Собор Спаса Преображения — массивный пятиглавый бесстолпный храм в стиле позднего классицизма. Он построен из кирпича и оштукатурен. Основной двусветный куб с аттиком завершен пологой кровлей с небольшой луковичной главой на круглой шее. С востока к нему примыкает закругленная апсида а по углам жертвенник, дьяконник и приделы — низкие четверики с массивными аттиковыми ярусами и широкими круглыми барабанами под шлемовидным покрытием. К широкой прямоугольной в плане трапезной с фигурными фронтонами примыкает трехъярусная шатровая колокольня. В скупом декоре фасадов выделяются круглые люкарны в аттике храма, круглые окна и ниши в барабанах боковых четвериков и фронтоны барочного типа с тройными прямоугольными окнами на трапезной. Металлические козырьки на ажурных кронштейнах над боковыми входами принадлежат 2-й пол. 19 в. Внутри основное помещение с тромпами по углам завершено восьмилотковым сводом с круглыми окнами по странам света. Апсиду перекрывает полуциркульный свод с конхой, боковые приделы, жертвенник, дьяконник и верхний ярус колокольни — сомкнутые своды, остальные помещения — потолки (в трапезной они опираются на два тонких столба). Над восточной частью трапезной устроены хоры, открытые внутрь четверика. Храм расписан масляными красками в кон. 19 — нач. 20 в. Карнизы, пилястры и витые колонки четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. выполнены довольно сухо. Скупой резной декор украшает только створки царских врат. Несколько повышенная средняя часть завершена иконой «Царь царем» в многолопастном арочном обрамлении, полуциркульной иконой «Распятие» и скульптурным «Распятием». Над третьим ярусом находятся иконы с лучковым верхом, украшенные резными подзорами. Придельный четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм относится к нач. 20 в. (иконы — 20 в.). Его боковые части поставлены под углом друг к другу, центральная заглублена. Паникадила и другая утварь относятся к кон. 19 и к 20 вв.
http://www.roslavl.ru/history/arhitektura/chirch/ch01.htm
Внутри монастырской ограды прямо против входа во святые ворота ограды расположен главный храм монастыря во имя Преображения Господня. Этот храм каменный, по форме четырехугольный с полукруглым выступом для алтаря; он имеет пять куполов с пятью главами и таким же количеством крестов. На западной части храма устроена колокольня вышиной от основания здания до креста 16 саженей. По сторонам колокольни на западной стене расположены 6 небольших цилиндрических возвышений, увенчанных крестами. С северной и южной стороны стен храма пристроены в линию стен крытые галереи с крыльцами. С западной стороны при входе в церковь устроено деревянное крыльцо с четырьмя деревянными колоннами, покрытое железом. Всех входов в церковь 5.
В этом храме три придела. Главный придел в память Преображения Господня занимает восточную половину храма; этот придел холодный. В западной половине храма устроены два придела: один с правой стороны — во имя Святой Троицы и другой на левой стороне — во имя святого пророка Ильи. Это отделение храма теплое; печи в нем устроены в 1891 году.
На колокольне при этом храме находятся 6 колоколов: большой весом 102 пуда и 8 фунтов, пожертвованный Калининым; два средних колокола: один весом 31 пуд 25 фунтов и другой, прежде разбитый, но теперь спаянный при помощи электричества в мастерских Рославльской железнодорожной станции, весом 22 пуда; три малых колокола: один весом 2 пуда, другой весом 1 пуд 30 фунтов и третий весом 32 фунта.
В этом храме находятся глубоко почитаемые гражданами города Рославля и другими богомольцами иконы: Тихвинская икона Божией Матери и великомученицы Варвары. Тихвинская икона Божией Матери помещается под особой сенью, которая стоит за правым клиросом главного придела. На этой иконе сребро-позлащенная риза весом 9 фунтов, украшенная по местам стразами и цветными камнями. Другая чтимая икона великомученицы Варвары также помещается под особо устроенной сенью, которая стоит за левым клиросом главного удела. На этой иконе риза сребро-позлащенная, весом 5 фунтов 12,5 золотников.
В ризнице этого храма хранится древнее Евангелие, напечатанное в 1654 году. Это Евангелие в полулист, обложено зеленым бархатом, с 5-ю изображениями из тонкого листового серебра.
Из имен игуменов сохранилось только имя Иллариона Литяги, который, несомненно, пользовался в то время большим уважением. Илларион Литяга известен также составленным им описанием Рославльского монастыря. Это описание монастыря хранится в архиве Смоленской духовной консистории. В нем игумен Илларион говорит следующее о своем монастыре. «В том Рославльском Спасском монастыре имеется церковь Божия деревянная, об одной главе, во имя Преображения Господня, также и колокольня деревянная на вратах входных в монастырь. Настоятельских келий четыре; против которых еще имеются две, из которых в одной Духовное Правление. Монашеских келий две. Все они, — как настоятельские, так и монашеские келии, давнего строения. Трапеза, кухня и амбары деревянные, также давнего строения; за церковью сад яблоневых и вишневых деревьев. Вокруг всего монастыря ограда деревянная — длиною 48 саженей с аршином, поперечнику 33 сажени и один аршин…»
В настоящем XIX столетии, по ходатайству духовного начальства, Рославльский монастырь снова был восстановлен.
В это время здание монастыря и церковь находились в самом печальном положении. В особенности деревянная церковь, просуществовавшая уже более 150 лет, пришла в совершенную ветхость: стены ее прогнили и продырявились, так что зимой даже снег проникал внутрь церкви сквозь прогнившие ее стены. При виде такого упадка обители и в особенности храма Божия, благочестивые и ревностные жители города Рославля предложили тогдашнему настоятелю монастыря, строителю иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор добровольных пожертвований на построение нового каменного храма в обители. Граждане города в своей ревности высказывали воздвигнуть в монастыре каменный храм даже наподобие соборного пятиглавого храма. Иеромонах Порфирий обратился с просьбой к епархиальному начальству о разрешении собирать пожертвования на постройку нового храма в монастыре. Когда было получено это разрешение, сбор добровольных пожертвований начался с успехом. Граждане города с молитвой перед находящейся в монастыре Тихвинской иконой Божией Матери усердно вносили посильные лепты на сооружение нового храма в монастыре.
Спустя 5 лет после начала сбора пожертвований, применительно к сумме собранных пожертвований составлен был план предполагаемого к постройке храма, и этот план был представлен на утверждение епархиального начальства. 17 июня 1811 года Преосвященный Серафим подписал грамоты на построение в Рославльском монастыре каменного храма в память Преображения Господня с двумя приделами во имя Святой Троицы и во имя пророка Ильи. Эта грамота дана была на имя строителя иеромонаха Порфирия и почетнейших граждан города Рославля. По получении означенной грамоты, строитель иеромонах Порфирий и ктитор Иосиф Чепелкин немедленно приступили к построению храма в том же 1811 году. Но бедственная для всей России и особенно опустошительная для Смоленской области война 1812 года с Наполеоном воспрепятствовала и Рославльскому монастырю продолжать начатую постройку храма.
Спустя только 7 лет после этой войны, постройка каменного храма в Рославльском монастыре была окончена. Весь храм был построен из кирпича, а крыша его была покрыта гонтом. Освящение храма состоялось в 1819 году. Этот храм существует в монастыре и до настоящего времени.
«Смоленские епархиальные Ведомости», 1897 год.