Второго из династии Романовых, Алексея Михайловича Тишайшего, венчали на царство 14 (24) июля 1645 года. К началу его правления Романовы еще не прочно утвердились на российском престоле. Он царствовал в «бунташный» век, начавшийся Смутой и продолжавшийся войнами, междоусобицами, народными восстаниями и церковным расколом. Умный и волевой государь сумел удержать узды правления в своих руках. Его биография, под стать эпохе, полна тайн и белых пятен.
Личная жизнь
Алексей Михайлович родился в Москве 9 (19) марта 1629 года у Михаила Федоровича Романова и его второй жены Евдокии Лукьяновны (в девичестве – Стрешневой). Он вошел в историю как Тишайший. Считается, что так прозвал его народ за мягкий миролюбивый характер, однако это всего лишь не совсем верный перевод латинского эпитета «clementissimus», что означает «милостивый», «осененный благодатью», который часто присовокупляли к царскому титулу. Этот миф сложился вокруг его личности возможно, потому, что уставший от террора и беззакония народ мечтал о спокойствии и тишине, но эпоха требовала от монарха совсем иных качеств. Характеристику «тишайший» скорее можно отнести к его отцу, первому из династии Романовых. Современники-иностранцы писали: «Отец его имел склонность к миру, но у этого царя все помыслы направлены к войне».
Будучи глубоко религиозным человеком, он искренне верил в свое высшее предназначение, старался быть справедливым и зря не карал. При этом умный, образованный и по натуре не злой государь умел проявлять твердость характера: демонстрировал жесткость и немилосердность к противникам и бунтовщикам. Особенно, когда стал править самостоятельно. Он основал приказ Тайных дел для контроля за всеми другими государственными учреждениями и слежки за подданными, который подчинялся непосредственно ему.
Царь лично участвовал в военных походах, на несколько лет оставляя царские покои. Именно от него его сын Петр I унаследовал любовь к военному делу. Как и ко всему заграничному.
Интересно! Алексей Михайлович сам писал и редактировал указы и первым из русских царей начал их собственноручно подписывать. А челобитные читал прямо в церкви, во время длительных служб.
По мистическому совпадению Алексей Михайлович стал царем, как и его отец, в 16 лет. Конечно, он не мог самостоятельно руководить страной, поэтому в начале его царствования государственными делами занимался его бывший дядька (учитель и опекун) боярин Борис Иванович Морозов со своими ставленниками. Юный монарх в это время скакал на коне по окружающим Москву лесам, предаваясь своему любимому занятию – охоте (особенно он любил соколиную охоту). Или посещал монастыри – он был очень набожным. Понимая, что царь когда-нибудь выйдет из-под его контроля, Морозов мечтал с ним близко породниться, и ему удалось.
Женитьба царя являлась делом государственной важности, ведь династия нуждалась в наследниках. Алексей Михайлович сам выбрал на смотринах Евфимию Всеволожскую. Но внезапно в Кремле царева невеста упала в обморок. Девушка стала жертвой коварства Морозова, который продвигал свою кандидатку: делая прическу, ей очень туго стянули волосы. Евфимию «забраковали» и вместе с родственниками отправили в Сибирь. А Алексея Михайловича Морозов женил на Марии Милославской. Впрочем, царь не возражал – девушка была красивая, хоть и на 5 лет его старше. А через несколько дней 57-летний Морозов женился на ее младшей сестре. Он стал свояком царя, но это ему не помогло – вскоре повзрослевший государь избавился от его влияния и стал принимать решения сам.
От цариц требовали одного – рожать как можно больше наследников мужского пола. Мария с этим справилась. Алексей Михайлович к жене своей относился нежно и прожил с ней 21 год, пока она не скончалась в горячке, родив ему 13-го ребенка (8 из них выжили). Практически сразу после нее царь потерял двух своих сыновей. А те, что остались, не отличались крепким здоровьем: все мальчики, рожденные Милославской, наследовали некий фамильный недуг, из-за которого жили недолго.
