В 1874 году в Париже де-факто образовалась «колония» русских художников-передвижников. Там проводили свои творческие каникулы Илья Репин, Василий Суриков и другие. Часто там гостила и другая российская богема, в частности внук архитектора Осипа де Бове Сергей Сергеевич. Туда он приезжал вместе со своей супругой, Сарой Соловцовой. Они часто проводили время с художниками. Здесь в Париже Илья Репин и загорелся мыслью написать серию картин на исторические темы.
По воспоминаниям современников, он деятельно начал изучать историю петровского времени и стрелецких бунтов. Репин пишет в Петербург своему учителю Владимиру Стасову: «Будьте благодетельны, пришлите мне костюм для царевны Софьи! Со дна моря достаньте! Достаньте его в гардеробе Мариинского или Александринского театров. Там новые костюмы построены довольно верно». Моделями для портрета поочередно были и домашняя повариха, и Бамберг, и Серова, но ни одна из них не устроила художника. И тут он вспомнил про супругу де Бове.
В течение двух недель он рисовал Сару. Так через несколько лет появилась легендарная картина. На переднем плане — сама героиня с выпученными глазами, сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами — точь-в-точь Сара Александровна в гневе. Бывшая царица (по сюжету уже монахиня) стоит у окна, за которым братец Петруша велел повесить трёх стрельцов, вложив одному из них в руку челобитную о вступлении царевны на престол. В 1940 году эскизный рисунок Сары Соловцовой был передан в Государственный Русский музей. Сама же картина «Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре» хранится в Третьяковской галерее.