Георгиевская церковь построена в 1496 г., является третьей по «возрасту» из сохранившихся до наших дней деревянных церквей России и самой старой в России деревянной церковью, стоящей на своём месте (две более старых перевезены в музеи). Службы не ведутся, но состояние неплохое.
Георгиевская церковь Юксовского погоста (деревня Родионово)
Храм во имя святого великомученика Георгия Юксовского погоста в XIX столетии относился к Лодейнопольскому уезду Олонецкой губернии, и принадлежал к Олонецкой епархии. Территория, где находился погост, представляла собой редкостно красивую местность вокруг Юксовского озера, со стороны которого легкий и изящный силуэт храма особенно хорош [1]. В ближайших его окрестностях насчитывалось около двадцати пяти деревень [2]. Сегодня погост имеет другое название – деревня Родионово. Она включает в себя несколько селений в Подпорожском районе Ленинградской области.
Первые упоминания о церкви на этом месте датируются 1493 годом. Именно такую дату обнаружил известный исследователь Л.В. Даль на храмовом кресте [3]. Он предположил, что крест этот освятил святой Александр Свирский. Согласно данным метрики Георгиевского храма, его возведение относится к первой четверти XVI века, что же касается освящения, то его совершил один из учеников Александра Свирского еще при жизни преподобного – иеромонах Афанасий (скорее всего, преп. Афанасий Сяндемский – келейник св. Александра) [4]. В 1632 году храм вновь понадобилось освятить. Произошло это при митрополите Афонии, предположительно, после сооружения трапезной палаты с западной стороны [4]. Однако, скорее всего, церковь подверглась гораздо более значительному переустройству [2]. Свидетельств о колокольне не сохранилось. Предполагается, что таковая существовала на галерее или паперти. Наиболее старинные ее колокола отлили, если судить по надписям, в начале XVII века. На одном из них значилось: «Делал аз многогрешный Ярошка Трубицынъ». На втором — «Si Deus pro nobis, quis contra nos. Anno 1639» [4].
В нынешнем своем виде церковь св. Георгия представляет собой органичный синтез строений XVI и XVII веков. К XVI столетию принадлежит вся центральная часть храма: средняя клеть с главкой, крытой лемехом, алтарь и парный к нему западный прируб [2]. Все они завершены двускатным перекрытием довольно редкого вида — «клинчатым». Сейчас одним не многих сохранившихся примеров его, кроме Юксовского храма, можно назвать Васильевскую церковь 1824 года в Чухчерьме (Онежский район Архангельской области). Обычно довольно резкий силуэт подобной кровли над центральной клетью смягчен двумя уступами. Они придали мягкую живописность очертаниям церкви, сохранив ее устремленность ввысь, подчеркнутую упругими и округлыми линиями повалов [5]. Если мы зайдем в храм, то станет хорошо видна сложная конструкция такого перекрытия. Его основу составляют не стропила, а рубленные из бревен щипцы западной и восточной стен (напоминающие тромпы), соединенные горизонтальными бревнами. Благодаря этому приему, крыша составляет как бы единое целое со стенами и может достигать значительной высоты [5].
Во время реставраций 1970-х годов и 1993 года удалось выявить еще одну интересную подробность. Не подлежит сомнению, что первоначально храм окружала невысокая крытая консольная галерея с покрытием на резных столбах и односходным крыльцом. В 1632 году эту галерею, крыльцо, подклет и нижние венцы всех трех клетей заменил новый цельный сруб с односкатной кровлей, охватывающий более «древнюю» центральную часть с трех сторон. Реставраторы отмечали, что: «в результате этих работ площадь собственно церкви увеличилась почти в четыре раза (74 квадратных метра) и образовалась трапезная площадью 40 квадратных метров» [2]. Очень украсило церковь новое крыльцо с двумя всходами, каждый на три рундука, под тесовыми скатами крыши на опорах-балясинах, с нарядным полотенцем и причелинами. В 1877 году все объемы старинного храма обшили тесом [1]. К счастью, сдели это достаточно осторожно и не нанесли существенного ущерба облику церкви.
