Рига. Собор Петра и Павла.

Петропавловский собор находится на территории Рижской цитадели. После победы над шведами по приказу Петра I шведская деревянная гарнизонная церковь в Рижской цитадели была обращена в православный храм. На ее месте по указу Екатерины I в 1728 году была построена первая каменная церковь, которая была разобрана в конце 18 века при строительстве новой соборной церкви, сохранившейся до наших дней.

В 18 веке цитадель еще сохраняла свое оборонительное и политическое значение для Риги. Это было самостоятельное укрепление, отделенное от Старого города глубокими рвами с водой и земляными валами. Цитадель должна была служить убежищем гарнизону в случае оставления им основной крепости и в качестве опорного пункта являлась символом государственной власти в городе. В 1765 году генералом-фельдцейхмейстером Вильбоа был разработан проект перепланировки Риги и реконструкции Рижской цитадели, утвержденный императрицей Екатериной II в 1769 году. В 1777 году развернулись строительные работы. В цитадели были построены солдатские и артиллерийские казармы, инженерные и обер-офицерские дома, дом священнослужителей, обер-комендантский дом, реконструированы провиантские магазины, ворота и мосты. В результате реконструкции сформировался цельный архитектурный комплекс. Все основные постройки были двухэтажными, декор — сдержанный, типичный для казенных построек России времен классицизма. Идейно-художественной доминантой обновленной цитадели стала соборная церковь св. апостолов Петра и Павла, воздвигнутая на главной площади. Ее высокая колокольня закрепила ось симметрии площади и стала градостроительным ориентиром улицы, направленной к площади со стороны Старого города.

Проект новой гарнизонной церкви, разработанный начальником Рижской инженерной команды инженер-полковником Сигизмундом Зеге фон Лауренбергом был утвержден 31 мая 1782 года. На строительство были выделены государственные средства. Гарнизонная церковь получила статус собора. Строительство осуществлялось непосредственно по благословению императрицы Екатерины II. Можно предположить, что строительству собора придавалось особое политическое значение в рамках проводившейся в Прибалтике губернской реформы, призванной лишить местное остзейское дворянство его исключительных привилегий и утвердить здесь центральную власть.

Прототипом храма для проекта Зеге мог послужить проект православной церкви св. Екатерины в г.Пярну (1764 – 1768, арх. П.Егоров), а также проект петербургского архитектора А.Виста, разработанный им для церкви в Даугавгривской крепости. Но Зеге удалось творчески переработать прототипы и создать самобытное произведение архитектуры, одно из лучших созданий эпохи раннего классицизма в Прибалтике. В 1783 году Зеге получил назначение в Нарву. Для надзора строительных работ был приглашен молодой мурмейстер Кристоф Хаберланд. Проработка архитектурных деталей, выбор системы пропорций, смелые конструктивные решения – таково было «духовное участие» в этой стройке начинающего строительного мастера, в будущем известного рижского зодчего.

План церкви согласно проекту Зеге решен в виде греческого креста с алтарем прямоугольной формы, к которому с севера пристроены диаконник и ризница. Средняя часть храма имеет ярусную структуру. Основной объем перекрыт слегка приплюснутым куполом, который опирается на четыре полуциркульные подпружные арки. В центре купола – отверстие, над ним возведен барабан, перекрытый двойным куполом. В двойном куполе – два отверстия, над которыми установлена небольшая башенка с окнами, увенчанная крестом. Фасады храма решены в ордерной системе. Выступы северного и южного концов планировочного креста с боковыми входами оформлены плоскими портиками с фронтонами. Над притвором, с западной стороны к храму пристроена высокая, стройная, четырех-ярусная колокольня, завершенная выложенным из кирпича узким шатром–шпилем и крестом. В объемной композиции собора главенствует колокольня, она гораздо выше основного объема (h=55 м). Прежде колокольня хорошо вписывалась в панораму Риги как ее крайняя северная вертикаль.

Первоначальный интерьер храма был решен в строгих формах классицизма, довольно скупой декор подчеркивал конструктивную структуру здания. Купольный свод был украшен золотыми шестиконечными звездами и фресками с образами четырех св. евангелистов, подпружные арки и отверстие купола декорированы кессонами с объемными розетками. Иконостас храма полукругом выдвигался на солею, над престолом была сень на четырех столбах. Опорные пилоны были расписаны фресками, автором которых современные исследователи предположительно называют известного русского баталиста Василия Верещагина или его учеников.

100 лет храм был кафедральным собором епархии. Первого сентября 1873 года в колокольню собора ударила молния, начался пожар, в результате которого пострадал интерьер храма и предметы утвари. Требовался серьезный ремонт. Это событие ускорило начало строительства в Риге нового кафедрального собора на Эспланаде (нынешнего Христорождественского). В 1867 году был упразднен крепостной статус цитадели, началась ее реконструкция. Земляные валы были срыты, ров был превращен в городской канал с зелеными насаждениями по берегам. Петропавловская церковь была восстановлена после пожара, но после окончания строительства нового кафедрального собора, в 1886 году ее на правах аренды передали эстонской ев.-лютеранской общине, которая пользовалась зданием вплоть до 1940 года. В советское время собор долгое время был в «заброшенном» состоянии. Здание состояло на балансе Министерства Обороны СССР, использовалось как склад обмундирования института ГВФ. Интерьеры собора были утрачены. В 1980 – 1987 годах силами Управления научной реставрации была выполнена реконструкция собора, с целью приспособить его для нужд концертного зала. Здание было значительно перестроено (автор проекта – арх. Э.Менгеле). Под храмом был выстроен подвальный вестибюль с гардеробом и санузлами, отверстие в куполе было закрыто, на стенах установлены современные свтильники. В зале и на балконе были смонтированы кресла на 300 зрителей, в алтаре была оборудована сцена-эстрада. Декоративное убранство основного помещения собора было качественно отреставрировано, восстановлены красивые двери с декором и фурнитурой. Фрески на пилонах были законсервированы и прикрыты щитами с декоративной тканью. Таким образом, пространственная структура и великолепные пропорции подкупольного зала были сохранены. Концертный зал получил название «Ave Sol», здесь теперь звучит камерная музыка. После распада СССР Латвийская Православная Церковь заявила свои права на собор, просила вернуть его верующим. Состоялся суд, по решению которого собор остался концертным залом.

В 20 веке цельность архитектурного комплекса Рижской цитадели была нарушена при строительстве здесь высотного здания (ныне – Министерство сельского хозяйства). В начале 21 века на территории бывшей цитадели было построено несколько новых объектов современной архитектуры, реконструирована часть старых зданий с надстройкой этажей, что изменило масштаб застройки. Собор уже потерял роль градостроительной доминанты этой территории. К сожалению, новостройки «перекрыли» многие смотровые точки, с которых прежде просматривалась стройная колокольня собора.

Источники информации :
1) Васильев Ю. «Классицизм в архитектуре Риги», Р. 1961.
2) «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», R. 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?