Страна по-прежнему нуждалась в здоровом наследнике. Оставшись вдовцом в 40 лет, царь через несколько месяцев женился вторично — на Наталье Кирилловне Нарышкиной. На этот раз он сам выбрал статную красавицу из множества претенденток.
Любопытно! Русские цари выбирали себе жен на смотринах невест, своеобразном конкурсе красоты. Со всей страны в Москву свозили самых красивых девушек из дворянских семейств. Причем знатность не имела значения. К XVIII веку этот обычай был утрачен. Монархи стали сочетаться династическими браками.
Наталья Кирилловна, получившая прозападное воспитание, по тем временам считалась женщиной свободных нравов. Она ездила с мужем на охоту, а в экипаже не завешивала окна. В то время как жены и дочери царей не показывали на людях свои лица. Она одевалась в польские одежды, и ей прислуживали иностранки!
Царь не прогадал – вскоре она родила ему крепкого, красивого и энергичного мальчика, которого назвали Петром. А потом еще дочь Наталью (любимую сестру Петра I) и девочку, умершую во младенчестве.
Любопытно! В незавидном положении находились царевны. Шансов выйти замуж у них практически не было — только если этого потребует государственный интерес. Все дочери Алексея Михайловича остались незамужними, даже самые бойкие и привлекательные. А большинство закончило жизнь в монастыре.
Все царские дети, в том числе женского пола, получили хорошее образование. Воспитанием детей от Милославской занимался Симеон Полоцкий, известный общественно-религиозный деятель, образованнейший человек своего времени. Меньше повезло младшим детям царя – лишившись отца в 2-летнем возрасте, царевич Петр не получил столь блестящего образования, как старшие братья и сестры, но отнюдь не был неучем, как его иногда представляют.
Сближение с Западом
Любознательный монарх интересовался всем, что происходит за пределами страны. Он даже пытался наладить регулярную поставку в Россию иностранной прессы и организовал почтовую линию между Москвой и Ригой. Его интересы отличались невероятным разнообразием: от шахмат, египетских иероглифов, тайнописи, астрологии до садоводства и огородничества. Специально для дипломатических целей при нем разрабатывали тайные шифры. Он даже позволял пускать себе кровь по астрологическому календарю. В начале 1670-х он просил посла Дании достать ему телескоп, чтобы наблюдать за звездным небом.
К концу жизни Алексей Михайлович увлекся уж совсем не царскими занятиями – театром и западной музыкой. На пирах играли на европейских музыкальных инструментах. Он сам сочинял церковные песнопения. А специально для обустройства в Москве театра он даже пытался выписать из-за границы его «мастеров». В 1672-м впервые в России показали спектакль – «Артаксерксово действо». Мистерию на библейский сюжет поставил пастор из Немецкой слободы на Кукуе. Эта слобода сыграла потом огромную роль в формировании юного Петра I.
Хотя от традиционного патриархального образа жизни Алексей Михайлович не отошел, именно он сделал первые шаги в направлении Запада.
Любопытно! Его Соборное уложение отменило указ Михаила Романова о смертной казни тем, кто курит табак.
Внешняя политика
Воевал Алексей Михайлович со страстью, но по жестокой необходимости. Державу продолжали сотрясать бунты, а иноземные захватчики только и ждали момента, чтобы оттяпать от нее кусок. Так как Россия не могла воевать сразу со всеми, царю пришлось с помощью дипломатии лавировать между недружественными соседями: Литвой, Польшей, Швецией, Турцией и Запорожской Сечью. И он с этим успешно справлялся.
Старые войска мало подходили для военных действий. В 1648-54-м царь реформировал армию по иноземному образцу. Ее основу составили регулярные рейтарские, солдатские, драгунские и гусарские полки. При этом в Европе наняли большое количество специалистов по военному делу.
При нем Российское царство существенно выросло в объемах. К нему присоединились территории на Кавказе, в Азии и Сибири. Правитель Грузии сам попросился на службу к русскому царю, спасаясь от агрессивных турок. Сибирь осваивали казаки, но они чувствовали себя людьми свободными и неохотно признавали центральную власть.
Присоединение Украины
При Алексее Михайловиче произошло важное событие в истории России – к ней присоединилась Украина, с которой ее связывало общее прошлое и православная вера. Согласно общепринятому мнению воссоединение произошло добровольно: в одиночку от католической Польши Украине было не отбиться.
Это хорошо понимал казацкий гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий. В 1648-м он поднял запорожских казаков на восстание против поляков и освободил всю Левобережную Украину, а также часть Правобережья с Киевом и часть Волыни. После этого он послал русскому государю письмо с просьбой принять Украину в подданство. Но вскоре поляки нанесли ответное поражение Хмельницкому и заняли Киев. И только после его повторного обращения к Москве 1 (11 октября) 1651 на Земском соборе по инициативе Алексея Михайловича просьба Хмельницкого была удовлетворена. Это означало начало войны с Польшей.
Алексей Михайлович сам командовал армией – он выехал во главе ее из Кремля в броне, шлеме и богатых доспехах. Поход оказался успешным: у Речи Посполитой (куда входили Великое княжество Литовское и Королевство Польское) отвоевали Смоленск, пали Вильно, Ковно и Гродно. Но в это время шведский король Карл X захватил большую часть Польши с Варшавой и Краковом. Опасаясь усиления северного соседа, Россия заключила мир с Речью Посполитой, и направила войска против Швеции. После ряда побед все земли Швеции пришлось вернуть из-за новой войны с Польшей. Ко всему этому прибавились беспорядки в Гетманщине.
После смерти Хмельницкого на Запорожье к власти пришел гетман Иван Выговский. Он присягнул Речи Посполитой и начал нападать на украинские города. Казаки разделились на его сторонников и тех, кто сохранил верность русскому царю. В конце концов, Выговский признал свое поражение и уступил власть сыну Богдана Хмельницкого. После второй Русско-польской войны в 1667 году заключили мир, по которому Россия получала Левобережную Украину, Смоленск и Северскую землю. За Украину пришлось повоевать еще и с Турцией, граница с которой устанавливалась по Днепру.
В военных походах Алексей Михайлович лично познакомился с западной культурой, что сказалось на царском дворце. Его стены оклеили обоями, обставили мебелью польского и немецкого образца и украсили снаружи изящной фигурной резьбой.
Эпоха бунтов и восстаний
Как и во времена его отца, при Алексее Михайловиче казна продолжала остро нуждаться в деньгах. Под влиянием Морозова царь ввел так называемый соляной налог. Новая пошлина на соль, основной продукт потребления, превосходила ее рыночную цену. Чаша народного терпения переполнилась – «челобитчики» со своими жалобами даже прорвались через царскую охрану. Начались соляные бунты – московский люд спалил имение Морозова, растерзал взимавшего налоги дьяка Назария Чистого и казнокрада Леонтия Плещеева. Ворвавшись в Кремль, народ требовал выдачи самого Морозова. Ему пришлось тайно бежать из Москвы.
Алексей Михайлович разочаровался в своем наставнике, на которого массово поступали обвинения в жульничестве и казнокрадстве, и назначил новое правительство из оппозиции Морозову. Он принял непосредственно участие в разработке Соборного Уложения, свода законов, которое устанавливало единые правила решения спорных вопросов в суде.
Однако продолжительные войны с Польшей и Швецией требовали все новых средств. Правительство прибегло к новому ухищрению для пополнения казны – снизило вес серебряных монет и ввело медные деньги, которые само же государство не хотело принимать от населения, требуя выплаты налогов серебром. Эта «хитрость» привела к Медному бунту. Царь лично вел переговоры с народом, но только чтобы выиграть время. На этот раз он жестоко подавил бунт с помощью стрелецких войск, но медные деньги отменил.
