Рига. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище.

Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад — восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма.
В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в простреленных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. Эта крупная по рижским масштабам православная церковь впечатляет грандиозностью архитектурного замысла. Крестово-купольная система пространства, каноническое пятиглавие – композиция архитектурных объемов Ивановской церкви разворачивается просторно и величаво.
Церковь построена в формах эклектики с элементами русского стиля. Три фасада решены одинаково, отличается только алтарная часть. Полукруглым фронтонам фасадов в интерьере соответствуют крестовые своды. Четыре крестообразные опоры несут барабан купола. Центральная глава высоко вознесена в небо благодаря двойному барабану, но второй, более узкий барабан в интерьер не раскрыт, так как стоит на своде купола. Малые главы также являются ложными, интерьер не освещают. Подпружные арки расположены на одном уровне с высокими крестовыми сводами, которыми перекрыты рукава креста, угловые компартименты, вима, боковые алтари. Интерьер церкви освещен благодаря большим окнам, освещение ровное. С фасадной стороны все окна имеют накладные рамы с круглыми каноническими окулями.
Над притвором расположены просторные хоры с крестовым сводом. Солея высоко (на семь ступеней) поднята над уровнем пола. Обустройство интерьера продолжалось в 30-е годы. Нынешние иконостасы в храме – двухярусные, пространственной формы, разной стилистики. Центральный иконостас был осуществлен В. Шервинским из элементов, перемещенных из других храмов. По его эскизам были выполнены пристенные киоты с иконами. Роспись алтарной арки в 1932 году выполнил художник Юрий Рыковский.
Восстановленный храм с одним престолом был освящен 19 сентября 1934 года архиепископом Иоанном Поммером. В 1936 году из закрытого Лиепайского Свято-Никольского (Морского) собора в Ивановский храм были перенесены многие ценные предметы церковного имущества — киоты с иконами, аналои, Голгофа, хоругви, паникадила. В последующие годы Латвийской Республики и наступивших после Второй мировой войны времен атеизма служившие в храме священники своими силами старались обустроить интерьер храма. Стараниями о. Серафима Шенрока в 60-е годы XX века была осуществлен ремонт интерьера, смонтированы иконостасы двух боковых приделов. Их перенесли сюда из других храмов: правый иконостас – из закрытого Христо-Рождественского собора, левый – из рижской снесенной церкви во имя иконы Всех Скорбящих Радости. В виду такого стечения обстоятельств интерьер храма не производит целостного впечатления. В 80-е годы XX века были установлены новые кресты на главах и возведена каменная отдельно стоящая колокольня, проект которой разработал архитектор П. Штокманис. Боковые приделы освящены во имя Казанской иконы Божией Матери и иконы «Всех Скорбящих Радость».
Источник информации: «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne 2007, стр. 508 – 519.

В XVIII в. в Московском форштадте Риги начинается обустройство православных кладбищ: одно из них — Всехсвятское (по имени построенной здесь в 1774 г. часовни), а позднее, в 1815 г., деревянной церкви во имя Всех Святых. Указом Св. Синода от 28 июля 1851 г. Всехсвятскую церковь преобразуют в самостоятельный приход. В 1866 г. на кладбище строят деревянную часовню, которую освящают во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Разборка деревянной церкви, перевоз этих материалов на Ивановское кладбище, а также строительство старой деревянной церкви в обновленном виде велось всем миром. Храм возводился как единое целое с ранее существовавшей Иоанновской часовней. «…Построена в 1881 году тщанием прихожан. Перенесена из соседнего Всех-Святского прихода по постройке там каменного храма. Зданием деревянная в связи с колокольнею …» — записано в церковной ведомости Иоанновской церкви за 1910 и 1912 гг.
В ведомости за 1907 г. (Латв. ГИА, Ф. 4754, оп. 2, дело 214, л. 173) читаем: «…Обращена, по Указу Св.Синода от 04.08.1892 года за № 3161, из приписной к Всех Святской в самостоятельную приходскую. Освящена 05.12.1892 года. Зданием церковь деревянная в связи с такою же колокольнею. Причта положено – священник и два псаломщика. Земли у церкви не имеется.  Члены причта проживают в наёмных квартирах за счет епархии…
В 1925 г. на средства Синода Латв. прав. церкви был произведён ремонт, но деревянный храм был в таком плачевном состоянии, что с благословения Владыки Иоанна Иоанновский причт начал сбор пожертвований для завершения строительства начатого перед 1-й мировой войной каменного храма. Вот что писал Рижско-Митавский благочинный 24.07.1921 г.протоиерей Николай Тихомиров в рапорте Архиепископу Иоанну, принявшему Латвийскую кафедру: » Иоанновский приход. Старая церковь пострадала от войны не в большой степени и приведена в надлежащий вид. В виду ветхости этой церкви пред войной начата постройка нового каменного храма. Здание уже подведено под крышу, но окончить постройки не пришлось. Этот храм также немного пострадал от бомбардировки. В таком же положении находится вновь воздвизаемое здание храма около Кузнецовской фабрики. Это здание даже не удалось подвести под крышу. Когда эти церкви будут окончены постройкой — нет возможности определить, тем более, что часть собранных на постройку денег находится в процентных бумагах. Приходской Совет развивает свою деятельность под руководством недавно вступившего нового настоятеля. Число прихожан постепенно увеличивается возвращающимися из России. В причте: настоятель — протоиерей Николай Васильевич Шалфеев — окончивший курс Рижской духовной семинарии. Псаломщика нет; обязанности его исполняют по приглашению прихожане. Председателем приходского совета состоит отец настоятель, старостою рижский гражданин В. Максимов. (Латвийский ГИА, фонд 7131, опись 1, дело 35, листы 6-9 ). В августе 1928 г. Н. Шалфеев писал, что работы по строительству «… идут настолько быстро, что надлежит уже заблаговременно позаботиться об иконостасе, иконах, престоле и жертвенниках». В письме от 22 апреля 1929 г. настоятель просил передать новому храму церковное имущество, сохранившееся в закрытом Лиепайском морском соборе. В перечне значились: «… десять мраморных досок для изготовления престола; дубовый аналой; металлический золоченый крест; икона средних размеров над Царскими вратами; два трехстворчатых киота с тремя иконами; киот деревянный с иконой св. Николая Чудотворца; Голгофа больших размеров».
Освящение состоялось 15 сентября 1929 года. Новый храм превосходил по своей высоте на 9 футов и по площади пола на 20% даже Рижский кафедральный собор.
Из книги Ю. Абызова «От Лифляндии — к Латвии», т. 2, изд. Рига, 1999 г., стр. 235.