Кроме неповторимой красоты рубленых стен в Георгиевском храме сохранилось несколько свидетельств его древнего обихода. В первую очередь, это старинный трехъярусный тябловый иконостас. Во всяком случае, до 1942 года, в нем можно оставались и потемневшие от времени иконы св. Георгия и Иоанна Крестителя с чашей [1,4]. После расширения церкви в западной ее части поставили массивные столбы с великолепной резьбой. С XVI столетия сохранились «косящатые» окна и потолок.
В ХХ столетии судьба Георгиевского храма не была столь трагичной, как судьба многих других церквей и монастырей. Правда, в 1930 году его закрыли, но, как уже говорилось выше, в 1971-1972 годы и в 1993 году тщательно исследовали и отреставрировали. После второй реставрации церковь возвратили верующим. В 2006 году оба храма Юксовского погоста (второй храм – деревянная церковь Сретения Господня 1864 года) вошли в состав Георгиевского скита Свято-Троицкого мужского монастыря Александра Свирского. Сейчас старинная церковь находится в достаточно хорошем состоянии и в ней иногда совершаются богослужения.
Примечания:
[1] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 76, 77
[2] Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978. С.: 96-100
[3] Даль Л.В. Церковь святого великомученика Георгия в Юнсовском погосте Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии // Зодчий. 1877. №11. С.: 95, 114
[4] Приход Юксовский. Георгиевская церковь XV-XVI веков // Известия Императорской Археологической комиссии. Пг., 1915. Вып. 57. С.: 136-137
[5] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 189-191
По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира открыт скит СВято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в честь святого великомученика и победоносца Георгия. На территории Георгиевского скита расположены: церковь св. вмч. Георгия XV в., церковь Сретения Господня XIX в. Старанием братии Александро-Свирского монастыря произведен капитальный ремонт церкви Сретения Господня. С февраля 2007 г. возобновлены регулярные богослужения. В настоящее время богослужения совершаются по субботам. Вход на территорию скита свободный. Юксовичи — древнее поселение, упоминаемое в Уставной грамоте новгородского князя СВятослава Ольговича в 1137 г. «Юкс» — слово вепского происхождения. означающее либо первое поселение, либо поселения, расположенные вокруг одного озера. До 1917 г. здесь насчитывалось до 26 крепких деревень, а сейчас 6 небольших деревушек.
По одной из легенд, сам св. Георгий (в народе — Егорий Храбрый) повелел возвести церковь на этом месте. А пока рубили, рыбаки с озера видели лучезарное свечение на берегу. Черноризцы. приплывшие пять столетий назад на Юксовское озеро с молитвой и надеждой на промысел Божий, опустили в прозрачные воды топорище и стали ждать, к какому берегу его прибьет. Так на восточном берегу Юксовского озера появился святой храм. В некоторых старинных документах сохранилась дата, которую принято считать временем строительства Георгиевского храма — 1493 г. Эту дату упоминает и академик Л. В. Даль, проводивший исследования Юксовского чуда в 1877 г. К сожалению, до наших дней не сохранился старинный тябловый иконостас, святыни, строгое убранство храма. От первоначальной постройки сохранился только сруб, который находится внутри пристроек 1632 г. В то время старый сруб был обстроен новым, верхняя часть храма стала выше и получила подкрепления в виде столбов. Изнутри вся постройка разделялась на две части: собственно церковь, которая помещалась внутри сруба 1493 г., и трапезную.
Информация со стенда на стене храма
В селе Юксовичи на высоком обрывистом берегу Юксовского озера стоит церковь Георгия. В 1877 г. Л.В. Даль, обследовав эту постройку, высказал предположение, что срублена церковь в 1493 г. Некоторые церковные сведения относят постройку к первой четверти XVI в. За четыре с половиной века памятник неоднократно ремонтировался, и в настоящее время его облик серьезно отличается от первоначального.