Однако народное недовольство продолжало расти. Во второй половине 1660-х на юге России вспыхнуло одно из самых крупных в ее истории восстаний — под руководством донского казака Степана Разина. Он захватил Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, к нему присоединились черемисы, чуваши, мордва, татары. В своих «прельстительных письмах» Степан Разин призывал уничтожать воевод и бояр и обещал отменить крепостное право. Ему удалось создать альтернативное государство — в захваченных землях он устанавливал порядки, как в казачьей вольнице. Для привлечения простого люда он использовал имя умершего сына Алексея Михайловича царевича Алексея, утверждая, что идет в Москву посадить на престол «доброго царя». Восстание охватило пол страны. К казакам Разина, недовольным притеснением их «вольницы», примыкали даже бояре и дворяне со своими отрядами.
В российскую историю и устное народное творчество Степан Разин вошел как национальный герой, что-то вроде Робин Гуда – благородного разбойника, который грабит богатых и раздает деньги бедным. Конечно, реальный Степан Разин далек от столь благостного образа. Необычайно сильный и выносливый, он обладал бешеным темпераментом, железной волей, необыкновенным упорством в достижении цели, но был при этом жестоким и беспощадным, лишенным моральных принципов и чувства сострадания. Известный русский историк XIX века Костомаров так его характеризует: «Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения…» По его мнению, Разин благодаря магнетическому обаянию мог повелевать толпой, поэтому его называли колдуном. «Дитя» казацкой вольницы, он не признавал законов и презирал все, что нарушало его свободу: государство и церковь.
Степан Разин оказался очень сильным противником. На его усмирение ушло 4 года. После поражения под Симбирском от князя Барятинского, атаман бежал на Дон, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не хитрость московского правительства. Они использовали для его поимки богатое донское казачество, сохранившее верность царю – оно выдало его вместе с братом. В Москву его привезли в лохмотьях, прикованного за шею к большой телеге с виселицей. Во время страшных пыток Стенька не проронил ни слова. 6 (16) июня 1671 года его казнили четвертованием. Перед смертью полуживой атаман презрительно сказал рыдающему и умоляющему о пощаде брату: «Молчи, собака!».
В конце правления опасность Алексею Михайловичу грозила уже с противоположенной стороны – против него восстали монахи Соловецкого монастыря, которые не приняли реформу патриарха Никона.
Раскол
В царствие Алексея Михайловича начался раскол в русской православной церкви, продолжающийся вплоть до XX века. К нему привели церковные реформы патриарха Никона.
Патриарх Никон, крестьянский сын, добившийся высшего церковного поста благодаря необыкновенной учености, имел большое влияние на царя. Алексей Михайлович нуждался в духовных наставниках, поэтому приблизил к себе Никона, которого считал другом и высокодуховной личностью. Он прилюдно со слезами умолял его занять высший церковный пост после смерти патриарха Иосифа.
Молодой правитель советовался с ним в государственных делах и во время длительных военных походов оставлял вместо себя в Москве. Он повелел добавить к титулу патриарха «Великий Государь».
Сам же Никон всячески пытался подчеркнуть, что духовная власть выше земной. Его возмущало вмешательство мирского правительства в дела Церкви. Особенное недовольство у него вызывало новое Соборное уложение, ставившее Церковь в подчинение государству: по нему доходы от монастырских вотчин поступали в царскую казну, мирские суды рассматривали церковные дела.
Интересно! По инициативе Никона мощи святого Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, осмелившегося возразить Ивану Грозному и поплатившегося за это жизнью, перевезли с Соловков в Москву.
