В 1552 году, перед военным походом на Казань, в Авраамиев монастырь прибыл Иван Грозный – заручиться поддержкой небесных покровителей, получить благословение и укрепить боевой дух. Братией монастыря в царские руки была торжественно передана главная святыня обители – жезл святителя Авраамия, по легенде чудесным образом вручённый ему самим Иоанном Богословом, с помощью которого Авраамию удалось повергнуть главного языческого идола Велеса, показав, таким образом, мощь и силу новой православной веры. Символический смысл этой легенды для Ивана Грозного стал сакральным – покорение Казанского ханства, помимо завоевательной миссии, преследовало целью ”обращения в истинную веру” татар-мусульман. Тогда перед прощанием царь дал обет – поставить каменный храм в случае успешного исхода военной операции. Казанский поход, как известно, завершился победой русской армии (и практически тотальным разрушением Казани, сопровождавшимся огромными жертвами среди осажденных защитников города, после которого появилось выражение ”сирота Казанская”). А царь вернулся в Ростов в 1553 году и сдержал слово – на пожалованные им средства в тот же год было начато строительство каменного собора, завершенное в 1555 году.
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом – трехпридельный, пятиглавый, крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Изначально (в южной апсиде) существовал и четвертый придел Введения во храм Богородицы, не сохранившийся до наших дней, ибо его престол спустя полтора века был перенесен в построенную при ростовском митрополите Ионе в 1650-х годах Введенскую церковь – в 20 метрах к юго-востоку от собора. Два придела (Иоанна Предтечи с северо-запада и Иоанна Богослова с юго-запада) симметрично расположены с западной стороны четверика, между ними – притвор с пристроенным крыльцом (разобрано, отсутствует). Третий юго-восточный придел святителя Авраамия вплотную примыкает к южной апсиде, два придела по южной стороне соединялись галереей (перестроена).
Многопридельных храмов тех лет в России сохранилось немного – по пальцам перечесть. Самые известные из них – Покрова на Рву в Москве (он же Собор Василия Блаженного), построенный также в память о Казанской победе в 1555-1561 годах; и в подмосковном Дьяково — Иоанно-Предтеченский храм, тоже датируемый 1550-ми годами. К сожалению, о такой роскошной реставрации, какой удостоились упомянутые два памятника архитектуры, наш Богоявленский собор может только мечтать – зато у нас есть возможность увидеть, так сказать, воочию древние камни, помнящие самого Иоанна Грозного. И камней будет даже слишком много. Частично реставрационные работы в соборе, параллельно с научными исследованиями, проводились в 1960-х годах, частично в 1980-х, и хотя в результате специалисты вернули к жизни ряд исторических архитектурных форм, на общее катастрофическое состояние памятника их деятельность почти не повлияла.
Юго-восточный шатровый придел Богоявленского собора посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, основателю древней обители, и представляет собой высокий четверик, каждая стена которого разделена лопатками на три части, увенчанные килевидными кокошниками, над которыми возвышается пониженный восьмерик, декоративное оформление оконных проёмов которого повторяет профиль кокошников. В 1820-30-х годах в монастыре осуществлялись масштабные ремонтные работы, сопровождавшиеся перестройкой и поновлением всего и вся, в ходе которых в шатре были пробиты оконца-люкарны, выглядящие по меньшей мере странно на фоне архитектуры XVI века. В 1960-х годах советские реставраторы вернули шатру первоначальную форму.
Два четырехгранных западных придела изначально имели одинаковую высоту, двухъярусную структуру, три ряда кокошников и барабаны равных пропорций в завершениях. Сходность их облика заметна и сейчас. Кардинально отличался второй ярус – в приделе Иоанна Богослова (справа) в нём располагалась ”часозвонь” – то есть, колокольня с обустроенным в ней полноценным часовым механизмом (упоминается уже в монастырской описи 1629 года – “а на церкви колокольня, да часовня”). “Над оным приделом колокольня об одной главе… На оной колокольне десять колокол болших и малых…Поверх оных колоколов часы боевые во своё время бьют в ымеющияся на той колокольне колокола” Циферблат располагался на южной стене второго яруса, на месте заложенной правой арки.
При ремонтных работах в 1830-х годах часовой механизм был демонтирован, а придел ”обновлен” – с надстройкой двух четвериков и восьмерика, увенчанных псевдо-шатром, совершенно исказивших исторический облик сооружения. “Обновленцы”-таки живы во все времена, и испокон веков нет на них управы.
Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид – нетронутые узкие окна (в первом ярусе – оформленные своего рода порталами) позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проёмы четверика – часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках.
Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием – нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, взамен иоанновских шлемовидных. На лаконично декорированных тремя поперечными поясками барабанах сохранились древние узкие окна. Обратите внимание на пропорции и массивность конструкции – столь серьезную нагрузку могут выдерживать только надежные опоры – но именно их внутри собора нет, ибо и стены, и арки, и столпы необратимо разрушаются на протяжении последних как минимум полутора веков, чему способствовал ряд выполненных дотоле непродуманных перестроек: расширение окон, пробивка дополнительных арок в несущих стенах.
Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами (не сохранилось).
К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом (не сохранились). В 1818 году галерея была перестроена, превратившись в крытый переход из Богоявленского собора в расположенный напротив Введенский храм. После закрытия монастыря в 1929 году переход был разобран на кирпичи вместе с ведущим к нему крыльцом – исключив возможность входа в собор с юга. Вот тогда-то в разы ускорился дотоле почти незаметный, но необратимый процесс постепенного ослабления конструкций четверика, несущего на себе громадное пятиглавое завершение. Искаженный реконструкцией южный фасад превратился в потихоньку разрушающуюся, кое-как заложенную стену с абы-как приспособленными то ли окнами, то ли дверями в подклет.
Не забудем, что в верхних частях южной и западной стен — неосмотрительно растесанные в начале XVIII века окна, и что стены служат опорой для пятиглавия, и что распор и силу тяжести никто не отменял.
Судя по тому, что ни на одном из архивных фото не видно никаких намеков на каменное крыльцо у северного фасада – оно изначально было деревянным. Именно этот факт спас древний северный портал, единственный дошедший до наших дней из трех первоначальных — разрушаться тут было почти нечему.
В августе 1736 года интерьер собора был впервые расписан — местными художниками, из подмонастырской Богоявленской слободы. В 1870-х годах воспринимаемые как ветхая архаика древние изображения были записаны масляными красками. До недавнего времени, поднявшись по железной лесенке, можно было заглянуть внутрь сквозь решетчатые ворота – дальше нас не пустят, вход в законсервированный храм опасен для жизни. Всё пространство от пола до сводов густо заполнено деревянными конструкциями, удерживающими от обрушения горизонтальные плоскости, и подпорками, не позволяющими стенам обвалиться. Опорные столпы снизу доверху опутаны железными скрепами, дабы не рассыпались и хоть как-то поддерживали своды. И лики, безмолвно взирающие на эту архитектурную агонию.
Послереволюционная судьба Богоявленского собора, уже к тому времени требующего серьезного капитального ремонта, сложилась на редкость неудачно. Приспособленный под зерносклад, храм на долгие годы остался без должного присмотра. Извечные проблемы с кровлей, отсутствие средств и материалов на восстановление – фактически на полвека древний собор оказался полностью заброшен. Сам Авраамиев монастырь превратился в жилой квартал для рабочих расположенной неподалёку ткацкой фабрики ”Рольма” – с детским садом (а в дальнейшем, и медвытрезвителем) в Введенском соборе, сквером и спортивной площадкой на месте некрополя. В надвратном Никольском храме впоследствии разместилась воинская часть и квартиры. До собора ли было в самом деле? Атеистов растили…
Нынешнее ветхое состояние Богоявленского собора специалистами ГМЗ ”Ростовский Кремль” оценивается как предсмертное. Критическое, после которого памятники не выживают. В начале 2000-х годов стены стянули металлическими креплениями (которые сейчас уже не выдерживают нагрузки), но это не помогло – фундамент имеет серьезные деформации, а кладка в таком состоянии, что тронь – и начинает сыпаться.
Храм рассыпается, ибо раствор, скрепляющий древние кирпичи в арках и стенах, растворён осадками – результат многолетнего отсутствия элементарной кровли. Это вывод экспертов. Старая кладка нуждается действительно в каком-то чуде, точнее не так – чудо, что храм еще вообще стоит, до сих пор не превратившись в груду строительного мусора с железными куполами, опрокинутыми поверх…
Уму непостижимо, как и кем в 2015 году с московской строительной компанией “ЭШЕЛЪ” был заключен контракт на проведение реставрационных работ в несчастном соборе. Люди, друзья, сограждане, россияне – опомнитесь, что же вы делаете, ведь именно эти товарищи из Эшела угробили бесподобный архитектурный памятник в Борисоглебске, в 20 км от Ростова, превратив южные монастырские ворота с надвратной Сергиевской церковью в белое неопознаваемое нечто.
