Появление женского монастыря на кимрской земле в XIX веке — явление далеко не случайное, а имевшее под собой значимые предпосылки. В 1893 г. сельцо Иваньково близ с. Ильинское Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области) посетил иеромонах Олимпий с чудотворной иконой преподобного Сергия Радонежского. Владельцу сельца И.X. Круглову после общения с иеромонахом, а главное — приложения к чудотворной иконе, — запала в душу благочестивая мысль совершить угодное Богу дело. Вначале он задумал оказать весомую материальную помощь одному из монастырей г.Кашина. Но в скором времени изменил свое решение: по совету Тверского архиерея Саввы решил свои денежные средства употребить на устройство Свято-Троицкой женской общины. В 1895 г. Иван Харлампиевич подал прошение на имя тверского епархиального начальства об открытии обители. В своем прошении он обязывался пожертвовать в ее пользу все свои денежные средства, 212 десятин земли, дом для настоятельницы и сестер, людскую избу со скотным двором, сарай для экипажа, ригу, баню, погреб. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва ходатайствовал об открытии женской общины перед Святым Синодом. 24 июня 1896 г. Святой Синод санкционировал открытие обители. Эта дата считается началом биографии будущего монастыря.
Закладка храма женской общины состоялась 5 декабря 1896 г. Это была небольшая деревянная церковь, перевезенная в разобранном виде из села Степаново и поставленная на земле И.X. Круглова. Первой настоятельницей женской общины стала мать Евстолия, переведенная из бежецкого Благовещенского женского монастыря. Пожертвовав все свои денежные средства, землю, движимое и недвижимое имущество, И.X. Круглов остался до конца дней своих жить при обители.
28 сентября 1897 г. новопоставленный храм во имя благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского был освящен в присутствии архимандрита кашинского Димитриевского монастыря Арсения, настоятеля кимрского Покровского собора священника Макария Комарова и других церковно-священнослужителей при большом стечении верующих. В новосозданную обитель поступило много пожертвований. Укажем только некоторые из них. С берегов Средиземного моря со Святой Горы Афон настоятель Пантелеймонова монастыря архимандрит Андрей прислал в дар икону Святой Троицы; наместник того же монастыря иеромонах Нифонт подарил икону Святого Пантелеймона; настоятель Андреевского скита архимандрит Иосиф прислал икону Божией Матери «Утешение в скорбях и печалях» с частицами святых мощей. (Заметим в этой связи, что архимандрит Иосиф в 1901 г. прислал в дар кимрскому Покровскому собору святую икону Иверской Божией Матери, ставшей покровительницей г.Кимры и его жителей и хранящейся ныне в Спасо-Преображенском соборе). Были пожертвования и из среды состоятельных жителей села Ильинское, но более всего из села Кимры. Так, С.М. Васильев пожертвовал 700 р. для киота и иконы преподобного Сергия Радонежского — копии чудотворной иконы из Троице-Сергиевой лавры. Писана была эта икона и освящена в Троице-Сергиевой лавре, перенесена в с. Ильинское с крестным ходом по благословению митрополита Владимира. На средства В.И. Шокина и И.К. Тунцова храм был оштукатурен и покрашен, а его крыша покрыта железом. Крупные пожертвования на храм внесли: А.И. Шкварин, И.К. Ечеистов, В.С. Губенков и другие.
Несколько слов об этих известных в Кимрах лицах. Сергей Макарович Васильев являлся регентом церковного хора Покровского собора; его правнук Игорь в настоящее время является священником одного из храмов г.Дмитрова. Василий Иванович Шокин многие годы занимал должность церковного старосты кимрского собора, завещал свой дом Кимрской женской гимназии (ныне ул. Володарского, 26, филиал средней школы №13). Илья Кириллович Тунцов — выходец из с.Губин-Угол, в его бывшем доме по ул. Урицкого, 22, до недавнего времени находилось медицинское училище. Онуфрий Васильевич Потапенко, торговец, владелец кожзавода, одной из первых обувных фабрик в Кимрах (ныне фабрика полевого и геологического снаряжения). Василий Сергеевич Губенков был церковным старостой в Покровском соборе (после смерти В.И. Шокина). Переоборудовал свой дом под филиал (подворье) Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря.
В новосозданной обители в 1900 г. помимо настоятельницы обитало 40 сестер; еще 16 находилось на испытании. Первым священником храма стал П.А. Синев. На богослужения сюда являлись не только монашки, но и крестьяне близлежащих селений: Мануково, Большое и Малое Аксеново, Морщихино, Василево. Таким образом, храм женской общины выполнял функции и приходской церкви. Народная молва о новой обители со святыми иконами из Афона и Троице-Сергиевой лавры разнеслась далеко вокруг, привлекая многих богомольцев и паломников. Вскоре оказалось, что деревянный храм, вмещающий всего около 100 человек, в иные дни не мог принять всех верующих.
