Роль искусства в формировании усадебного ландшафта. Усадьба Куракина «Надеждино».
Усадебный ландшафт формировался под влиянием художественного вкуса хозяина, отражал стилевые особенности своего времени и был тесно связан с самыми разнообразными видами искусства.
Определяющее значение в формировании усадебного пространства имело архитектурное творчество. При строительстве господского дома, хозяйственных флигелей, при разбивке парка применялись модные приёмы садово-паркового искусства, брались популярные для своего времени образцы, а богатые люди приглашали известных архитекторов. Многие усадьбы были построены по проектам самых знаменитых архитекторов своего времени.
Интерьеры дома украшались картинами. Некоторые владельцы усадеб обладали богатейшими коллекциями итальянской, французской и голландской живописи. Кроме того, непосредственно в усадьбе работали крепостные художники, многие из которых получали хорошее образование. В парке устанавливались скульптуры, нередко привезённые из Италии или Франции.
На территории усадьбы звучала музыка. Более того, можно утверждать о существовании особого звукового компонента усадебного культурного ландшафта. К настоящему времени написано немало статей об усадебной музыкальной культуре. В них рассказано об усадебных гостиных, где слушали камерную музыку, где звучали романсы, об усадебных театрах, где выступали крепостные актёры, исполнявшие иностранные, чаще всего итальянские оперы, а позднее и произведения, написанные отечественными композиторами. Во время церковных служб, происходивших на территории усадьбы, звучала духовная музыка. В усадьбе просвещённая публика знакомилась также с народной музыкой. Это были народные песни, которые исполняли преимущественно девушки во время работы в усадебных мастерских, на сельскохозяйственных работах, во время праздников, происходивших не только в самой усадьбе, но и в прилегающих к ней деревнях.
Связь усадьбы с окружающим природным
и антропогенным ландшафтом
В русской усадьбе, в её архитектурном оформлении, в характере усадебного ландшафта отразились вкусы и интересы владельцев, мастерство архитекторов и художников, отношение людей XVIII–XIX веков к природе и искусству, к комплексу социокультурных ценностей.
Особо следует остановиться на том, как тонко учитывали создатели усадьбы роль окружающих ландшафтов при планировании внутренней композиции дворцово усадебного комплекса. Помещичьи усадьбы располагались, как правило, на берегах рек. Чаще всего выбирались те участки реки, где она резко меняла своё направление или в местах впадения в неё более мелких речушек и ручьёв. На малых реках или ручьях устраивались системы каскадных прудов. Это можно было наблюдать во многих усадьбах Средней России. В местах речных излучин, на высоком берегу ставился главный дом, и это позволяло видеть широкие панорамы окрестностей непосредственно из окон дома. При этом наши предки очень остро ощущали красоту места и хорошо понимали истинное значение окружающих ландшафтов; поэтому окрестности усадьбы включались в парковую композицию с большим тактом. В этом отношении было бы очень интересно и поучительно познакомиться с устройством пензенской усадьбы—
А.Б. Куракина — «Надеждино».
Культурное наследие в стенах усадьбы Куракиных «Надеждино».
Библиотека князей Куракиных.
Библиотека князей Куракиных находилась в селе Куракино Сердобского района Пензенской области (ранее Надеждино, Сердобского уезда, Саратовской губ.), которая состояла преимущественно из французских книг. В следствии перешла от А.Б Куракину к его сыну, князю Ф. А. Куракину.
Если история усадьбы всячески освящена, то про их книжное собрание немного информации.
Смольянинов Владимир Николаевич, исследователь огромного архива Куракина отмечал: «Любовь к чтению является отличительною чертою всех князей Куракиных, и превосходная библиотека села Надеждина в Сердобском уезде Саратовской губернии, составленная несколькими поколениями и доселе пополняемая нынешним владельцем ее, князем Федором Алексеевичем Куракиным, служит лучшим тому доказательством».
А вот другой исследователь усадеб Мамуровский вспоминал: «Когда мы посетили дворец в 1908 году, он представлял собою картину полного запустения. — Анфилада парадных зал, бесконечное количество обыкновенных комнат — все это, пустое и заброшенное, производило гнетущее впечатление. Оставались на местах только, забытые своими владельцами, библиотека и домовая церковь. Большая библиотека, расположенная (в шкафах) по стенам в 3-х этажах по винтообразной лестнице, громадный глобус внизу и старинные фолианты в кожаных с позолотой переплетах производили сильное впечатление».
Запустение было последствием продажи в 1904 году усадьбы тамбовскому суконному магнату Михаилу Васильевичу Асееву (впоследствии эмигрировавшему и бывшему советником президента США Д. Эйзенхауэра по вопросам суконной промышленности). Асеев, в свою очередь, перепродал имение в несколько рук.
Эта продажа спасла архив князей — его вывезли из усадьбы. Но книжное собрание, как и коллекция картин, были оставлены, и в последующем в основном уничтожено в пламени революций.
О судьбе частицы былого книжного собрания мы узнаем из очень интересной заметки «Задачи отделов искусств в провинции» из Сердобской уездной газеты «Голос коммуниста» от 18.01.1919 №29:
«Ценнейшие библиотеки дворянских имений разобраны по рукам, редкие издания употребляются на цигарки или на покрышки для горшков. <…> Сердобский уезд получил богатое наследство: достаточно упомянуть о Куракинском дворце <…>, воздвигнутом славным зодчим екатерининской эпохи, куда в течение почти 2-х веков собирались картины, бронза, хрусталь — где теперь все это? <…> Библиотека заботами начальника военных заготовок 11-й армии — вывезена».
Были нормальные люди всегда, спасибо неизвестному герою, но только одна тысяча томов была чудом спасена и передана в библиотеку Саратовского пединститута.
Где они полностью растворились — отсутствие книжного знака обезличило книжное собрание Куракиных и сделало невозможным его описание.
Исследователь русского геральдического суперэкслибриса П. А. Дружинин выявил его наличие только у дочери князя Алексея Борисовича княжны Елены Алексеевны Куракиной, в замужестве графини Зотовой (1784–1869). Но эта совсем другое собрание, из другой усадьбы Куракиных — Степановское (Волосово) Зубцовского уезда Тверской губернии.
Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино.
Вернемся к нашему герою, в нем было редкое сочетание «любви к красивой жизни» и деятельного начала. Результат: превращение полузаброшенного родового поместья XVIII века в шикарный дворец, а ближайшей территории — в английский пейзажный парк. Попутно князь переименовал усадьбу в Надеждино (намекая на желание (надежду) вернутся в столицу)
Все эти преобразования князь захотел запечатлеть как на полотнах живописи, так и в книгах.
Художники Причетников Василий Петрович (1767—1809) и Филимонов Яков Яковлевич (1771–1795) выполнили данную работу. Основной объем был исполнен Василием Петровичем. Несколько из этих полотен сохранились до нашего времени и находятся в коллекции Тверской областной картинной галереи.
Биографии художников:
ПРИЧЕТНИКОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1767 — 1809, Санкт-Петербург) —
Сын копииста ведомства Коммерц-коллегии П.М. Причетникова. Учился в ИАХ (1773- 1788) в ландшафтном классе С.Ф. Щедрина на стипендию И.И. Бецкого. В 1785 за рисунок с натуры был награжден малой серебряной медалью, в 1788 за исполнение программы получил малую золотую медаль и аттестат 1-ой степени на звание художника. В 1789 на средства Бецкого отправлен пенсионером в Италию, где пользовался советами Ф.М. Матвеева. В 1795 вернулся в Петербург. В том же году признан «назначенным» в академики и рекомендован А.Б. Куракину, искавшему художника в имение Надеждино Саратовской губернии. Работал в усадьбе около трех лет. В 1800 за «Вид из окрестностей Рима» был удостоен звания академика, в 1803 за две картины с видами Рима и Павловска — советника ИАХ.
ФИЛИМОНОВ ЯКОВ ЯКОВЛИВИЧ (10 апреля 1771 — 1795, Куракино Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района Пензенской области) — живописец, мастер паркового пейзажа.
Яков Филимонов воспитывался в Императорской Академии Художеств, где его главным наставником был Семен Щедрин. Яков Яковлевич заслужил 2-ю серебряную медаль (1790) и 2-ю золотую медаль (1791) за картину «С гор, между камнями, вниз падающий ручей». В 1791 году получил аттестат 1-й степени и оставлен при АХ (до 1793). Впоследствии имел звание академика.
Филимонов писал пейзажи. В 1792—1795 годах по приглашению князя А.Б. Куракина выполнял художественные работы в строившемся господском доме усадьбы «Надеждино». Под руководством Я.Я. Филимонова в Куракино была открыта школа живописи. Художник создал картины на местные мотивы: «Надеждино», «Хозяйственные постройки» и другие, в которых отразил красоту куракинской усадьбы.
Именно на основе этих картин были сделаны гравюры для двух изданий, запечатлевших усадьбу:
Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина = Vues des Chateux, temples, jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissowitsch Kourakin à Nadejdino
Моссмер, Иосиф, гравер. Виды села Надеждино. = Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine.
Оба издания представляют собой альбомы без указания даты и места издания.
Полный экземпляр альбома, состоящий из 15 литографий, хранится во Флоренции.
Список гравюр «Ровинского–Геннади»:
Заголовок: «Vues des Chateaux, temples jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissovitsch Kourakin à Nadejdino»
План сада:
Храм Истинны, гравировал В. Иванов
Храм Верности, гравировал И. Ческий
Летний дом, гравировал И. Ческий
Дом Молчанова, гравировал В. Иванов
Храм Лады, гравировал А. Березников
Храм Терпения, гравировал А. Березников
Обелиск, гравировал А. Березников
Храм Дружбы, гравировал И. Ческий
Галерея нареченная вместилище чувствий вечных, гравировал И. Ческий
Храм Истинны, гравировал И. Ческий
Храм Славы, гравировал А. Березников
Китайская Беседка, гравировал В. Иванов
Вид господского дома, гравировал В. Иванов
1798 года издания
Что касается второго альбома, Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine. Состоит он из 4 работ, которые выполнил австрийский гравер Иосиф Моссмер (Joseph Mossmer 1780–1845).
Н. Н. Скорнякова выдвинула гипотезу, что гравюры были выполнены Моссмером с оригиналов художника В. П. Причетникова, привезенных князем Куракиным в Вену в 1806 году. Соответственно, годом издания является 1806, а местом – Вена.
#усадьбы58 #молпарламентпенза #пенза #рвио #рго #мгер #penza #молправ58 #рсо #ЗабытыеМестаПензенскойОбласти #ПоСледамЗабытыхУсадеб58