Церковь Георгия – это пирамидально вознесшиеся к небу три стройных, с мягкими повалами сруба, по которым ступенчато взбегают клинчатые кровли. Снизу клети с трех сторон охвачены распластавшимся на земле мощным, крытым пологой двускатной кровлей срубом. Венчает эту композицию упругая, серебрящаяся лемехом главка.
Нижний сруб в плане представляет собою сужающуюся к западу трапецию. На восток от него выступает алтарная клеть, к западной стене примыкает крыльцо. Поперечная стена в нижнем срубе делит общий объем на две неравные части: меньшую – трапезную, восточную, большую – саму церковь. Внутри церкви стоят два мощных столба, резьба которых представляет собой дыни, перетянутые жгутами. На этих столбах и поперечной стене держится западная половина возвышающихся объемов.
Обмеры 1965 и 1971 гг. позволили выяснить, что памятник единожды подвергался серьезной реконструкции. По-видимому, это произошло в первой половине XVII в., так как в 1632 г. храм был освящен вторично, может быть, после какого-нибудь переустройства или исправления, скорее всего, после устройства трапезной. Материалы обследования памятника позволяют с достаточной точностью реконструировать его первоначальный облик.
К XV-XVI вв. относится алтарная клеть, увенчанная главкой, средняя клеть и западный прируб, дублирующий алтарный. Не вызывает сомнений, что эти срубы начинались от почвы и на эксплуатационном уровне имели галерею, охватывающую средний и западный срубы с трех сторон. Устроена эта галерея была на выпусках бревен подклета, имела тесовое покрытие, опирающееся на столбчато-каркасную конструкцию ограждений. И те «узкие отверстия, наклонные в наружной стене вниз, со следами над ними какого-то закрепления», описываемые Л.В. Далем как вентиляционные окна, на самом деле являются гнездами от стропильных конструкций покрытия галереи, которые дополнительно крепились нагелями. Кровля галереи была значительно ниже существующей, а сохранившиеся на чердаке маленькие «косящатые» окна на северной и южной стенах центральной клети сверху освещали внутреннее пространство церкви, площадь которого не превышала 20 кв.м.
Таким образом, ядром плана церкви являлся неравноконечный крест из трех клетей: алтарной, внутренняя ширина которой 246 см, самой церкви (480 х 400 см) и притвора, который по продольной оси был короче алтарной клети на толщину венца. Клети самой церкви и притвора обрамляла невысокая галерея, к которой с запада, вероятнее всего, по продольной оси, было пристроено односходное крыльцо с нижним рундуком. Возможно, над этим рундуком, на столбах была устроена звонница.
Основной причиной реконструкции церкви в первой половине XVII в. явилась, по-видимому, ее малая площадь. Нужно отметить, что мастера, выполняя волю прихожан, относились к высокохудожественному творению своих предшественников с определенным тактом, проявив при этом свое высокое мастерство. Вывесив верхнюю часть церкви, они разобрали низ центральной клети и притвора с галереей, подвели новый подклет, устроили по нему пол из плах, оперли стыки центрального объема с притвором на резные столбы, а западную стену притвора – на новую поперечную стену сруба. Новый сруб получился внушительных размеров: восточная стена равна 1165, северная 1121, западная 1033, южная – 1134 см (по наружным габаритам). В результате этих работ площадь самой церкви увеличилась почти в четыре раза (74 кв. м) и образовалась трапезная площадью около 40 кв.м. Вдоль западной стены трапезной пристроили двухсходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската.
По сути, древоделы XVII в. в Юксовичах создали новый архитектурный образ под непосредственным влиянием предыдущего. Интересно, что новый сруб в верхней своей части снаружи обтесан и рублен «в лапу», а нижняя его часть, т.е. подклет, рублен с остатком – «в обло», и бревна оставлены в натуральной своей форме. Характер окон этой пристройки отличается от косящатых окон древнейшей части: они значительно больше и верхняя их косящина имеет сегментную подтеску. По-видимому, все эти элементы, а также характер резьбы столбов навеяны бывшей галереей.