В начале весны 2015 года были начаты реставрационные работы, “в ходе которых участки кирпичной кладки XVI века были раскрыты, временной кровли над ними не было, и кладка вымокала и вымораживалась. Раствор, скреплявший кирпичи, растворился, и здание держалось фактически на металлических креплениях 1990-х годов” (цитирую слова директора “Эшела” Евгения Загоскина). Состояние кладки реставраторы описывали так: “Висит стена, и она в любой момент может упасть”. По свидетельствам с объекта, обрушения опасались даже от порыва ветра. Гром грянул 13 августа 2015 года – прямо в процессе реставрационных работ рухнули своды южной галереи. Снова цитата из Загоскина: ”Обрушение конструкций произошло при демонтаже поддерживающей опалубки, которая держала свод и в свое время сильно прогнила, поскольку на протяжении длительного времени никакие работы не производились”. Почему перед демонтажом опалубки не было исследовано состояние кладки и не были подведены новые укрепляющие конструкции, не поясняется. Разве не нужно сначала укреплять кладку, а уже потом производить с нею какие-либо манипуляции? Теперь разрушившийся кирпич заменяют современным, дополнительно укрепляют стены и строят новые поддерживающие конструкции.
Эта величейшая потеря происходит на наших глазах. Заново отстроенный из современного кирпича храм перестанет быть Иоанновским Собором. Но с другой стороны, предпринимать какие-то грамотные, продуманные шаги по спасению памятника архитектуры необходимо. Или рухнет в силу ветхости — или уцелеет, но при этом превратится в «новодел». Из двух зол снова нужно выбрать наименьшее?
Сказ о реставрациях XX-XXI веков
Богоявленский собор требовал безотлагательных ремонтных работ еще в дореволюционную пору. Последующие известные события первой половины XX века перечеркнули все надежды на возможность их проведения. Опустевший храм ветшал и рушился, превратившись в склад, и лишь к концу 1950-х годов усилиями архитекторов-искусствоведов ему был присвоен статус памятника зодчества. Объектом культурного наследия федерального значения Богоявленский собор стал еще в хрущевскую эпоху, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г за № 1327.
Планомерные научные исследования на памятнике начали производить в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В 1972 году Ленинградским филиалом института “Гипротеатр”, авторским коллективом в составе В.С. Баниге, А.Н. Милорадовича, И.Н. Кауфман, был разработан первый на советский период проект реставрации Богоявленского собора, дополненный по ряду пунктов в 1973 году, руководствуясь которым, в 1970-80-х годах был проведен комплекс мероприятий по воссозданию некоторых утраченных элементов собора (в частности, кокошников северо-западного придела и проёмов звона колокольни), укреплению разрушенных участков кирпичной кладки, возвращению исторических размеров всем оконным проёмам восточного фасада, а также первоначального вида шатровому Авраамиевому приделу, вплоть до покрытия его глазурованной черепицей.
В начале 1990-х годов, после перерыва, была предпринята попытка продолжения работ, завершившаяся неудачей по причине отсутствия средств. С 1994 года на территории монастыря (в Никольском храме, не так серьезно пострадавшем в советские годы) возобновились богослужения, обитель потихоньку стала благоустраиваться – но до полного благолепия ей даже сейчас очень далеко. С 1996 по 2003 годы ряд безотлагательных ремонтных работ, продливших жизнь собору, всё же удалось выполнить: обновили кровлю алтаря, четверика, галерей и глав, частично пролили цементом бутовый фундамент (с давно уже сгнившими от постоянной сырости грунта деревянными сваями), кое-где подновили кладку стен, установили временные металлические связи на четверике. Четыре кирпичных внутренних столпа именно в эти годы были стянуты железными бандажами, дабы замедлить процесс дальнейшего расслоение кладки, а под своды и арки четверика подведены деревянные опорные конструкции, что в итоге спасло здание от неминуемого обрушения. После 2003 года вплоть до 2015 никаких работ в соборе не проводилось.
Собственником объекта культурного наследия с 2004 года является “Местная религиозная организация епархиальный монастырь “Авраамиев Богоявленский женский монастырь” Ярославской епархии РПЦ.
