспособлена под хозяйственные нужды. В 1930-е годы были сброшены колокола, разобрана колокольня и главка с барабаном. Бывший храм превратился в безликое рядовое строение, ничем не напоминающее дом Божий. В здании бывшего храма расположился кондитерский цех, работавший вплоть до 1990-х годов. Храм полностью утратил внутреннее убранство, до неузнаваемости был искажён его наружный облик. В середине — второй половине ХХ столетия с запада и севера к храму примкнули обезобразившие его вид кирпичные пристройки. Ко времени передачи Рождественскому монастырю древняя святыня являла собой удручающее зрелище. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестёр Никольский храм был передан Богородице-Рождественской обители. Затем началась долгая и трудная работа по капитальной реставрации полуразрушенного на то время здания. В 2000-2002 гг. были восстановлены барабан с главой и колокольня по проекту архитектора И. Отрешко. Была восстановлена планировка, интерьер и приведена в порядок прилегающая территория. К концу 2003 года он был не только восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе с соблюдением всех требований по реставрации памятников архитектуры. В этом, конечно, большая заслуга настоятельницы Рождественской обители, игумении Павлы.
Реставрационные работы были выполнены квалифицированными специалистами фирмы «Реставратор» и ООО «Гранит». Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 января), небесной покровительницы Рождественского монастыря. Великое освящение храма и первую Божественную литургию в нём совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в сослужении священства храмов и монастырей Ростовского благочинного округа. Наружный декор здания Никольского храма отличается большой сдержанностью. Фасады собственно церкви, трапезной и колокольни по верикали расчленены плоскими лопатками, отвечающими их внутренней структуре. Цокольная часть примерно на высоте одного метра от земли отмечена горизонтальной тягой из двух рядов тесаного кирпича. В завершении собственно храма, трапезной и четверика колокольни устроены однотипные многообломные карнизы напдобие антамблемента. Сходный карниз имелся и в завершении восьмерика колокольни. Барабан церкви в своей нижней части украшен простыми вертикальными тягами со слабо круглящимися соединяющими их перемычками. В верхней части барабана имелись две расположенные одна над другой горизонтальные тяги. Окна здания имеют два типа наличников. Наличники окон верхнего света четверика состоят из плоской тяги (выступающий ряд кирпича), обводящей проём снизу, с боков и сверху. В центре верхней полукруглой части этой тяги помещён выступающий замковый камень, а нижняя тяга составляет единое целое с полукруглым выступом — так называемым фартуком. Наличники остальных окон здания имеют сходные формы, только у них отсутствует фартук. В целом описанный декор церкви, а также форма завершения её колокольни имеют барочный характер, что и не удивительно, ведь памятник строился в эпоху расцвета русского барокко. В то же время бросается в глаза плоскостная, явно не барочная трактовка этого декора.
Несомненно, мышление мастеров, да и заказчиков здания было ориентировано во многом на более ранние образцы архитектуры. Причём эти образцы находились в то время не где-то далеко, а в самом Ростове. Планировочная структура Никольской церкви явно была заимствована у ныне утраченной ростовской Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1689-92 гг. Да и общее композиционное решение (церковь-трапезная-колокольня), само по себе весьма традиционное, также восходит к этому храму, который первоначально, по всей видимости, имел на месте поздней колокольни шатровую колокольню. Ряд вертикальных тяг с пологими арочками барабана, конечно, восходит к аркатурно-колончатым поясам церквей ХVII века. Две же верхние горизонтальные тяги барабана заимствованы у ростовского Успенского собора или, что более вероятно, у ростовских церквей ХVII века, строившихся с ориентацией на этот храм. Даже большемерный кирпич, из которого сложена церковь, по своим размерам (29-30х13,5-15х6,5-7,5 см) соответствует кирпичу ХVII столетия. Как видим, в рассмотренной церкви явно выделяются два комплекса черт, один из них непосредственно восходит к местному зодчеству ХVII века, другой — к архитектуре барокко середины ХVIII века. Именно при строительстве данного храма была выработана некая локальная традиция формирования облика приходского храма.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 и с сайта: https://www.rostmuseum.ru/biblioteka/vypusk-ХII-rostov-2002/melnik-a-g—rostov-rostovskaya-nikolskaya-tserkov-na-podozere