Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь.

В восточной части города сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси — Авраамиевского, основанного более восьми веков назад, в конце ХI века. Монастырь выполнял с одной стороны функцию крепости, а с другой — функцию идеологического центра, способствуя в начальный период своей истории распространению и укреплению христианской религии. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.
С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань — столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому известно, что в Ростове тогда же появился его «младший брат» — Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её «чудесный» жезл, способствовавший покорению «неверных». Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль главного храма — собора. Это определило его конструкцию.
Квадратный в плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня — тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную. Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.
Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время значительно разрушились. Поэтому сейчас трудно судить об их архитектурных и художественных особенностях. Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиевский монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. В 1990-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и приписан к Патриархии. Ныне является действующим.
http://www.yaroslavskiy-kray.com/5/bogoyavlenskijj-avraamiev-monastyr.html

Авраамиев-Богоявленский монастырь, 2 класса, в городе Ростове, на берегу озера Неро. Основан преподобным Авраамием (см. 29 октября). Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозном. Здесь находится Корсунская икона Божией Матери — дар Иоанна Грозного. Мощи преподобного Авраамия почивают в придельном храме его имени в серебряной раке, устроенной в 1857 — 1860 годах; у ног лежит его архимандритская шапка; в отдельном киоте на стене хранится крест от жезла Авраамиева — медный, шестиконечный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. За алтарем собора стоит каменная часовня над могилами двух живших в XVII веке старцев-подвижников, Пимена затворника и Стахия юродивого; в ней хранятся принадлежавшие им железный камзол в 59 фунтов весом и 2 железные кувшинообразные гири, по 4 пуда каждая, с длинными цепями; усердные богомольцы возлагают эти тяжелые вещи на себя и троекратно обходят с ними часовню. В первое воскресенье Петрова поста совершается крестный ход вокруг города и 29 октября из городских церквей в монастырь.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

По дороге на Ярославль в двух километрах от Ростова расположен один из древнейших русских монастырей — Богоявленский Авраамиев. Богоявленский Авраамиев монастырь занимает площадь около 2,5 гектаров. В центральной части монастыря расположен Богоявленский собор, рядом с ним в западной части — Введенская церковь, у входа в монастырь — Никольская. В северной части монастыря расположен двухэтажный настоятельский корпус (перестроен П.Я. Паньковым в 30-е г.г. XIX в.), с пристроеной к нему в 1892 г. трапезной. Монастырь был основан на рубеже XI-XII в.в., по легенде — на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса. Вскоре после основания сделался одним из оплотов христианской колонизации на северо-востоке Руси. Монастырь сильно пострадал от нашествия Батыя и в Смутное время от поляков. Известно, что Иван IV, отправляясь на покорение Казани, заехал в Ростов и взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре.
До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в.
Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III.
В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.
В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах — евангелисты. Евангельские сцены заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов — изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете — «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста».
Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже — дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы.
Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII в. крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены.
В середине XVII столетия архимандритом Авраамиева монастыря был Иона Сысоевич, построивший, как считают, Введенскую церковь. Под алтарем ее был похоронен отец Ионы — схимник Сысой. Оригинальным было покрытие одноглавого, квадратного в плане храма восьмискатной кровлей. Церковь была соединена с Богоявленским собором не сохранившейся до наших дней галереей. Надвратная Никольская церковь с двумя башнями по сторонам была сооружена в 1691 г. мастерами Ионы Сысоевича. В 1826-1837 г.г. здание было перестроено губернским архитектором П.Я. Паньковым, была возведена колокольня и к западному фасаду пристроен классический портик. Церковь представляет собой оригинальный надвратный храм ростовского типа.
Монастырь со времени основания был мужским. В 1914 г., после начала мировой войны, на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.
3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община верующих продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована.
В 1993 г. в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье. В 2004 г. по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
По материалам сайта Ярославский край

Свято-Богоявленский Авраамиев женский монастырь находится на месте молитвенных трудов преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца, подвизавшегося здесь во второй половине ХI века. Это древнейшая обитель Ростова. Она же, как принято считать, стала первой монашеской киновией всей Северо-Восточной Руси. Преподобный пришёл в Ростов из Валаамского, а может быть другого, монастыря, это в точности неизвестно.
