О том, как выглядел Дом Пашкова до разрушительного пожара 1812 года мы можем судить по рисунку немецкого художника Иоганна Фридриха Антинга, посетившего Москву вскоре после окончания постройки усадьбы в 1786 году. Его рисунок выступает точной иллюстрацией к подробному описанию дома соотечественником Антинга — путешественником Иоганном Рихтером, назвавшим московскую усадьбу «волшебным замком». В числе ее архитектурных изюминок он упоминает, в частности, бельведер в окружении свободно стоящих парных колонн со статуей на вершине купола, мраморных дев — Флору и Цереру — по бокам колоннады со стороны дворцового фасада, а также другие исчезнувшие после пожара и последующего ремонта детали: герб Пашкова, статуи Марса и Минервы, стоящие перед домом, мезонинный этаж с продолговатыми окошечками (были заложены в 1839 году).
Но вот точного ответа на вопрос, чья статуя венчала шпиль Дома Пашкова — бога войны Марса или покровительницы искусств богини Минервы — у исследователей нет. Сторонники второй версии обращают внимание на исторический период появления здания — это эпоха правления Екатерины II, или Русской Минервы (любимый образ императрицы). Воинствующий Марс враждебен Минерве, и трактовка в его пользу более близка сторонникам версии, согласно которой архитектор (предположительно Василий Баженов) был обижен императрицей и так изысканно ей отомстил.
#МосковскиеЗаписки