В начале 1908 г. женская община была переименована в Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь. Настоятельница его, мать Евстолия, была возведена в сан игуменьи. Тогда же был заложен грандиозный каменный соборный храм стоимостью в полмиллиона рублей — сумма огромная для того времени. Вскоре игуменья Евстолия умерла. Погребена она была у алтаря в нижней (теплой) части собора. Новой настоятельницей с возведением в сан игуменьи указом Святого Синода была назначена монахиня этого же монастыря мать Евпраксия. В 1909 г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа для девочек. Помимо грамоты в объеме начальной школы воспитанницы постигали ремесло рукоделия, вышивания золотыми нитями. Для живущих в отдаленных селениях было устроено общежитие, где девочки жили на полном пансионе под присмотром опытных сестер монастыря. Учителями были священник Петр Алексеевич Синев и его супруга Анна Ивановна, окончившая полный курс Ржевского епархиального училища.
Шли годы. Громадный соборный храм все больше и больше поднимался ввысь. 27 мая 1912 г. состоялось торжество по случаю поднятия креста на центральную главу храма. Когда был освящен храм, автору этих строк пока установить не удалось.
В 1923 г. по решению властей монастырское подворье было закрыто, дом реквизирован и переоборудован под Дом просвещения и комсомольский клуб. В 1926 г. после очередной реставрации в здании обосновался кинотеатр «Молот», просуществовавший многие годы. Ныне здесь находится спортзал обувной фабрики «Красная звезда».
Размеренная жизнь обители была резко нарушена после Октября 1917 г. Новая власть начала гонения на Русскую Православную Церковь. Не обошли они стороной и Свято-Троицкий женский монастырь, его обитателей, церковно-священнослужителей, многих ревностных прихожан. В 1920 г. Кимрский уисполком (УИК) вынес решение занять помещения монастыря под Дом инвалидов. По какой-то причине этого не произошло. В 1922 г. было произведено изъятие части ценностей монастыря из золота и серебра. В 1926 г. местные власти приняли решение устроить в помещениях монастыря больницу, потеснив его законных владельцев. В 1920-х гг. был организован совхоз «Ромашкинский», на землях которого оказался и монастырь, что явилось еще одним поводом власть имущим для гонения монахинь.
Вот только один из таких примеров. Местные власти организовали детские ясли и под предлогом устройства парка отдыха для детей ликвидировали монастырское кладбище. Власти препятствовали крестьянам — прихожанам посещать богослужения в соборе монастыря. Когда не стало священника Сергея Козырева (не исключено, что он стал жертвой репрессий как и большинство служителей церкви в то время), соборный монастырский храм уже не мог функционировать. Это обстоятельство давало в руки местным руководителям важный козырь для достижения своей цели — его закрыли. К слову сказать, механизм закрытия храмов в стране осуществлялся по отлаженной стандартной схеме. Власти на низовом уровне (выполняя указания центра) принимали решение о закрытии храмов, затем ходатайствовали об этом в вышестоящие органы, от которых получали почти всегда удовлетворительный ответ. Не стал исключением из этого правила и Троицкий монастырь. Проследим, как это произошло.
В конце 1931 г. пленум Ильинского сельсовета вынес следующее решение: «Принимая во внимание, что религиозная община распалась, здание монастыря не охраняется и учитывая острую нужду совхоза в зданиях, ходатайствовать перед Кимрским райисполкомом о передаче монастыря под клуб и совхозную школу». Одновременно в Кимры было направлено заявление группы граждан д.Мануково — прихожан монастырского храма, об их отказе от церкви (полученное под явным нажимом властей путем уговоров и угроз). Кимрский райисполком (РИК) одобрил решение пленума Ильинского сельсовета и в свою очередь направил ходатайство с просьбой закрыть женский монастырь в Московский областной исполком (МОИК). 8 декабря 1933 г. МОИК в лице комиссии по вопросам культа постановил монастырь закрыть. Пока продолжалась эта бумажная эпопея, включающая в себя дополнительные запросы из центра, просьбу верующих оставить им храм, местные власти, не дожидаясь официальных распоряжений и сгорая от нетерпения, уже в конце 1931 г. насильственно отобрали у церковного старосты В.А. Белова все ключи и изъяли имущество монастыря, а один из колоколов передали в д.Усад для сигнализации в случае пожаров. Большинство монашек к тому времени уже были изгнаны из своей обители. Так прекратил свое недолгое существование Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь.
В осиротевшем монастырском соборе в нижнем (полуподвальном) этаже было устроено хранилище овощей, в верхнем — склад зерна. Несколько позднее, в 1937 г., в бывший монастырь был переведен из-под д.Зверево Кимрского района детский дом «Красная Звездочка». Директором его в то время был доброй памяти человек, сам в прошлом детдомовец, В.К. Мустивый. После нападения на нашу страну фашистской Германии дети были эвакуированы на Урал, а в освободившихся зданиях детского дома и больницы разместился прифронтовой госпиталь. После поражения немцев под Москвой и освобождения г.Калинина госпиталь был переведен в другое место, а детский дом вскоре вернулся в Ромашкино. В 1955 г. детский дом был закрыт. В конце 1950-х гг. сюда был перебазирован Дом инвалидов из д.Зверево Кимрского района. Ныне здесь находится Ильинский психоневрологический интернат. Не так давно сохранившийся 2-этажный каменный корпус бывшего женского монастыря был капитально отремонтирован, в нем разместились столовая и кабинеты.
До сего дня можно видеть бывший собор монастыря со снесенными главами, с зиявшей в стене огромной рваной дырой от учиненного разрушителями взрыва, напоминающего собой израненного, но непобежденного сказочного великана и вызывая у изумленного зрителя чувство благоговения и сострадания.Владимир Коркунов. По материалам сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие