Рогожа. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1838 г. Закрыта в 1937-м. Вновь действует с 1946 г.
Церковь Рождества Богородицы в селе Рогоже
Село Рогожа находится в 175 вер, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г.при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как-то: большая и меньшая Опока, Судине, Отова, Пульницы. И что тут разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия.
Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского — на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Савво-Вишерском не говорится. Первая здешняя церковь была деревянная, в виде продолговатого четвероугольника, с 5 дер. куполами на плоской крыше и с отдельной колокольней. Она 15 апр. 1834 г. сгорела со всем имуществом, кроме колокольни и сундука с деньгами. Прихожане, прося разрешения построить новую каменную церковь, представили на этот предмет оставшуюся от пожара сумму в 1,000 р. асс. и обязались, в течении 5 лет, платить по 5 р. асс. с ревизской души (душ было 300), что составило бы, в 5 лет, сумму в 7,500 р. асс. Причту они обязывались платить, ежегодно, по 300 р. асс. Кроме того, прихожане заявили, что в этом деле они нашли жертвователя Петербургского 1 гильдии купца Михаила Давыдовича Ертова, имевшего здесь дровяную биржу. На прошение их дана следующая резолюция: “Поелику Село Рогожские прихожане, к тому, чтобы приходская их церковь была самостоятельною, имеют усердное желание, ибо не только, на производство причту своему, каждогодно, по 300 р. обязались актом, засвидетельствованным в волостном правлении, но желают ныне выстроить, в оном селе, вместо сгоревшей, деревянной, вновь каменную церковь, следовательно, при таковом усердии их к построению оной церкви, епархиальное начальство не может не согласиться на оное прошение их, по тому только одному, что, они в обязательстве своем о производстве 300 р. не присовокупили условия насчет сбора помянутых денег, дабы отказом не охладить их усердия и не подать случая к умножению раскола, который, и без того, в Новоладожском уезде сильно умножается, а потому, дозволяя им, согласно представленному ими плану и фасаду, приступить к построению помянутой церкви, под надзором благочинного, священника местного, церковного старосты и архитектора, предписать духовному правлению, дабы оно допустило до построения означенной церкви не прежде, как по представлении Рогожскими прихожанами дополнительного обязательства, также, где следует, засвидетельствованного, о сборе помянутых денег, к представлению их, куда следует, в свое время 26-го июня 1834 г.” 2-го августа того же года прихожане, согласно требованию начальства (преосвященного Венедикта), дали дополнительное обязательство, в котором высказывали, что в случае неплатежа Рогожскому причту, 300 р. асс. к концу каждой половины года, они позволяют светскому правительству требовать этих денег законным порядком без всяких отговорок, и в уплате денег будут ежегодно представлять отчет или церковному, или мирскому старосте, который должен записывать приход и расход сей суммы, а еcли, в противность такого обязательства, не будет прибавочная сумма постоянно исправно ими прихожанами платима, в таковом случае они согласны, чтобы приходскую их Село-Рогожскую церковь приписать окончательно к Успенскому Сясьскому погосту. После этого постройка была дозволена.
Из указа духовной консистории 1837 года видно, что церковь построена иждивением купца Ертова, с прибавкою 1,000 р. асс. оставшихся от погоревшей церкви. Прихожане доставляли материал. Построенная каменная с таковою же колокольнею церковь, освящена 1-го сентября 1838 года протоиереем Кочетовым. Нынешний антиминс ее освящен епископом Тихоном 1870 г., 13-го октября. В храме достопримечателен колокол, около 20 пуд весу, с следующей надписью: «1730 года, февраля 28-го дня, вылит сей колокол в Стокгольме. Лил мастер Герат Мейер». На другой стороне Спаситель, с державою в левой руке. Замечателен также тропарь, который поется в храмовой праздник 26-го декабря: «О пресвятая, Чистая Богомати, Госпоже Богородице! Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дарове Тебе приносят, с великим молением, многомирстии людие; союзы наша греховные потреби своим милосердием и спаси души наша». Тропарь поется на 4-й глас, по рукописи. План и межевые книги на церковную землю сгорели вместе с прежней церковью. Когда причту велено было запастись планом на землю, то на представление духовной консистории губернское правление ответило, что плана на дачу новоладожского уезда села Рогожи по имеется, а потому требование консистории 21го июля 1858 года, за № 400, удовлетворено быть не может, тем более, что по ст. 487 св. зак. меж. части т. X, изд. 1857 г., выдача планов и книг на церковные земли воспрещается.
Причт с 1809 года составляли: священник, дьячок и пономарь. В 1836 году дьячок Алексей Стефанов, за очень хороший голос и прекрасное пение, по ходатайству Ертова, возведен был в диаконы на дьяческой вакансии. По штатам 1843 г. уничтожена пономарская должность. Из прежних священников известны: Варфоломей, Василий Тимофей Никитин и Иоанн Соловьев. Последние два памятны в народе за их простоту и добродушие. Тимофей Никитин священствовал 55 лет. Иоанн Соловьев открыл в сторожке школу и учил в ней безмездно, до смерти, в 1865 году. После него поступил Николай Осьминский. По переходе его в Новую Ладогу служит здесь Андрей Константинович Лапшин, кандидат С.-Петербургской духовной академии. До 1834 года причт не получал определенного содержания от прихожан. Правда, с 1820 года, прихожане, в замен неудобной церковной земли, дали причту около 3-х десятин земли, приносивших, в 40-х годах, доходу до 100 руб. сер. Но эта земля, как поросшая мхом и кустарником, требовала от причта много труда и денег. Единственным же источником доходов была земля нарезная и доходы за требы. Что в прежние годы причт жил безбедно, видно из того, что в 1835 г. священник добровольно отказывался от пособия, предлагаемого прихожанами и только, по требованию начальства, прихожане обязались платить причту 300 р. ежегодно. Следующий после него священник скопил до 600 р. сер. Все это объясняется крайнею бережливостью и простотою домашней жизни прежнего духовенства. Иногда причт получал особые доходы, например за венчания без согласия родителей. [В подлинном описании говорится о такой свадьбе. В деревне Опоке, дочь крестьянина Ивана Хрисанфова захотела выйти замуж за бедного крестьянина. Бедняк два раза сватался, но отец невесты не соглашался. Боясь, чтобы дочь не повенчалась тайно, отец запирал ее на ночь в подполе и сам спал над входом в подполье. В один вечер дочь, сказав отцу, что идет запереть ставни, побежала на реку, где ждал ее жених. Оба они поехали на погост и спрятались у дьячка в подполье. Отец погнался за ними, обыскал дом священника и уверенный, что жених и невеста приедут венчаться, остался ждать их в доме священника. Пред рассветом послышался стук в раму. Хрисанфов вскочил. Дьячок, стоя под окном, кричал: «Батюшка! дай привуз» («Привуз», вероятно связка ключей.). Священник вскочил и стал одеваться. Взяв ключи от гумна, священник пошел не на гумно, а в церковь, где ожидали его жених и невеста. Хрисанфов, увидав огонек в церкви, бросился туда, но церковь была заперта. Не смотря на брань, которую рассерженный отец осыпал причт и брачующихся, брак был совершен, а отец после помирился с зятем и до конца жизни любил его]. С 1844 года причт стал получать 150 р. казенного жалованья. Но так как в тоже время прихожане отобрали землю, дававшую до 100 р. сер. дохода, то положение причта ухудшилось. Кроме денег причт собирает петровшину, осеньшину и крестовики. Так собирается до пуда масла и до 15 пудов хлеба. Доходов получается до 200 р. с. Земли у причта 33 десятины, из них пахотной 6 дес., сенокосной — 2 дес.; остальное — не годится для обработки.
При церкви есть деревянная сторожка. У священника два дома: один достался от его деда, а другой построен Ертовым. У дьячка собственный дом, построенный на его средства, на что купцы пожертвовали до 80 бревен. Приход граничит с севера и востока приходом Сясьские рядки, с юга — Рождественским приходом, с запада — Изсадским приходом. Он состоит из усадьбы Бардовщины и из 11 деревень. Это суть: Подребинье, Судемье, Перевоз, Отаево, Посадница, Матгево, Опока, Пехолево, Пульнища, Мелецы и Подборове. Всех прихожан, по клир. ведомостям 1883 г., м. п. 530, ж. 558. Главные занятия прихожан — земледелие, заготовка и сплав дров, чему способствует местность по берегам р. Сяси, по которой ежегодно сплавляется до 100 тыс. саженей дров девятичетвертковых. Летом дрова эти выгружаются, складываются, пилятся или пережигаются на уголь, потом нагружаются на суда и отправляются в Петербург или Кронштадт. Осенью дрова с низких берегов перевозятся на более высокие, куда не доходит вода; зимою крестьяне рубят дрова в лесу, вывозят их на берег; весною рубят дрова на свои потребности. Раскольников в приходе до 15 человек, Это Филиповцы, в деревне Опоке. Молельня и наставники их находятся в 4х верстах от Опоки, в деревне Низине, Лунгачьского прихода. Единоверцев, живущих в 13-ти верстах от Рогожи, эти раскольники не любят и предпочитают идти в «мирскую» (т. е. в нашу), чем в старообрядческую церковь. Грамотных в приходе около 100 человек. Школа открыта была в 1850 году и помещалась в церковной сторожке. Учащихся в ней было до 30 человек. Ныне существует школа земская. По воскресным дням в церкви бывает до 50 человек; в великие праздники и в Св. Четыредесятницу до 250 и более. Праздничные дни проводятся в веселии и пьянстве, чему способствует наплыв рабочих и торговцев. Только праздники Владимирской Божией Матери, в Подборовье и Кирика и Улиты — в Судемьи, проводятся без пьянства. В Подребинье и Опоке трезво проводится день преп. Антония Печерского.