О первых захоронениях на этом месте известно мало. Фиксированные сведения о местах захоронения появились значительно позже. Они содержатся главным образом в топографических документах разных лет. Так, на планах Муррна (1650 г.) крестиками помечено огороженное кладбище и неупорядоченные захоронения вне него. К этой территории в первой половине XVIII в. прирезываются участки песчаных дюн и начинается обустройство двух православных кладбищ: старообрядческого и Всесвятского. В 1774 году на кладбище была построена часовня. В 1815 году была построена деревянная церковь во имя Всех Святых, приписанная к Благовещенскому (Никольскому) приходу.
Захоронения на этих кладбищах шли столь интенсивно, что в помощь Всесвятскому храму на Ивановском кладбище в 1866 году возводится деревянная часовня, которую освящают во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Однако уже в то время здесь ощущалась острая необходимость в храме. Практическое решение строительства стало возможным только в 1882 году. По благословению Преосвященнейшего Филарета (Филаретова) приход начинает подготовку к строительству нового кирпичного Всехсвятского храма на улице Католю. Разработку проекта заказывают архитектору Я.Ф. Бауману, а деревянную церковь, построенную в 1855 году, решено перенести на Ивановское кладбище. Бауманис составляет чертежи, смету и эскизы на перенос деревянной Всесвятской церкви «как она есть» на Ивановское кладбище.
Перенос начался в 1882 году. Разборка деревянной церкви, перевоз этих материалов на Ивановское кладбище, а также строительство старой деревянной церкви в обновленном виде велось всем миром. Храм возводился как единое целое с ранее существовавшей Иоанновской часовней. В результате ее внешний вид, становясь значительно благолепней, выглядел одновременно и таким, каким был, и архитектурно обновленным. Прежним осталось внутреннее обустройство церкви, ибо сюда было перенесено церковное имущество деревянной Всесвятской церкви, за исключением наиболее ценных икон в серебряных ризах.
11 сентября 1883 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, в сослужении рижского духовенства освятил церковь в память усекновения честной главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна.
К концу XIX века церковь стала мала и возникла потребность в строительстве более просторного каменного храма. Созданное в 1895 году приходское Попечительство приступило к сбору средств на его строительство. Проект нового храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. К началу строительства приход смог приступить только в 1913 году. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем и революцией, строительство было прекращено. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в прострелянных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского.
К осени 1929 года строительство храма было завершено и он был освящён священномучеником Иоанном (Поммер) Архиепископом Рижским и Латвийским в честь Усекновения Главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
В условиях всеобщих тяжелейших бед и испытаний рижская церковь святого Иоанна Предтечи оставалась действующей. Более того, по отчетам послевоенного времени, она была в числе наиболее посещаемых. Атеистические гонения коснулись и Иоанновского храма. В Совмине ЛССР готовилось постановление о его закрытии и переоборудовании под кладбищенскую каплицу. В этой связи Иоанновскому приходу предписывалось перейти в деревянную Казанскую церковь. Однако прихожане не смирились, им удалось отстоять храм. Но тогда гонение обрушилось на Казанскую церковь, которая в 1964 году постановлением Совета Министров ЛССР была снята с регистрации и закрыта. Православные богослужения в ней больше не совершались, а в начале семидесятых годов распоряжением РИК Московского района эта церковь была передана в ведение Католической курии. Храм переоборудовали под костел, с 18 января 1970 года здесь проводили службы католики.
Сегодня Иоанновский храм является одним из почитаемых православных центров Риги.
http://www.travelzone.lv/latvija/gorod/_riga/baznica_jana_prieksteca/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?