Росписи в интерьере дома Поляшова в Погорелово

Дом Поляшова в Погорелово. Часть 3. Росписи в интерьере

Предыдущие публикации:
Часть 1. Фасады
Часть 2. Интерьер

Помимо просто завораживающего своей детализацией и цветом деревянного декора, комнаты в доме украшены потолочной росписью по штукатуре, расписными тяговыми карнизами и розетками. Лепнина выкрашена в различные цветовые комбинации в зависимости от характера помещения.

В плане сочетания деревянного околомодернового декора с северным колоритом и как бы венской расписной штукатурки на манер неоклассицистических дворцов, интерьер дома, конечно, выглядит кричаще кичевым. Но это ни сколько не умоляет его художественной и исторический ценности, особенно на фоне высокого уровня исполнения всего этого эклектичного буйства — все, что сегодня мы можем видеть в стенах поляшовского особняка, было изготовлено и нанесено более века назад, и в течении всего времени просто существовало и эксплуатировалось, не поновляясь и не реставрируясь.

Характер росписей, не смотря симметричные композиции и специфический орнамент, все-таки не торжественный, а вполне по-сельски кроткий и романтичный. Обилие разбеленных оттенков в сочетании с не академичной кустарной техникой делает все эти многочисленные венки, картуши и фризы с бурбонскими лилиями какими-то наивными и застенчивыми, не претендующими на помпезность и пышность. Есть в этом свой шарм: в попытке подражать столичным дворцам, являясь на деле лишь скромной сельской репликой. С другой стороны, если сравнить фрески поляшовского дома с росписями домов Вологодчины или Архангельшины, то живопись в Погорелово безусловно ближе к академической. И если в пропильном декоре лестничного холла мы видим прямую аналогию орнамента русского севера, то потолочная живопись стремится к городским усадьбам и дворцам.

Особого внимания заслуживает роспись в нише над лестничным маршем. Это два зеркально симметричных натюрморта с лирой, фаготом, бубном, скрипкой и нотным листом. И вся эта номенклатура музыкальных инструментов утопает в лавровых венках с червлеными лентами. Вполне так геральдично. Но интересны эти «полотна» их совершенно неповторимой нелепостью и наивностью. Это абсолютно любительская кустарная работа, но с замахом на академизм и некую статусность. Рассмотрите ее на фотографии (фото 8), оно того стоит 🙂 Начиная от количества струн у скрипки и отсутствия у нее колков, и заканчивая чем-то там неразборчивым на нотном листе, ну, мол, чет там написано и норм. И это настолько яркая иллюстрация той самой дичи, о которой я писал в предыдущих частях, сочетающей в себе стремление жить не меньше, чем по-столичному, и обычной сельской безграмотностью. Интересно, кстати, что музыкальный мотив в росписях лестничного холла является основным и встречается еще в нескольких «полотнах». Вполне возможно, что кто-то из четы Поляшовых (супруга?) имел какое-то отношение к музыке. Хотя это уже просто догадки.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?