Рославль. Церковь Вознесения Господня.

Стоит в окружении деревьев на кладбище в южной части города. Построена в 1821-32 гг. вместо прежней деревянной на средства купцов Д.С. Полозова и И.А. Мухина. Здание кирпичное, оштукатуренное. Монументальный купольный храм с колокольней в стиле позднего классицизма. В композиции доминирует основной массивный четверик с крупным аттиком, пилястровыми портиками и полукруглыми пониженными объемами апсиды и трапезной. Он увенчан тяжеловесным цилиндрическим барабаном-ротондой с четырьмя большими полукруглыми окнами, ступенчатым аттиком и пологим куполом.Небольшой переход соединяет трапезную с невысокой двухъярусной колокольней: на ее нижний четверик с аттиковым объемом поставлен четверик звона с пологой купольной кровлей и шпилем. Портики из четырех тосканских пилястр увенчаны фронтоном. Стены апсиды и трапезной покрыты на две трети высоты крупным рустом вперебежку, а в большие арочные ниши помещены прямоугольные окна без обрамлений (тонкие рамочные наличники поздние).
В ярусе звона колонны поддерживают прямую перемычку под стрельчатой аркой. Внутри углы основного помещения храма срезаны; широкие подпружные арки и плоские паруса между ними несут барабан со сферическим куполом. Апсида и трапезная — перекрыты конхами, переход — полуциркульным сводом, нижний ярус колокольни — коробовым с лотками в торцах.
Храм расписан масляными красками в кон. 19 — нач. 20 в. в приглушенных, сумрачных тонах. Сборный иконостас выполнен в 1840-х гг., иконы — 2-й пол. 19 — 20 в. Представляют интерес икона «св. Георгий Козебский» (кон. 19 в.), икона «Остробрамская Богоматерь» (редко встречающийся иконографический извод) в деревянном резном позолоченном окладе и икона «Богоматерь Ахтырская» (18 в.). В трапезной и апсиде сохранились белые кафельные печи кон. 19 в. с обрамлением из темно-коричневых плиток. 
http://www.roslavl.ru/history/arhitektura/chirch/ch02.htm

Вознесенская церковь расположена на старом кладбище, в южной части города. Первоначально на месте каменного храма находился одноименный деревянный. Он был перенесен сюда из центра города в связи с началом строительства нового Благовещенского собора. Прежняя Благовещенская церковь была разобрана и заново собрана на отведенном под кладбище месте. В 1779 году новый храм освящен во имя Вознесения Господня.
К 1821 г. деревянная Вознесенская церковь пришла в состояние крайней ветхости. Поэтому граждане Д. С. Полозов и И. А. Мухин задумали заменить ее на каменную и ходатайствовали об этом перед епископом Иосифом. Владыка ответил согласием и подписал храмозданную грамоту, Постройка шла медленно, и освящение церкви последовало не ранее 13 декабря 1832 г. Чтимыми святынями в кладбищенском храме были иконы Божьей Матери Ахтырская и Остробрамская. Они и сейчас почитаются прихожанами этой церкви. Точных сведений о датах появления икон и о причинах их почитания не имеется.
В годы гонений на Церковь Вознесенский храм закрыли. Решением облисполкома за №1812 от 14 мая 1941 г. здание храма было передано под культцели. Но во время оккупации вновь была открыта. Настоятелем Вознесенской церкви с 1941 по 1953 г. был протоиерей Всеволод Михайлович Корицкий, который оставил после себя дневниковые записи. Имя этого священника заслуженно вписано в историю Православия Рославля. Протоиерей Всеволод начал с восстановления Вознесенского храма: организовал сбор икон, находившихся в собственности прихожан или спасенных ими при разграблении храма, обустраивал по возможности внутренние помещения.
К церкви потянулись жители города и окрестных деревень. В те страшные дни многие из бывших безбожников обратились к вере своих предков, считая спасением принять крещение и обрести тем самым Божью благодать. На кладбище росла березовая роща, превратившаяся в парк. Громадные старые деревья давали много тени, так что даже в самый солнечный день там царил полумрак. Почти на всех могилах стояли добротные железные кресты или хорошие дорогие каменные надгробья. В 1942 г. деревья стали вырубать немецкие оккупанты. Протоиерей Всеволод неоднократно обращался в немецкую комендатуру с просьбой прекратить вырубку кладбищенских деревьев, но тщетно. Вскоре от безысходности стали рубить деревья между могилами и сам рославльчане. Зима в тот год была суровой, а подвоза дров из деревень не было, так как немцы отбирали привозимое топливо для себя.
В результате к началу 1943 г. на кладбище не осталось не только растительности, но даже деревянных крестов. В августе 1941 г. немцы создали в Рославле лагерь военнопленных ДУЛАГ №130, который расположился недалеко от Вознесенской церкви. Отец Всеволод обратился к верующим с призывом организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти. Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи, что могли, но от чистого сердца. Все это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь. Благодаря этому удалось спасти многих наших солдат от голодной смерти. При возможности отец Всеволод также вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие из спасенных шли в «примаки» и трудились в сельском хозяйстве, впоследствии некоторые даже уходили к партизанам. После смерти Сталина, когда многие из бывших военнопленных, прошедших не только немецкие, но и советские лагеря, были реабилитированы, то, приезжая в Рославль, они приходили к отцу Всеволоду, чтобы выразить свою признательность и глубокое уважение за все, что было для них сделано.
В своих записках протоиерей Всеволод вспоминает о том страшном времени. Как правило, ночью в южной части кладбища проводились массовые убийства путем расстрела и в машинах-душегубках. Вокруг стояли немецкие часовые, чтобы никого не допустить к месту казни. Поэтому свидетелей этих преступлений не было, но иногда, стоя возле церкви, можно было слышать крики и стенания убиваемых.
После освобождения Рославля в сентябре 1943 г., была создана специальная комиссия по расследованию фактов фашистских преступлений. И состав этой комиссии вошел и настоятель Вознесенской церкви отец Всеволод. Он присутствовал при вскрытии братских могил и подписал протокол, а затем отслужил панихиду. На этой траурной церемонии присутствовало много людей из города и ближайших деревень.
В 1944 г. приходской совет был зарегистрирован в областном отделе по делам религиозных культов. Согласно договору община верующих принимала на себя обязанности содержать здание церкви внутри и снаружи в полном порядке, т.е. производить за свой счет ремонт. В 1945 г. епископ Калининский и Смоленский Сергий наградил отца Всеволода митрой. В 1947 г. отец Всеволод был назначен благочинным 1-го Рославльского округа. В 1953 г. настоятель церкви занемог. Умер отец Всеволод 18 февраля 1954 г. Погребен он на Вознесенском кладбище.
Ныне кладбищенский храм является приходской церковью. Настоятель — отец Иаков Кушнир. Кладбище закрыто для погребений. На нем покоится прах многих меценатов города Рославля, священнослужителей как этого храма, так и городских церквей. В южной части кладбища сооружен мемориальный комплекс пострадавшим от немецко-фашистских захватчиков.
сайт Смоленской и Вяземской епархии

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?