Романцево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская с. Романцево каменная, в связи с кам. колокольней. Устроена в 1803 г. усердием прихожан, особенно вице-адмирала Маркиана Яковлевича Сипягина; в 1822 г. к церкви с алтарной стороны пристроена совершенно новая церковь, также усердием прихожан и особенно Тифлисского военного губернатора Николая Маркиановича Сипягина. Кругом церкви ограда каменная без решеток. Кладбище в поле, в 250 саж. от церкви, обнесено рвом и обсажено деревьями; при нем часовня. Престолов 4: в теплой — в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, в холодной б) в ч. Воскресения Христова, в) во имя прор. Илии, г) во имя святит. Николая.
Расстояние от Костромы 130 в., от Буя 35 в. Ближайшие церкви: Троицкая в Ликурге в 14 в. и Одигитриевская с. Ушакова в 12 в.
http://www.old-churches.ru/bu_037.htm

Яркий памятник провинциальной архитектуры в стиле позднего классицизма с элементами ампира, отличающийся своеобразной объемно-пространственной композицией, во многом обусловленной особенностями заказа и совмещением функций приходской сельской церкви и усадебного храма с усыпальницей. Первое летописное упоминание о селе относится к 1536 г. Со 2-й пол. 16 в. оно стало родовым имением Сипягиных: в 1564 г. его получил в вотчину Осип Лукьянович Сипягин. До нач. 19 в. в селе, очевидно, существовал деревянный храм. Каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка сооружена около 1803 г. на средства вице-адмирала Мартемьяна (Маркияна) Сипягина и других прихожан. Около 1822 г. к ней с востока пристроена холодная церковь Воскресения с родовой усыпальницей Сипягиных в подклете, а с запада колокольня. Работы проводились на средства генерала Николая Мартемьяновича Сипягина, тифлисского военного губернатора, и других прихожан. По-видимому, в то же время, была сильно перестроена прежняя церковь: заново сложен алтарь, все окна переделаны, к фасадам храмовой части сделана кирпичная прикладка, разобран восьмерик, венчавший храмовый четверик, срублены своды в трапезной, стены которой надложили и устроили плоское перекрытие. В 1897 г. были освящены приделы Николая Чудотворца и Ильи Пророка, перенесенные из старой церкви в притворы более позднего храма (соответственно в северный и южный). В кон. 19 – нач. 20 в. к северу от церкви, вероятно, в линии ограды, сооружена одноэтажная кирпичная сторожка. В настоящее время это прямоугольное в плане здание под двускатной кровлей сильно переделано. Кирпичные стены церкви оштукатурены, детали выполнены из белого камня, что является исключительной редкостью для архитектуры костромских земель.
Сложная объемно-пространственная композиция церкви обладает продольно-осевой структурой. Ядром композиции является купольная ротонда храма, завершенная восьмигранным барабаном с шаровидной главкой и строгим четырехконечным крестом. К ротонде примыкают вдвое более низкие равновеликие прямоугольные в плане южный и северный приделы (первоначально притворы) и еще более низкий алтарь, крытые на два ската. Между ротондой и колокольней расположены объемы первоначальной церкви – четверик храма и более широкая квадратная в плане трапезная со скругленными углами. Колокольня состоит из двух нижних ярусов-четвериков с полуярусом между ними и третьего восьмигранного яруса с граненой купольной кровлей.Ротонда с приделами и алтарем имеет подклет, отделенный от основных объемов массивной полкой. Его стены прорезаны полукруглыми окнами, а на торцах приделов вход в подклет фланкируют ниши-конхи. Ротонда, разделенная на два яруса карнизом, покрыта квадровым рустом. Арочные окна первого света включены в единый ритм с такими же окнами на боковых фасадах приделов и алтаря. Под самым венчающим карнизом ротонды расположены круглые окна второго света (заложены в кон. 19 – нач. 20 в.). Торцовые южный и северный фасады приделов акцентированы портиками с четырьмя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. Средний интерколумний, за которым находится высокий арочный входной проем, шире боковых, которым соответствуют ниши-конхи. В одной из них до кон. 20 в. сохранялось живописное изображение фигуры Николая Чудотворца, в другой – Ильи Пророка, выполненные, очевидно, при перенесении соименных приделов в кон. 19 в. Карниз фронтонов дополнен мутулами.Фасады храмовой части первоначальной церкви вместе со стенами перестроенного бывшего алтаря образуют единую симметричную композицию. В ее средней части, выделенной тосканскими полуколоннами, помещены ниша-конха и два прямоугольных окна по сторонам, объединенные широкой рустованной аркой. Фасады трапезной расчленены тремя прямоугольными нишами, в которые заглублены более узкие окна. Над ними выложена длинная горизонтально вытянутая прямоугольная ниша, возможно, предназначавшаяся для лепного фриза. Все ярусы колокольни прорезаны арочными проемами, выделенными (за исключением третьего яруса) профилированными архивольтами. Во втором ярусе арочная часть проема отделена антаблементом, опирающимся на две тосканские колонны.Первоначальная и более поздняя части церкви не сообщаются между собой (проем между ними заложен, вероятно, в кон. 19 – нач. 20 в.). Ротонду перекрывает купол, опирающийся непосредственно на стены. На западной стене устроен деревянный балкон хор с фигурными кронштейнами, на который ведет дверной проем из чердака. Алтарь перекрыт полулотковым сводом, приделы – сомкнутыми сводами. В помещениях первоначальной церкви и в колокольне перекрытия плоские. В юго-восточном пилоне нижнего яруса колокольни устроена внутристенная винтовая лестница с наружным входом. Подклет под ротондой представляет собой четырехстолпное сводчатое помещение. В помещениях под приделами – плоские перекрытия, а под алтарем – коробовый свод с распалубками.В интерьере храма уцелели тянутые и лепные карнизы, в основании купола – с модульонами и розетками. От масляной монументальной живописи, выполненной в кон. 19 – нач. 20 в., осталась только композиция «Коронование Богородицы» в первом ярусе колокольни над входом в трапезную. До кон. 20 в. сохранялось еще несколько фрагментов стенописи храма: на куполе – Новозаветная Троица, над окнами в овальных медальонах – поясные изображения евангелистов, в алтаре на восточной стене по сторонам ниши – «Жертвоприношение Авраама» (с севера) и «Моление Василия Великого» (с юга). В обрамлениях композиций использовался растительный орнамент.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 241 – 242; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 132. № 177; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 225; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 59; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 171-174. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 1043. Л. 1-22. Музей в школе с. Романцево. Путеводитель: Романцево / Сост. Л.А. Пучкова. Рукопись. 2001.
http://svodokn.ru/object/101519383?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?