Ко времени реконструкции храм простоял более ста лет и поверхности венцов церкви снаружи подверглись сильному разрушению. Это послужило поводом к обшивке фасадов. Под обшивкой 1877 г. сохранилась первоначальная, выполненная из широких тесин, полученных в результате расщепления бревен. Устроена обшивка прямо по венцам и прибита в зависимости от замысла мастеров: во фронтонных частях срубов – вертикально, с затеской нижних концов, ниже – горизонтально. Выпуски бревен обработаны тонкими теинами, подчеркивающими повалы срубов. По-видимому, это первая обшивка на памятниках народной архитектуры.
Реставрационные мастерские в 1971-1972 гг. произвели ремонт обшивки церкви, частично кровель и воссоздали крыльцо XVII в.
М.И. Коляда. Памятник народного деревянного зодчества в селе Юксовичи
Проблемы истории и культуры Северо-запада РСФСР. Л., 1977. С. 59-62
Погост Юксовский, Вознесенский район Ленинградской области. Георгиевская церковь, 1493 (?)
«Точная дата постройки не установлена; по данным церковных записей и материалам акад. арх. Л.В. Даля датируется 1493 годом. Церковь стоит не берегу большого Юксовского озера, со стороны которого силуэт её особенно хорош. Обшивка церкви тёсом произведена около 1877 г. В церкви старый трёхъярусный тябловый иконостас со старыми, сильно почерневшими иконами».
Цела. Закрыта в 1930-х гг., реставрировалась в 1970-х и в 1993 гг., возвращена верующим, совершаются нерегулярные богослужения. Вероятно, древнейший из храмов, сохраняющихся на своём природном месте.
http://www.archnadzor.ru/2010/11/09/russkoe-derevo/
На территории Вознесенского городского поселения в старину располагались несколько погостов, от которых до наших дней дошли прекрасные памятники деревянного зодчества. Это и село Юксовичи (от «юкс» — в переводе с угро-финских языков означает «первый», что, возможно, связано с тем, что Юксовский погост упоминается одним из первых, в 1137 г.). Юксовичи сегодня включают под общим названием несколько деревень: Конец, расположившийся на южном берегу живописного Юксовского озера, вблизи старинного села Родионово, затерявшегося среди лесов, Соболевщину, расположенную между озером и дорогой, Кишковщину. Клетская Георгиевская церковь в Кишковщине — одно из старейших сооружений северной архитектуры. Этот памятник, возведённый на высоком берегу Юксовского озера, упоминается в 1493 г. Ровесниц Георгиевской церкви на русском Севере сохранилось только две: Воскрешения Лазаря XV в. из Муромского монастыря в Заонежье (сейчас в музее-заповеднике Кижи) и церковь Ризположения 1486 г. из затопленного при строительстве Волго-Балтийского пути села Бородава (ныне в Кирилло-Белозерском монастыре).
Храм на Юксовском озере состоит из двух разновеликих частей: более высокой, срубленной раньше, и пониженной, более поздней. Собственно церковь представляет собой столпообразный сруб (клеть) с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, с единственной, серебрящейся лемехом, главкой. Два более низких сруба — алтаря и трапезной — также с заострёнными кровлями, вторят центральному объёму. Стены церкви расчленены редкими окнами: маленькими старыми волоковыми и несколько большими в пристройке, возведённой позднее. Характерной особенностью храма являются уступы-сливы у основания кровли. Здание имело галерею, охватывающую средний и западный (с трапезной) срубы с трёх сторон. Первоначальный план церкви представлял собой крест из трёх клетей: алтарной, внутренняя ширина которой была 2,5 м, собственно церкви (ширина 4,8×4,0 м) и притвора. Галерея была узкой и невысокой, к ней с запада, очевидно, примыкало крыльцо. Затем, в XVII в. церковь была расширена (длина стен стала около 10 м), площадь храма увеличилась почти в 4 раза. Вдоль западной стены трапезной пристроили двухсходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската.
