В процессе создания своих романов Фёдор Михайлович Достоевский описывал портреты героев не только словесно. Многочисленные рукописи рассказывают о другой стороне его творчества. Достоевский делал графические наброски персонажей своих романов, фрагментов архитектуры, упражнялся в каллиграфии.
Писатель рисовал грифелем или пером. Первые зарисовки появились на полях «Записок из Мертвого дома». Самой богатой на иллюстрации оказалась рукопись «Преступление и наказание», где можно посмотреть глазами автора на многих персонажей — от Сони Мармеладовой до старухи-процентщицы.
Записи романов «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» тоже щедры на портреты героев. Некоторые из них по сей день вызывают споры: непонятно, кого изобразил Достоевский — выдуманные образы или лица реально существующих знакомых.
Автор рисовал своих коллег по перу — Белинского, Тургенева, а также известных правителей и знаменитых философов. Некоторые персонажи перенимали их черты. Например, эскиз портрета князя Мышкина напоминают изображения ученого и философа Рене Декарта, авторству которого принадлежит фраза «Я мыслю, а значит существую».
В рукописях Достоевского нашлось место не только портретам. Он любил рисовать городские пейзажи, острые шпили крыш, стремящиеся в небо башенки, окна с мозаиками витражей. В его иллюстрациях несложно узнать готические линии знаменитых Европейских соборов. На страницах «Бесов» особенно много таких рисунков, несмотря на то, что действие романа разворачивалось в маленьком губернском городе.
В записях Фёдора Михайловича можно встретить его упражнения с каллиграфией. Он экспериментировал с почерком: неразборчивые и колючие буквы сменялись витиеватыми вензелями.
Все эти наброски и каллиграфические эксперименты помогали писателю точно создавать характеры героев и детали будущего произведения.