Роспись по стеклу – один из самых древних способов холодного декорирования стекла эмалевыми, силикатными или масляными красками при помощи кисти или пера. Краски могут быть одноцветными или разноцветными, а также прозрачными или непрозрачными. Еще в Древнем Египте стеклянные изделия расписывались безобжиговыми масляными красками, которые быстро стирались, а позднее – эмалевыми с их последующим обжигом. В Россию эта техника пришла в середине XVII века и применялась в основном в небольших, как правило, провинциальных стекольных мастерских, где изделия вручную расписывались красками или эмалями при помощи кистей и трафаретов. Для закрепления эмалевой росписи на стенках стекло подвергалось термической обработке. В дальнейшем появлялись новые техники декорирования стекла художественной росписью, заимствованные из-за рубежа, но усовершенствованные отечественными мастерами.
Способов декорирования стекла при помощи различных красителей ручным или механическим способом достаточно много. Некоторые из них схожи с техниками росписи по фарфору. Кроме красок и эмалей стеклянные изделия расписывались также золотом и серебром, поскольку достаточно чистое стекло научились варить далеко не сразу, поэтому часто скрывали его дефекты за богатой росписью. В Венеции в XV веке, где декорирование стекла живописью и золочением получает широкое применение, появляется свой собственный, венецианский, характер росписи. Например, орнамент из золоченых чешуек в несколько рядов, обведенных цветной эмалью. К XVI веку там же стали производить белое молочное стекло, которое расписывали цветными эмалями и золотом в подражание китайскому фарфору.
Очень популярным методом является роспись люстровыми красками – специальными пигментами, содержащими в своем составе соли тяжелых металлов. Люстровые краски представляют собой практически бесцветную субстанцию, но после обжига приобретают радужный металлический блеск. Покрытие люстровыми красками изделий из стекла бывает не только в виде рисунка, но и сплошным, придающим изделию особую декоративность. Эта техника росписи появилась в Европе лишь в XIX веке, хотя была известна в Древнем Египте и на мусульманском Востоке очень давно. В России расписывать изделия из стекла люстровыми красками начали с конца XIX века. В советское время на стекольном заводе «Восстание» был выпущены интереснейшие декоративные композиции, декорированные тончайшей люстровой росписью, которые удостаивались первых призов на зарубежных художественных выставках. В фонде нашего музея есть ряд таких работ, как и авторских работ современных российских художников с росписью по цветному и бесцветному стеклу.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#годкультурногонаследиянародовроссии