1 июля 2015 года архитектурный ансамбль Авраамиева монастыря, объект культурного наследия федерального значения, был зарегистрирован в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. За три года до этого, 22.11.2012 г. в Департамент культуры Ярославской области поступило заявление от настоятельницы монастыря игумении Миропии (Юрченковой), на основании которого был-таки сделан первый шаг в деле устранения угрозы полного уничтожения памятника древнерусского зодчества: составлено Задание на проведение реставрационных работ, датированное 03.12.2012. Процесс пошёл. В 2013 году были осуществлены научно-проектные работы, инженерные обследования состояния памятника, результаты которых легли в основу проекта реставрации, выполненного специалистами московского института ”Спецпроектреставрация”.
Читаем Акт технического состояния здания, 2013 г.:
”Своды подклета: кирпичная кладка деструктирована, обрушена центральная часть свода северо-западного придела.
Основной ярус четверика: трещины на конхах трех апсид, вертикальные трещины на малых западных барабанах, трещина на пяте восточного свода центрального нефа и выпадение кирпичей из замка свода, трещины на подпружных арках южного и северного нефов, трещины в зоне примыкания западной стены к своду, глубокая трещина в арке над входом в юго-восточный придел, обрушение центрального свода северного нефа.
В кирпичной кладке стен имеются трещины. (Ширина трещин варьируется в пределах 10-20 мм. Толщина стен 2-8 кирпичей – Прим. авт)
Повсеместно: шелушение, выветривание, выкрашивание, вымывание, разрушение раствора кирпичной кладки.
Основной причиной деформаций крестово-купольной системы храма являются неравномерные деформации грунтов основания, которые привели к значительной просадке центральных столбов и неравномерным осадкам несущих стен, которые, в свою очередь, привели к срезу опорных частей подпружных арок, парусов и цилиндрических сводов центральной части храма как в подклете, так и в основном объеме.
На отдельных участках обнаружены разрушенные фрагменты деревянного связевого каркаса.
Наружные водоотводные конструкции отсутствуют. Гидроизоляция стен не обнаружена”.
И т.д. Выводы по большинству пунктов однообразны: состояние либо недопустимое, либо аварийное.
Кратко и красноречиво описывает общую картину на 2013 г. Акт физического износа и утрат первоначального облика памятника: Износ и утраты: фундамента – 50 %, массива кладки кирпичных стен – 50 %, лицевой кладки фасадов – 70 %, столпов основного объема – 70 %, сводов и подпружных арок – 70 %, настенных росписей – 70 %, цоколя – 70 %, внутристенных деревянных связей – 100 %, конструкций кровли четверика и приделов – 100 %, конструкций деревянных каркасов и кровли глав – 100 %, заполнения оконных и дверных проёмов – 100 %, штукатурного слоя и известковой обмазки стен, а также обстановочного комплекса интерьеров – 100 %, полов подклета и основного этажа – 100 %.
Иными словами, пациент скорее мертв, а исторических интерьеров нам даже после завершения реставрации не увидеть.
Итоговый план работ (по состоянию на 2013 г.) состоял в следующем:
В первоочередном порядке в 2014 году: усиление фундаментов и надземных конструкций памятника. Следующий этап, 2015 год: реставрация кирпичной кладки фасадов и внутренних стен здания: усиление и ремонт кладки в местах ее разрушения (или разбора в процессе эксплуатации) с восстановлением заполнения пространства швов кладки и восстановлением сечения кладки с заменой поврежденных кирпичей путем вычинки. Участки кирпичной кладки со значительными объемами вычинки наружной версты было рекомендовано усилить косвенным армированием (результат тотальной вычинки – посвежевший западный фасад); ремонт стропильной конструкции кровель и глав завершений, воссоздание утраченных перекрытий ярусов и лестниц, восстановление системы водостока кровли, водоотвода от здания, осуществление мероприятия по понижению уровня грунтовых вод, устройство отмостки. 2016 год: реставрация и консервация стенных росписей, устройство покрытий полов, отделочные работы стен интерьеров и фасадов, установка систем инженерного оборудования.
Кроме всего прочего, проект предусматривал полное восстановление западного крыльца здания, утраченного в 1970-х годах. Обращает на себя внимание стена из старого кирпича, которой заложен проём, может, оставили её в расчёте на дальнейшее возобновление крыльца – если его отстроят, то стену разберут.
Предусмотрительно добавленная приписка в конце плана мероприятий заранее предупреждает о возможности пересмотра сроков их исполнения, в зависимости от изменения в сроках и объемах финансирования работ. Что и сбылось в итоге, сместившись на два года позднее.
В первоначальной версии сводного сметного расчета стоимости реставрационно-восстановительных работ светилась сумма в 245 млн руб (в ценах 2013 г.), в дальнейшем существенно подкорректированная (любопытно, за счёт чего).
