Рославль. Церковь Воскресения Словущего.

Расположена среди низкой деревянной застройки в северной части города. Возведена в 1816-25 гг., в кон. 19 — нач. 20 в. расширена трапезная. Кирпичные стены побелены по кладке. Бесстолпный храм в запоздалых формах провинциального классицизма. В нач. 1990-х гг. обрушилась основная часть здания.Несколько вытянутый по оси север — юг двусветный четверик завершен лучковой кровлей и главкой. Полукруглая апсида дополнена прямоугольными выступами по краям. Поперечную ориентацию сильно вытянутой в ширину трапезной подчеркивает двускатная кровля по щипцам. Над западной, более узкой, частью трапезной возвышается четверик звона (завершение колокольни утрачено). Скупой наружный декор четверика включает в себя портики из четырех пилястр. Нижние окна его северной и южной стен прямоугольные, а верхние — арочные. Внутри основное помещение перекрыто восьмилотковым сводом со ступенчатыми тромпами в углах, алтарь — конхой, трапезная — тремя крестовыми сводами, разделенными арками, боковые части нижнего яруса под колокольней — коробовыми сводами с распалубками, а средняя — двумя пересекающимися полуциркульными. 
http://www.roslavl.ru/history/arhitektura/chirch/ch04.htm

Над низкими деревянными постройками в северной части Рославля в 80-х годах возвышалась полуразрушенная каменная Воскресенская церковь, приход которой до революции составляли жители ближайшей части города и нескольких окрестных деревень. Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречьем.
Первоначально храм был деревянным, с двумя приделами: один, главный, — освящен во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а второй — во имя Смоленской иконы Божьей Матери. О том, в каком году и при каком епископе был возведен этот храм, сведений не сохранилось. В 1813 г. по неосторожности причта и старосты он сгорел.
По благословению епископа Смоленского Иосифа, в 1816 г. состоялась закладка нового, каменного храма. Строительство затянулось, и освящен он в 1837 г. Новый храм был, как и прежний, двухпрестольный. Иконостас для главного алтаря был сделан новый, а к придельному взят из церкви села Хорошово. Основным попечителем стройки Воскресенской церкви был священник Дмитрий Кузьмич Руковский. Он лично странствовал с книгой для сбора подаяний на строительство, под его руководством храм был закончен и подготовлен к освящению.
По инициативе церковно-приходского попечительства в 1869 г. были обновлены четыре иконы храма: Спасителя, Божьей Матери, Воскресения Христова и Воздвижения Креста Господня. В 1890 г. попечительство пожертвовало деньги на обновление иконостасов. Также ежегодно, к праздникам Рождества Христова и Пасхи, оно оказывало материальную помощь бедным прихожанам. При Воскресенской церкви действовала приходская школа, а в деревнях Козлово, Васьково, Любовка — частные школы. Ученики церковно-приходской школы пели в храме во время богослужений. При церкви была организована библиотека духовно-нравственной литературы.
Чтимыми иконами в Воскресенской церкви считались уже названная икона Воздвижения Креста Господня и Смоленская икона Божьей Матери, украшенная серебряным окладом. В день Воздвижения Креста в Воскресенский храм каждый год из Благовещенского собора совершался крестный ход. Когда и по какому случаю он был учрежден сведений нет. Древних предметов в ризнице Воскресенской церкви не имелось. На престоле, в Одигитриевском приделе, находилось Евангелие, изданное в 1711 г., а в библиотеке храма — Пролог, изданный в 1709 г.
Крестьяне прихода праздновали «свечи»: Воздвижению — в четырех деревнях, святителю Николаю Чудотворцу — в одной деревне. Общая свеча в течение трех лет находилась в домах поселян, а затем, когда она достигала веса в один пуд, передавалась в дар храму, а на ее место заводилась новая.
В состав прихода входило несколько деревень — это Козлово, Полшино, Васьково, Хоськи, Асиновка, Озерявино, Поляны и Любовка. Располагались они довольно далеко от своего храма, а потому некоторые их жители редко посещали церковь. В каком году в храме перестали совершаться богослужения, сведений нет. После его закрытия в помещении устроили хранилище и завезли несколько вагонов соли, которая считалась неприкосновенным запасом.
Решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 11 июня 1974 г. здание храма было взято на государственную охрану. Однако такая «охрана» привела к тому, что церковь в начале 90-х годов рухнула — соль сделала свое дело. Ныне от церкви Обновления Храма Воскресения осталась груда битого кирпича, щебня и покореженных оконных решеток. Одиноко и сиротливо возвышается над Заречьем сохранившаяся колокольня, но и она подвергается разрушению.
Еще три храма украшало Рославль в прошлые века. О них мы можем узнать только из архивных документов, так как на месте их расположения нет даже памятных табличек. Благовещенский собор возвышался в самом центре города. Сегодня же на этот святом месте высится памятник Ленину. Место Духо-Николаевского храма ныне занимает спортзал медучилища. А в Успенской церкви, некогда считавшаяся купеческой, находится частная пилорама…
сайт Смоленской и Вяземской епархии

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?