Местные праздники: 1) Тихвинской Божией Матери — в Отаеве, Перевозе и Посаднице; 2) Смоленской Божией Матери — Пехолеве и Пульнице; 3) Савве Вишерскому — Пульнице, так как Рогожский приход принадлежал некогда тамошнему монастырю; 4) Казанской Божьей Матери — в Подребинье, Опоке, Пехолеве и Судемье; 5) Пророку Илии — в Перевозе, Отаеве, Матиеве, Пульнице и Подборовье. В эти праздники бывают крестные ходы, с окроплением св. водою домов и скота. В свадебных обычаях есть следующие особенности: когда жених одевается к венцу, мать опоясывает его, по голому телу, сетью, а в сапоги кладет мак, Невесту также опоясывают сетью, а в башмаки кладут серебро, в платье булавки. Причт поет «Царю Небесный». Невесту и жениха в церковь и из церкви провожает священник в епитрахили, с крестом в руках. Все это делается во избежание порчи. С тою же целью метут дорогу веником. При благословении невесты хлебом-солью, отрезывают от хлеба горбушку и соединив ее с горбушкой, отрезанной от хлеба женихова, везут в церковь. После венчания жених берет невесту в охапку, как ребенка, и садит ее в сани. По возвращении молодых из церкви, священник встречает их заздравной ектиньей и участвует в обеде. После поздравления молодых, им подается стакан с медом и они вышивают из него три раза попеременно. На бедные свадьбы священник не приглашается и свадебному поезду делаются разные препятствия, для устранения которых прибегают к угощениям, а иногда и к кулачной расправе. В обычаях над умершими замечено, что мыло, с которым омывали покойника, иные крестьяне берегут, как средство от судорог. Могилы покойников опахиваются платком, или ветвями дерев. Скажем о других поверьях и обычаях. О Великой пятнице думают, что в этот день должно брат молоко у чужих коров, класть яица под чужих кур, дабы иметь у себя обилие молока и яиц. В этот же день считают свои деньги, чтобы они всегда водились, сбивают масло, чтобы коровы имели много молока. В Иванов день собирают верес и делают из него метелку, которою метут горячую Печку, перед тем, как ставить в нее хлебы.
Часовен в приходе 8. В часовне, в Судемье, есть каменный крест, найденный когда-то на ближайшем огороде. По древностям замечательны деревни Судемье и Посадница. Около Судемья, на огороде, находили мечи, кости людей, черепа, щиты, серебряные кресты и монеты, продолговатые с заостренными концами. Место это считается у крестьян «Литовским побоищем». Отец одного крестьянина, Фоки Ильина, нашел когда-то здесь котелок с рублями Екатерининских времен.
«Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 — 1885 гг.)
СОБОРА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Рогожа, Волховский р-н)
На левом берегу р. Сясь, на землях Медведского Никольского мон. до 1563 основан Богоявленский погост. Первонач. дерев. ц. Богоявления Господня построена до 1582. Село и ц. получили назв. в память видения монаха Новгородского Саввол-Вишерского мон.: в в ненастную ночь к правому берегу реки на рогоже плывет икона Собора Богородицы. Позднее ц. переосвящена в честь Рождества Пресв. Богородицы, сгорела 15 апр. 1834.
Одноим. кам. ц. с пристроенной колокольней возведена в 1837-38 в стиле «провинциального классицизма». Освящена 1 сент. 1838. Строилась на средства прихожан и петерб. купца 1-й гильдии М.Д. Эртова (Ертова), имевшего здесь дровяную биржу. В ц. находился колокол, отлитый в Стокгольме в 1730. В округе было 10 часовен, в 1850 учреждена приходская школа. Не действовала с 15 июня 1937. Закрыта 27 июля 1940, здание передано под магазин. Открыта пост. Совета Министров от 27 июля 1945. После проведения ремонтных работ богослужения начались 8 янв. 1946, с тех пор не прекращались.
Источник: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 139-140; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006.