В те далёкие времена в Ростовской земле, населённой финно-угорскими племенами меря, сильно было язычество. И ещё никому не известный тогда Авраамий селится именно в этом месте, поблизости от священного идола язычников. На городской окраине, называвшейся Чудский конец, недалеко от священного дуба, рядом с которым возвышался каменный идол языческого бога Велеса, он поставил келью и предался молитвенным подвигам. Преподобный молился о сокрушении каменного истукана и об обращении жителей к единому истинному Богу, но проходило время, а идол продолжал стоять, ему приносились жертвы, и от его имени жрецы произносили пророчества. О том, что было дальше, житие святого, написанное в древности, сообщает так: «Однажды преподобный Авраамий в скорби и недоумении сидел вблизи идола. И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Авраамий встает и спешит к нему навстречу. После взаимного приветствия и благословения преподобный спросил, откуда он и из какой страны. Я из Царьграда, отче, родом; в земле вашей странник. Скажи мне, отче, почему ты сидишь в печали?» «Я молю Господа Бога о том, чтобы мне дана была сила сокрушить идола, — отвечал Авраамий, — но молитва моя не выполняется». «Если хочешь, — сказал старец, — чтобы выполнилось твое желание, иди на Восток, отыщи дом Иоанна Богослова и помолись иконе его». Авраамий опечалился тем, что так далеко надобно идти, но старец ободрил: «Господь сократит путь твой». Блаженный Авраамий, исполнившись Святого Духа, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о его дальности. Лишь только он перешел речку Ишну, что в четырех верстах от Ростова, как ему встретился старец, вид которого невольно заставлял благоговеть перед ним. Лицо его было величественно и ясно, седой, он был с большой круглой бородой, почти совсем без волос на голове. В руке у него была трость, увенчанная крестом. Блаженный Авраамий поклонился ему. Неизвестный спросил: «Куда идешь, старец?»»Иду отыскивать дом Иоанна Богослова», — отвечал Авраамий. «Возьми эту трость мою, — сказал старец, — иди к Велесу и ударь ею идола со словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться» И стал невидим. Блаженный Авраамий понял, что это был Иоанн Богослов. Объятый страхом и радостью, Авраамий воротился назад, беспрепятственно подошёл к идолу, ударил его тростью во имя Иоанна Богослова, и идол тотчас превратился в прах». Так на подвиг избавления Ростова от язычества преподобный Авраамий получил благословение апостола Иоанна Богослова. На месте поверженного идола, к которому прежде стекался весь город, святой построил храм во имя Богоявления Господня. Преподобный Авраамий скончался в глубокой старости и был погребён в созданной им обители. Его святые мощи обретены в 1210 году и в течение многих веков почивали в Богоявленском деревянном храме. Канонизирован он ещё до знаменитых соборов 1547-го и 1549-го годов, когда при московском митрополите Макарии к лику святых было причислено множество русских подвижников.
В древности Авраамиев монастырь относился к числу известных и почитаемых. На богомолье здесь побывали многие великие князья и цари. Неоднократно сюда приезжал царь Иоанн Грозный. Перед военной кампанией «на одоление Казанского царства» он молился в обители. В это посещение царь взял из монастыря священный жезл, дарованный преподобному Авраамию святым апостолом на сокрушение языческого идола. Необходимо сказать, что перед началом Казанского похода царь посетил также Троице-Сергиеву лавру, прося помощи у преподобного Сергия, и Успенский собор во Владимире, где покоились мощи благоверного князя Александра Невского. Казань вошла в состав Русского государства 2 октября 1552 года. Увидев в этом помощь, в том числе и святого Авраамия, в 1553 году Иоанн Грозный повелел построить в его обители каменный Богоявленский собор с тремя приделами. Первый — в честь преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. Он расположен справа от алтаря и имеет шатровое завершение. Второй, юго-западный, придел посвящён святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Над ним возвели звонницу. Третий, северо-западный, придел освящён во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя — святого покровителя самого царя. Этот придел завершает горка кокошников. Собор и приделы стоят на высоких подклетах. Существовавшие ранее крыльцо и крытая галерея не сохранились. Сложная объёмно-пространственная ассимметричная композиция придаёт храму необычайную живописность и вместе с тем делает его схожим с ещё одним памятником в честь казанской победы — московским собором Покрова на Рву (Василия Блаженного), построенным несколькими годами позже (1555-1561). Специалисты ставят Богоявленский собор в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества ХVI века. Хотя в настоящее время он понёс множество утрат, но всё равно производит сильное впечатление. Собор расписали ростовцы, жители подмонастырской слободы, Егор и Иван Пахоловы в 1736 году, правда, эти фрески записаны в период реставрации в конце ХIХ века.
