Идея строительства в Риге нового кафедрального собора возникла в 1872 г. Первоначально предполагалось освятить храм в честь св. Александра Невского. Министерством внутренних дел, в ведении которого входило в те годы строительство храмов, был объявлен заказной конкурс на строительство храма вместимостью 2000 человек. 26 декабря 1875 г. Александром II был утвержден проект Р.К. Флуга. Для возведения кафедрального храма был выбран участок в самом центре города, на Марсовом поле, предназначенном для парадов войск, напротив Александровского бульвара. Строительные работы начались в мае 1876г., а 3 июля рижский епископ Серафим совершил закладку нового собора. Право на ведение строительства получил по конкурсу архитектор Н.В. Чагин. Р.К. Флугом было запроектировано пятикупольное здание. Купола значительно возвышались над центральным объемом здания благодаря двухъярусной структуре барабанов. Силуэт храма воспринимался издалека и подчеркнутая вертикаль глав уравновешивала значительную массу основного объема здания. Между большими окнами нижнего яруса центрального барабана изображались двенадцать архангелов, а над окнами второго – двадцать четыре херувима на голубом небесном фоне. Когда строительство близилось к завершению, император пожаловал храму 12 колоколов. Каждый колокол являлся выдающимся произведением художественного литья. Отливались они на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского. Отливал колокола один из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонт Веревкин. Для колоколов зодчим был сделан проект звонницы , выполненный в стиле здания. Она не превышала высоты боковых глав.
Проект был утвержден 16 мая 1880 года. Вписавшись в общий первоначальный замысел, стилистически и композиционно сочетаясь с главным объемом храма, звонница соединялась с ним крытым переходом. Удачно найденным декоративным приемом было многоцветие наружного облика собора. Лимонно-желтый облицовочный кирпич сочетался с полосами красно-бурых цементных плиток. В облицовке цоколя и ступеней был использован прочный гранит. Многоцветие было применено и в покрытии глав. В храме были предусмотрены хоры, позволявшие значительно увеличить вместимость храма. В цокольном этаже было достаточно пространства для соборной ризницы. Внутреннее убранство заключалось преимущественно в орнаментальной росписи, следовавшей конструктивной логике интерьера. Орнамент в «византийском стиле» дополняли шрифтовые композиции в арках. В барабане центрального купола размещались тексты из псалмов Давида, а между окнами барабана – изображения херувимов. Вечно исполняемое ими пение «свят, свят, свят, Господь Савоаф, исполнь неба и земля славы Твоея» было обозначено в главном куполе расходящимися от его центра золотыми лучами. Иконы писались в Академии художеств такими известными художниками, как К.Б. Вениг, В.П. Верещагин, Ф.С. Журавлев, А.И. Корзухин. Утварь была заказана на фабриках И.П. Хлебникова, И.А. Жевержеева и других. Сооружение собора было завершено к концу 1883 года. Следующим летом здание обнесли железной ажурной оградой и внутри разбили сквер. 24 апреля здание было передано в духовное ведомство, а 28 апреля 1884г. состоялось освящение.
В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок стараниями архиепископа Иоанна (Поммера), обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги. Новый удар нанесла вторая мировая война. Опять разорение и воскрешение собора вновь. После войны шла обычная духовная жизнь. Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобетоном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, уничтожая роспись. В 1962 году по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой кресты на соборе были спилены, а сам храм превратили в планетарий. Кафедральный собор вернули Церкви только в июле 1991г. 6 января 1992 года, совершилось первое богослужение. Реставрируется.
Источники: Книга Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005 г. www.pravoslavie.lv
Первоначальный иконостас с иконами В.В. Верещагина, К. Шамшина, Васильева не сохранился. В настоящее время установлен новый иконостас с иконами современного письма в каноническом стиле. В 2006 году покрашены фасады. Собор ориентирован алтарем на северо-запад, подчиняясь градостроительной ситуации с размещением главного входа в сторону главной улицы города.
В исторических документах имеется путаница по фамилии и отчеству архитектора, по проекту которого был построен Рижский Кафедральный собор. В одном документе пишется «…В конкурсе проектов нового собора приняли участие архитекторы Р. Пфлуг, Г. Шеель , Я.Ф. Бауманис. 26 декабря 1875 г. император Александр 2-й вынес решение «Приступить к сооружению в городе Риге,на прилегающем к Александровской улице учебному плацу,православного кафедрального собора на 2 тыс.человек по проекту архитектора Р. Пфлуга». Второй документ из Латв. ГИА,фонд 4754, опись 1, дело 1258. Кроме смет по строительству некоторых православных храмов, в деле имеется переписка в ноябре 1880 г. между Владыкой и архитектором-академиком Робертом Юльевичем Флугом по вопросу проектирования архитектором иконостаса для нового собора.