По сути, мастера создали в Юксовичах новый облик храма, в котором явно прослеживается влияние предыдущего. Ко времени новой реконструкции церковь простояла более 100 лет, и венцы снаружи сильно разрушились под действием атмосферных осадков. Для сохранения фасадов их в 1877 г. обшили тёсом. При перестройке северная и южная стены были разобраны, а под западные углы подведены опорные столбы, поверхность которых декорирована резьбой. В пропильной резьбе храма соседствуют христианские и языческие символы: православный крест и изображение Солнца-Ярилы — символа богатства и процветания (Александрова Е.Л. Водская пятина. Ингерманландия. Санкт-Петербургская губерния. Ленинградская область. СПб. 2011. С. 516). Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1970 году (Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. C. 205). Здание Геогриевской церкви на берегу Юксовского озера — подлинная достопримечательность нашего севера.
В селе Юксовичи сохранилась ещё Сретенская церковь, построенная в 1864 г. на месте и с повторением форм храма конца XV в. (перестроен в 1756 г.). Под его обшивкой сохранилась первоначальная стена, выполненная из широких тёсин, получаемых в результате расщепления брёвен. В старину пилёных досок не было, пилы стали использоваться только с XVIII в., а до этого доски получали раскалыванием брёвен вдоль клиньями на несколько частей. Этот древний способ получения досок сохранялся в этих местах довольно долго, вплоть до середины XIX в. На церкви св. Георгия обшивка XVII в. выполнена прямо по венцам и прибита по фасадам по-разному (вертикально и горизонтально). По-видимому, это была одна из первых обшивок сооружений народной архитектуры. Недалеко от церкви сохранился старый дом с необычно большим выносом кровли над лицевым фасадом. Рядом с избой стоит хозяйственный двор, соединявшийся с домом крытым висячим переходом.
http://www.heraldicum.ru/
В 1934-м году церковь Георгия Победоносца на Юксовском погосте была закрыта и передана для устройства в ней сельского клуба. После Великой Отечественной войны местные власти устроили в ней склад ГСМ (горюче смазочных материалов). Старожилы и сейчас могут показать следы на полу оставшиеся от ГСМ. И только в 1971-1972 гг. здание обветшавшей Георгиевской церкви было тщательно исследовано, после чего началась первая реставрация. Тогда же появилось крыльцо с резными столбами. Повторная реставрация была проведена в 1993-м году и после неё церковь передали РПЦ.
Храм великомученика Георгия Победоносца стоит на восточном берегу Юксовского озера в исключительно живописной местности Свирско-Оятской возвышенности. По народному преданию, сам св. Георгий (в народе — Егорий Храбрый) повелел возвести на этом месте церковь. А пока плотники рубили храм, рыбаки с озера видели лучезарное свечение на берегу. До 1917 года Юксовский погост относился Лодейнопольскому уезду Олонецкой губернии.
Юксовский погост впервые упоминается в 1137 году. Первый храм до нас не дошёл. Ныне стоящий на погосте Георгиевский храм построен в конце XV века и неоднократно перестраивался на протяжении XVI-XVII столетий. Храм состоит из высокого сруба основного объёма и двух меньших по высоте равновеликих прирубов: алтаря и трапезной, которые вторят центральному основному объёму. Характерной особенностью храма является каскадная клинчатая кровля. Постройка имеет крытую галерею, охватывающую храм и трапезную с трёх сторон, и имеющая с западной стороны крыльцо на два всхода. В 1877 году храм был обшит тёсом. Интерьер храма украшен пропильной резьбой, в которой соседствуют наряду с христианскими и языческие символы: православный крест и изображение Солнца-Ярилы — символа богатства и процветания.