Zakupki.gov.ru утверждают, что в период с 2015 по 2018 гг. на реставрацию Богоявленского собора Авраамиева монастыря Ростова Великого из федеральной казны потрачено 67 млн руб. В 2017 году контракт на 37 млн был заключен с ООО «Зодчие Северо-Запада”. В 2018 году работы выполняются силами ООО ”Архнаследие”, общая сумма контракта 22 млн руб.
До ХVI столетия в Авраамиевском Богоявленском монастыре не было каменных построек, так как все строения были деревянными. В середине ХVI века благодаря царю Иоанну Грозному на монастырской территории вознёс свои купола наиболее важный по своему художественному значению Богоявленский собор — ровесник собора Василия Блаженного в Москве. Богоявленский собор был построен на месте деревянной церкви в честь взятия Казани русскими войсками в 1553 году по повелению Грозного царя. Сюда, для строительства был прислан из Москвы «каменных дел государев мастер» Андрей Малый. Богоявленский собор занимает центральное место в ансамбле Авраамиева монастыря. Основной массив памятника — четырёхстолпный куб с тремя апсидами, притвором и крыльцом. Его венчают пять массивных куполов на мощных барабанах, центральный их которых крыт «железом под лемех». Все барабаны световые. Главный объём храма не выделяется, он кажется зажатым своими приделами и звонницей. Особо интересен в архитектурном отношении придел во имя прп. Авраамия Ростовского в юго-восточном углу собора. Основанием придела является четверик, на фасадах которомго устроены небольшие оконца с наличниками. Он переходит в восьмерик, который несёт шатёр с лемеховым покрытием. Стены четверика расчленены лопатками на три равных части и завершены кокошниками. К юго-западному углу собора пристроена трёхъярусная башнеобразная колокольня с двумя ярусами звона. Это так называемая композиция «небольшой восьмерик на двух вытянутых четвериках». Колокольня имеет конусовидное шатровое завершение, на котором возвышается небольшая главка. С северо-запада фасад собора обрамляет одноглавый бесстолпный придел в честь св. Иоанна Богослова.
Богоявленский собор — тип усложнённого храма. Он похож на ярославские храмы, только кажется более суровым и тесным. Памятник архитектуры несколько раз переделывался и многократно реставрировался. Так, в ХVIII веке были устранены его закомарные покрытия, в конце ХIХ века были растесаны щелевидные окна, в первой трети ХХ века уничтожена переходная галерея, соединявшая собор с Введенской церковью, тогда же был снят купол с главкой над западным крыльцом. Частично реставрационные работы в Богоявленском соборе, параллельно с научными исследованиями, проводились в 1960-х годах. Так, за время этой реставрации памятнику архитектуры, советские реставраторы вернули изначальные главки, колокольне и шатру придела (в 30-х гг. ХIХ века на нём были пробиты 2 ряда окон с выступающими наличниками для дополнительного освещения) первоначальные формы. Оформление интерьера собора выполнено в середине ХVIII века в традициях древнерусских фресок. По своим художественным приёмам, содержанию и технике росписи собора отличаются от древнерусских фресок. Они написаны не по сырой штукатурке, а клеевыми красками. Росписи Богоявленского собора не являются произведениями высокого класса, однако они «представляют большой исторический интерес, показывая, как религиозное мировозрение постепенно уступает место реалистическим представлениям об окружающей человека действительности». Интересны росписи, размещённые на арке, соединяющей храм с южной галереей. Живописец ралистично изображает возбуждение, взволнованность людей. Центральный западный свод собора занимают фрески. На одной из них изображён Христос, сидящий на гробе под сенью креста. На другой фреске изображена Богоматерь с сердцем пронзённым мечом, символизирующей скорбь матери, присутствующей при кончине сына. Интересна икона «Иоанн Богослов и Авраамий в житии». Она образно пересказывает легенду об основании Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове Великом.
Из путеводителя: Ковалёв И. А. «Ростов Ярославский». — г. Ярославль, издательство «Просвещение», 1971
Кирпичная часовня за алтарем Богоявленского собора построена над могилами чтимых иноков монастыря, затворника старца Пимена (нач. XVII в.) и Стахия (по другим данным — юродивого Афанасия). Первоначально устроена как палатка. В середине XIX века перестроена в часовню.После 1929 года разрушена, не сохранилась.
https://russian-church.ru/viewpage.php?cat=yaroslavl&page=10