К строительству Рижского Кафедрального собора приступили в мае 1876 г. Освящение закладки собора состоялось 3 июля 1876 г. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов). Журналист газеты «Сегодня» Борис Шалфеев писал в 1934 г.: «…При постройке собора строителям пришлось столкнуться с неожиданными затруднениями. Грунт на избранном для храма месте оказался ненадёжным: здесь в старые времена проходила засыпанная потом речка,впадавшая в городской канал. Поэтому предположенный на 7 футов фундамент пришлось опустить до глубины 18,5 футов, а меняющийся уровень подпочвенной воды принудил бетонировать подвалы…» («От Лифляндии к Латвии» Прибалтика русскими глазами. Сост. Ю. Абызов. Изд. Москва, 1993 г. Стр. 381-383, статья журналиста Б. Шалфеева «50-летие рижского Кафедрального собора»).
«…Собор принадлежит к числу грандиозных построек Риги. Согласно официальному описанию он, взятый вместе с колокольней, имеет в длину 31 сажень, в ширину с крыльями 20 саженей 24 аршина, а в высоту до карниза 8 саженей, а до креста 20 саженей…» По высоте колокольни собор нельзя причислить к самым большим зданиям города. Своей 140 футовой громадой он превосходит, например, Пороховую башню (84 фута), звонницу Гребенщиковской старообрядческой молельни (112 футов), но далеко отстаёт от великолепной Петровской башни, возносящейся к небу на 440 футов…»В недостроенном ещё соборе был в апреле 1882 года воспроизведён знаменитый опыт с маятником французского астронома Фуко, доказывающий факт вращения земли вокруг своей оси… 24 апреля 1884 г. состоялась передача новопостроенного собора от строителей в духовное ведомство Рижской епархии. 28 октября 1884 г. (ст. ст.) было совершено торжественное освящение Кафедрального собора. На торжества прибыл митрополит Киевский и Галицкий Платон (в 1848-1867 гг. — архиепископ Рижский), Рижский епископ Донат, викарий Литовской епархии епископ Ковенский Сергий, а также обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев.
В клировых ведомостях Рижской епархии за 1910 г. читаем: «…Собор построен с высочайшего соизволения Государя Императора Александра 2-го. По ходатайству бывшего генерал-губернатора Прибалтийского края князя Багратиона перед Министерством Внутренних Дел, в конце декабря 1875 г. Высочайше отпущены были средства из Государственного Казначейства на сооружение нового собора в г. Риге. Постройка храма продолжалась около 8 лет. Заложенный 3 июня 1876 г. новый кафедральный собор был торжественно освящён 28 октября 1884 г. во имя Рождества Христа Спасителя. Кроме Рижского Преосвященного Доната, в освящении собора участвовали: Высокопреосвященный митрополит Киевский Платон и преосвященный Сергий — епископ Ковенский, ныне Владимирский. Собор построен в нововизантийском стиле и представляет величественное (вмещающее до 2700 человек) и красивое здание. Стены внутри храма расписаны древними христианскими орнаментами в византийском вкусе. Иконостасы трех приделов украшены иконами работы профессоров академии художеств.
Строительство храма вёл подрядчик — академик Чагин, а наблюдение за постройкою осуществлял архитектор, академик Роберт Юлиевич Флуг, исполнивший и чертежи иконостаса для нового храма. На постройку собора, через выделенные государством Министерству Внутренних Дел, отвечающему за строительство православных храмов в Прибалтийских губерниях, с утварью, ризницею, богослужебными книгами и прочими принадлежностями израсходовано 561 504 рубля 16 копеек. Не считая стоимости 25719 рублей – 12 колоколов,пожертвованных лично Государем Императором Александром 3-м. Собор зданием каменный — трёхпридельный. Первый — главный придел — во имя Рождества Христа Спасителя. Второй — во имя Александра Невского. Третий — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Источники: ЛГИА, фонд 4754, оп. 2, дело 226. Лист 1. Ведомость о Рижском кафедральном во имя Рождества Христа Спасителя соборе за 1910 год. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело № 1258 Переписка РДК по иконостасу Кафедрального собора, по иконам и др. Прибавления к церковным ведомостям № 46 за 1900 год, стр. 1878-1879. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1271 «О покупке каменного дома для помещения причта Рижского Кафедрального собора». Начато 25.04.1894г. Окончено 19.12.1905г.
Рижский кафедральный собор Рождества Христова построен по проекту петербургского академика-архитектора Роберта Августа Пфлуга (1832-1885). В конкурсе подрядчиков на строительство собора победил губернский архитектор Виленского края Николай Михайлович Чагин (1823-1909), осуществивший этот проект.