Рига. Церковь Михаила Архангела.

Храм Св. Михаила Архангела. Многие храмы, возведенные благословением и заботами архиепископа Арсения, существуют и теперь. Один из этих храмов, Рижский Михаило-Архангельский. …Когда Владыка Арсений прибыл в Ригу, единоверческий приход в городе существовал уже 50 лет. Но за эти годы никто не озаботился устроить в городе благолепный единоверческий храм. Единоверческое богослужение отправлялось в здании бывшей беспоповской моленной, небольшой и деревянной, похожей более на простой дом, чем на православный храм. В 1892 году архиепископ Арсений призвал к строительству новой церкви. Приход был очень невелик и небогат, средств для строительства нового храма у прихожан не было.С 1893 года начались хлопоты о приобретении места для строительства храма и средств для этого. Главные труды взял на себя сам Владыка Арсений. Поэтому среди прихожан появилось мнение, что благотворителем был сам Архипастырь. Земля под церковь отведена городом в кол-ве 1000 кв.саж. Новая церковь построена в 1894 -1895 годах тщанием неизвестного жертвователя, представившего средства в Рижскую епархию. Храм был освящен 17 декабря 1895 года. Зданием церковь каменная в связи с такою же колокольнею. Престол один во имя Архангела Михаила.

В 1830–е годы в Прибалтийском крае усилились правительственные репрессии по отношению к старообрядцам, развернулась и миссионерская работа в старообрядческой среде. Решение этих вопросов находилось под пристальным вниманием Николая I. По его поручению в Лифляндии руководство процессом обращения старообрядцев в православие было возложено на учрежденное в 1836 году Рижское викариатство Псковской епархии. Первый единоверческий храм был открыт насильственным путем. По распоряжению Министерства внутренних дел одна из старообрядческих моленных Риги (она находилась на Московском форштадте, в доме купца Пушкова, напротив лютеранской церкви Иисуса), была переоборудована в единоверческую церковь во имя Архангела Михаила. Это событие вызвало волнения среди старообрядцев, которые пытались препятствовать передаче здания. Для наведения порядка потребовалось вмешательство Рижского полицмейстера. Единоверческий храм был освящен 9 июля 1837 года. При церкви была открыта церковно-приходская школа, учрежден приход, назначен причт. Зажиточные слои рижских староверов более других страдали от правительственных репрессий, вероятно, поэтому к началу 50-х годов именно среди богатого купечества было больше всего тех, кто перешел в единоверие. В 1887-1896 годах в Рижской епархии стало разворачиваться массовое строительство православных храмов. В 1894 году городское управление Риги выделило участок площадью в 1000 кв. сажен «под постройку единоверческой церкви, а равно причтового и школьного зданий с тем, чтобы этот участок, оставаясь в прямой собственности города Риги, возвратился в свободное распоряжение города коль скоро он более не будет служить вышеуказанному назначению». Земля была использована по назначению. На этом участке на пожертвования рижских купцов был построен новый храм. Вместо церковно-приходской школы прямо напротив храма, с западной его стороны было возведено 2-этажное здание Дома трудолюбия. Община в этом здании арендовала помещения для школьных занятий. Два здания с кирпичными фасадами, решенными в формах эклектики, выглядят как единый архитектурный комплекс. Позже, в годы Латвийской республики приход стал православным.
Во второй половине 20 века обширные территории в этом районе города были отведены для массовой жилой застройки. Постепенно типовые жилые дома обступили храм, земельный участок храма был урезан. Богослужения в храме не прекращались. В здании бывшего Дома трудолюбия разместилось домоуправление. Новый храм был построен, вероятно, по образцовому проекту, в который внесены изменения, придающие церкви узнаваемые черты единоверческого храма. Сдержанный декор в русском стиле на фасадах, отсутствие сводов в интерьере, как говорится, никаких излишеств – это создает несколько суровое впечатление, напоминающее моленные старообрядцев. Но при этом храм имеет четкое каноническое построение объемов и внутреннего пространства, великолепный четырехярусный иконостас. Все сделано показательно правильно, без отступлений от канона. План решен в виде креста, «крылья» которого перекрыты плоскими деревянными оштукатуренными перекрытиями. Центральный четверик приподнят на четырех арках и тоже имеет плоское перекрытие, которое посредством падуг плавно опирается на стены. Над преддверием расположен небольшой балкон для хора. В иконостасе храма около 40 икон канонического письма. Некоторые из них были перенесены сюда из старого храма. Столярная часть иконостаса и царские врата обильно украшены и позолочены. В большом киоте стоит главная реликвия храма – икона Архангела Михаила в серебряной ризе, присланная в дар храму в 1895 году императором Николаем II. В цокольном этаже храма находится колодец с кристально-чистой водой, поступающей из нескольких родничков. Отсюда берут воду для водосвятия и обряда крещения. Желающих креститься в церкви всегда много. Храм живет активной приходской жизнью.
Источники исторической информации: Гаврилин А. «Очерки истории Рижской епархии», Филокалия, Рига 1999. LVVA fonds 7469, 1.apr., lieta 1085, lapas 182, 185.

Внутреннее убранство и иконы большей частью перенесены из старого храма. Антиминс освящен в 7133 году от сотворения мира (1621 год от Рождества Христова) Филаретом, Патриархом Московским при царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче…
Источник: Клировые ведомости Рижской епархии за 1907 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?