В соответствии с популярным тогда в церковных кругах высказыванием «Москва есть Третий Рим» Россия являлась единственной духовной наследницей Византии после завоевания Константинополя турками, центром православного мира. Патриарх московский мог претендовать на роль вселенского, что поставило бы его на недосягаемую высоту. Поэтому Никон задумал привести Русскую православную церковь к единому греческому образцу.
Реформа касалась обрядов, церковных книг и икон. Предписывалось креститься тремя перстами вместо двух, бить поясные поклоны вместо земных. В 1653 — 1655 гг. переписали церковные книги, что имело веские причины: действительно в них накопилось много разночтений и ошибок, священники подчас сами не понимали текстов, которые читали. Патриарх потребовал, чтобы иконы писались не по новомодному латинскому письму, а по византийскому канону. При этом он жестоко карал всех несогласных. Решением Московского собора 1656 года тех, кто крестится двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме. Столь категоричное решение и стало причиной раскола.
Противники реформ ересью считали реформы Никона и выступали за приведение службы к единому канону, но в соответствии со старинным русским уставом, так как греки, по их мнению, поддались католическому влиянию. Страдающие за веру старообрядцы вызывали у народа сочувствие и уважение. Их вождем стал подвергнутый пыткам и сосланный в Сибирь протопоп Аввакум и боярыня Морозова, уморенная голодом в земляной тюрьме.
В конце концов, и сам царь, испуганный массовым сопротивлением реформам и недовольный властолюбием Никона, начал к нему охладевать и открыто игнорировать службы, которые тот проводил. Обиженный патриарх демонстративно покаялся в Успенском соборе Кремля, снял с себя патриаршие обязанности и удалился в Новоиерусалимский монастырь. При этом не спросив на то царской воли. Сложно сказать, чем он руководствовался: то ли действительно сожалел о своих действиях, то ли ожидал, что царь будет слезно умолять его вернуться. Но возмущенный его самоуправством Алексей Михайлович долго его уговаривать не стал, а для свершения церковного суда над непокорным в 1666 году пригласил на Большой Московский Собор православных патриархов из других стран.
Духовный собор под председательством александрийского и антиохийского патриархов осудил Никона за самовольное отречение от патриаршества – его лишили архиерейского сана и навечно сослали простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Одновременно Собор поддержал его реформу и проклял ее противников. Отныне их стали называть раскольниками. Официальная церковь и государство преследовали их как еретиков.
Соловецкий монастырь, поднявший бунт против царя в конце его правления, как раз являлся оплотом старообрядцев. Два года правительственные войска осаждали монастырь, пока один из монахов не показал им тайный ход. Предводителя бунтовщиков Никанора казнили в день смерти царя. Алексей Михайлович Романов умер от сердечного приступа 29 января (8 февраля) 1676 года. Ему было 46.
Царствие Алексея Михайловича пришлись на очень неспокойное время в истории России. Государство сотрясали войны и народные восстания, начался церковный раскол и наметилось противостояние между двумя полюсами: ориентацией на Запад и приверженность русским патриархальным ценностям (Россия балансировала между ними всю дальнейшую историю). Но царь умел находить компромиссы как во внутренней, так и во внешней политике. Благодаря чему не только удержался у власти, но и существенно расширил границы государства. Правда ценой усиления давления на простой народ.
При нем продолжилось движение России в сторону абсолютной монархии — все реже созывались Земские соборы, все меньше прав оставалось у крепостных. Приказ Тайных дел следил за точным исполнением царских указов. Новое Соборное уложение законодательно закрепило крепостное право — крестьян и посадских людей окончательно прикрепили к месту жительства, лишив их личной свободы.
Положение династии по-прежнему оставалось не прочным. Еще при жизни царя началось соперничество между двумя кланами – Милославскими и Нарышкиными, родственниками его первой и второй жены. Они делили страну вплоть до конца века, пока на престоле не воцарился на редкость крепкий, энергичный и любознательный сын Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной, его 14-й ребенок, вошедший в историю как Петр Великий.