В ХVII веке в монастыре были построены ещё два каменных храма. По распоряжению архимандрита Ионы Сысоевича, тогда настоятеля этой обители, в 1650 году возведена тёплая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с обширной трапезной, предназначавшаяся для зимних богослужений. Её создатель из настоятелей Авраамиева монастыря был возведён на Ростовскую кафедру и стал одним из прославленных русских архиреев. В храме находилось погребение его отца схимонаха Сысоя. Введенскую церковь капитально «обновили» в 1802 году, придав ей черты классицизма, так, что узнать в ней памятник времён Ионы Сысоевича могут только специалисты. В конце ХVII века на средства ростовских помещиков Мещериновых была построена надвратная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, осенявшая вход в обитель. Она несколько раз страдала от пожаров в 1730-м и 1826-м годах. После последнего из них была перестроена по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова. В это время в стиле классицизма возвели колокольню и портик на западном фасаде храма. Узнаваемыми памятниками ХVII века остались две башни по бокам Никольской церкви. Ныне это единственный действующий храм возрождённого Авраамиева монастыря. Таким образом. древний облик всех монастырских церквей был значительно искажён в результате многочисленных перестроек, а также поругания святого места в советское время. С левой стороны у алтаря Богоявленского собора прежде стояла каменная часовня, разрушенная в 1929 году. Она была возведена ещё в древности над местом погребения преподобного Пимена Затворника и блаженного Стахия (Афанасия), живших в обители в ХVII веке. До закрытия монастыря в этой часовне находились «железный камзол» и тяжёлые гири на цепи, принадлежавшие преподобному Пимену. Богомольцы возлагали на себя эти святыни и с молитвой трижды обходили часовню. Ни вериги, ни часовня до наших дней не уцелели. Лишь остатки фундамента напоминают о месте погребения местночтимых святых. С именем преподобного Пимена, верижника и затворника Ростовского, связывают возрождение этих двух древних видов подвижничества, более характерных для первых веков христианства на Руси.
При жизни преподобного Пимена в обители некоторое время пребывал монах Иринарх, впоследствии прославившийся как затворник Борисоглебский. Считается, что именно пример преподобного Пимена и беседы с ним послужили к тому, чтобы преподобный Иринарх избрал такой же путь. Вернувшись из Авраамиева монастыря в Борисоглебскую обитель он затворился в крошечной келье и надел на себя свои «труды» — вериги. О блаженном Стахии известно, что жил он во времена митрополита Ионы, был с ним близок и даже делил трапезу. Ему принадлежит известное пророчество о судьбе Ростовского архирейского дома. Увидя как-то владыку, опечаленного некоторыми трудностями при постройке своей резиденции, блаженный сказал ему: «Ах, Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить» Прошло столетие, и это предсказание исполнилось с переводом архирейской кафедры в Ярославль, здания Ростовского кремля были заброшены и на долгое время стали приютом для птиц. Среди замечательных личностей, жизнь которых была связана с Авраамиевой обителью, следует упомянуть святителя Игнатия. Он был её настоятелем по воле святого Александра Невского и его двоюродных братьев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Василька Ростовского, после чего в 1262 году стал епископом Ростова. Святитель управлял кафедрой более четверти века в лихое время татаро-монгольского ига. С восточной и северной стороны Богоявленского собора ранее располагался монастырский некрополь. В течение многих веков здесь погребали настоятелей и братию монастыря, среди которых были беззвестные подвижники и молитвенники, их же имена знает один Господь. С некоторого времени на монастырском кладбище стали погребать не только братию. Так, здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов. Авраамиев монастырь был основан мужским, и оставался таковым долгие столетия.
В 1915 году, во время Первой мировой войны, мужская обитель вследствие малочисленности братии была расформирована, а на её территории разместился Евфросиниевский женский монастырь, эвакуированный из Полоцкой епархии (Белоруссия). В 1929 году древнейшая обитель Ростова прекратила своё существование. Монастырская ограда, представлявшая собой крепостные стены с башнями, была снесена. В Богоявленском соборе устроено зернохранилище. В Веденском храме сначала был детский сад, затем санаторий, его сменил городской вытрезвитель. В церкви Святителя Николая расположилась воинская часть, позднее — квартиры горожан. Под жильё были отданы также келейные корпуса. В 1991 году из Ростовского музея были возвращены мощи преподобного Авраамия. Их перенесли в единственную возобновлённую тогда обитель — в Спасо-Яковлевский монастырь, где они покоятся и в настоящее время. Вскоре церковная жизнь возродилась и в стенах Богоявленской обители. В 1994 году был освящён надвратный Никольский храм, ставший приходским со статусом Патриаршего подворья. В декабре 2003 года был учреждён Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Обитель постепенно преображается, община сестёр небольшая. Возрождена духовная жизнь, налажено подсобное хозяйство. Территория монастыря обнесена металлической оградой, производятся вялотекущие реставрационные и ремонтные работы в храмах возрождённой обители.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла «Ростов Великий. Святыни и достопримечательности», — издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?