Ромны. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа.

СВЯТОДУХОВСКИЙ СОБОР, 1742—1746 гг.
Заложен в 1735 г. на месте деревянной Успенской церкви. В литературных источниках встречается под названием Троицкий и датируется также 1689 г., 1738—1747 гг. и 1749 г. Построен в стиле украинского барокко, кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане с четырьмя опорными столбами, делящими его на три нефа и несущими систему полуциркульных сводов и три купола на невысоких барабанах по продольной оси. Средний барабан — круглой формы, крайние — овальной, увенчаны главами грушевидной формы с вытянутыми декоративными фонариками с главками.

С восточной стороны примыкают три апсиды: центральная пятигранная снаружи и полукруглая внутри одной высоты с основным объемом, а низкие северная и южная в четверть окружности и по ширине равные боковым нефам. С запада пристроена прямоугольная в плане крытая паперть главного входа, с севера и юга квадратные тамбуры боковых входов, покрытые двускатными крышами. Паперть увенчана главкой.

Фасады здания оформлены лопатками и антаблементом, завершены парными треугольными фронтонами, с юга и севера украшены лопатками и нишами для живописи, обрамленными наличниками. Основной объем сооружения двусветный, оконные проемы прямоугольной и полуциркульной формы, в верхнем ярусе украшены треугольными сандриками. Под собором подвал, перекрытый системой полуциркульных сводов. В интерьере в западном членении боковых нефов устроены хоры, поддерживаемые арками, которые соединяются узким деревянным переходом, перекинутым через главный неф. На хоры ведут лестницы, устроенные в толще северном и южной стен. Интерьер отличается большой выразительностью, широко раскрыт как в высоту, так и в глубину, сохранились фрагменты росписей.

В объемно-пространственном решении собора нашли отражение два типа сооружений: древнерусский трехнефный центральнокупольный и украинский трехмастный трехкупольный. В 1970—1971 гг. здание отреставрировано.

Памятник является одним из оригинальных произведений украинского барокко XVIII в.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.16, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Комплекс городского собора расположен в историческом месте возле края высокой горы на кромке берега реки Сулы. С юго-западной стороны к собору прилегает Базарная площадь, которая существует на этом месте с 17 в. Комплекс собора Святого Духа состоит из трех сооружений: Святодуховского собора, Васильевской теплой церкви с колокольней и дома священника. Собор Святого Духа расположен на самой высокой точке города, и его «грушеподобные» купола видны с отдаленных видовых точек в радиусе до 5 км., особенно с прилегающих сел и равнинного левого берега р. Сулы. Собор строился с 1742-1746гг., на месте деревянного храма, построенного еще в 1689г. В его композиции органично слились типичный для русских храмов кубический объем и характерные черты украинских трехчастных церквей. Северный и южный фасады куба расчленены пилястрами на две равные части, каждая из которых оканчивается вверху фигурным фронтоном. Окна собора расположены в два яруса. Они обрамлены тонкими колонками и стрельчатыми сандриками. Собор удачно вписан в окружающий ланшафт. Кажется , что массиввный куб вырастает из обрыва и является естественным продолжением крутого склона. Фронтоны, расчленяющие массивный объем, облегчают сооружение, придают ему характер движения вверх. Здание было отреставрировано в 1970-1971гг. В соборе имелась картина с изображением мадонны, одетой в украинскую национальную одежду. Висела она над местом захоронения Марии Маркович-дочери известного украинского мемуариста Якова Марковича. Есть версия, что это был ее портрет и написал его талантливый украинский художник 18 века — Г. Стеценко. Сейчас картина экспонируется в Роменском краеведческом музее. Васильевская церковь с колокольней. Построенная в 1751-1780гг. на средства «бунчуковых товарищей» Лубненского полка А.П.Полетики, его сына А.А.Полетики и Лубненского полкового писаря П.Лукъянова. Это были представители одного из самых выдающихся казацко-старшинских родов Левобережья времен Гетманщины. В 1866-1867гг. церковь была перестроена (архитектор В.Червинский). Церковь стоит рядом со Святодуховским собором и является также его колокольней. После перестройки она стала удлиненной, с двускатной кровлей, заканчивающейся граненой алтарной апсидой, над которой возвышается небольшая декоративная главка. Над крышей западного притвора вырастает невысокий четверик, из которого стремительно взлетает колокольня, состоящая из высокого изящного восьмерика со сквозными арочными проемами. Над ним возвышается второй восьмерик, меньших размеров, без проемов, со стрельчатыми арочками. Колокольню завершает изящная главка на высоком цилиндрическом барабане. В декоре церкви применены самые разнообразные детали русско-византийского стиля — килевидные завершения арок, ажурные пояса карнизов, колонки с овальными вставками. В целом колокольня в кружевном уборе рядом с мощным кубическим объемом Святодуховского собора выглядит очень стройной и трогательно хрупкой. Дом священника прилегает к соборному ограждению с юго-западной стороны от собора. Своей миниатюрностью он подчеркивает значительный масштаб собора. Построен в 1876г. как лавка для продажи церковных свеч. Дом прямоугольный, одноэтажный, с пристроенным закрытым крыльцом. Декор на фасадах отсутствует. Отопление печное. Крыша вальмовая, по деревянным стропилам, покрыта кровельным железом.
Из книги: Вечерский В.В. Православные святыни Сумщины. Изд-во: «Техника», г. Киев-2009г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?