Рига. Часовня (Благодарственная) Александра Невского.

Небольшая каменная часовня в центре Риги, на привокзальной площади была построена в благодарность чудесного спасения российского императора Александра III и всей его семьи во время крушения царского поезда, которое произошло 17 октября 1888 года близ станции Борки под Харьковом. Священный Синод объявил этот день ежегодным праздником Русской Православной Церкви. Храм был освящен в октябре 1889 года в честь Св. Александра Невского. В народе часовню прозвали Благодарственной.
Восьмигранный в плане, ярусный объем часовни был возведен в формах эклектики, с элементами русского стиля. Центричное пространство здания было перекрыто небольшим куполом на граненом барабане, который через арки опирался на четыре пилона. Снаружи купол был скрыт за невысоким шатром, увенчанным небольшой главкой с крестом. Еще двенадцать маленьких главок на шатровых башенках – четыре + восемь стояли на первом и втором ярусах объема. Интерьер освещался через два окна барабана и витраж, установленный в небольшой апсиде. В остальных фасадных нишах стен размещались иконы и четыре каменных рельефа с изображениями процветшего креста. Особым богатством выделялась декоративная отделка фасадов – над профилированным карнизом ярусов стен возвышались фронтоны-закомары, а барабан купола был украшен двумя ярусами кокошников, в которые тоже были вставлены иконы. Наружные стены были расчленены декоративными пилястрами, облицованы мрамором и глазурованной плиткой, шатер крыши был позолочен. В интерьере нижняя часть стен была облицована глазурованной плиткой c насыщенным орнаментом. Перед апсидой был установлен двухярусный дубовый иконостас (без царских врат), украшенный резьбой. В часовне находилось много ценных икон и церковной утвари.
В связи с расширением привокзальной площади, 16 июня 1925 года Кабинет Министров Латвийской Республики издал указ о демонтаже часовни, согласно которому было предусмотрено ее перемещение на территорию Рижского Свято-Троице-Сергиева женского православного монастыря. Часть убранства храма была вывезена, но в виду дороговизны проекта, полностью он не был реализован и, несмотря на бурные протесты православных рижан и просьбы архиепископа Иоанна (Поммера), ночью с 30 на 31 июля часовня была взорвана. Среди верующих наибольшее возмущение вызвало варварское уничтожение храма. 
Местное издание «Ticība un Dzīve» назвало происшедшее актом вандализма. После смерти архиепископа Иоанна (Поммера) некоторые демонтированные детали часовни были использованы в оформлении его погребальной часовни (1934, архитектор С. Антонов) на Рижском Покровском кладбище. Икона свт. Николая была перенесена в Благовещенский храм.Источник информации : М. Левина, Я. Зилгалвис, А. Типане, Д. Чолдере, В. Банга «Наследие сакрального искусства и архитектуры Риги», Рига 2010.

В 1889 году на Привокзальной площади в Риге открылась новая часовня Св. Александра Невского, там, где сегодня построен подземный переход. Часовню установили в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в страшной железнодорожной катастрофе. 17 октября 1888 года царская семья возвращалась с Кавказа в Санкт-Петербург. Недалеко от станции Борки в Харьковской губернии императорский поезд внезапно сошёл с рельс. В момент катастрофы императорская семья находилась в столовом вагоне, Александру III удалось удержать рухнувшую крышу вагона так, чтобы у всех находившихся в вагоне была возможность спастись. Его младшая дочь Ольга, находившаяся в соседнем вагоне, также спаслась. Однако жертвами катастрофы стал 21 человек, ещё 30 были сильно покалечены. Как выяснилось позднее, поезд сошёл с рельс в результате серии грубейших нарушений эксплуатации железной дороги. Спустя некоторое время по всей России во славу спасения императорской семьи начали возводить храмы и часовни. Рига не стала исключением. Проект будущей часовни разработал архитектор из Тарту Алексей Кизельбаш. В качестве образца он избрал русские церкви XVII века. Как и принято в русской православной среде, средства на её постройку собрали рижане. Среди жертвователей были не только известные купцы – Гусев, Трофимов, Климов, но и самые обычные горожане. Первый камень в основание строения заложили 4 июля 1889 года, а уже в октябре того же года здание было готово и освящено в честь Св. Александра Невского, который считался небесным покровителем императора.
Это была высокая восьмиугольная часовня, увенчанная барабаном и сложной шатровой крышей. Ее стены были богато декорированы: в кокошниках на фасаде выложили мозаику с изображениями святых и ангелов, филигранные гранитные колонны обрамляли окна часовни, позолоченную крышу венчал православный крест, стены, покрытые изразцовой плиткой, разделялись пилястрами. В нишах первого этажа поместили мраморные кресты. Часовня стала истинным украшением привокзальной площади. Это небольшое здание стояло прямо напротив главного фасада Двинского вокзала на улице Гоголя. Входили в часовню со стороны вокзала, а на ее обратной стороне сделали надпись, рассказывающую о чудесном спасении императорской семьи.
Внутреннее убранство часовни было не менее роскошным. В окна вставили витражи в византийском стиле с геометрическим орнаментом. Стены покрывала майоликовая плитка с восточным рисунком. Повсюду висели иконы как в простых, так и дорогих окладах, стояли киоты, подсвечники, иконостас украсили иконами Спаса Нерукотворного, Богородицы, Св. Александра Невского и других святых. Киоты и алтарь часовни были выполнены по старому русскому обычаю из дуба и выкрашены в тёмный цвет. Потолок часовни также был богато расписан. Все это у вошедшего создавало ощущение торжественности сооружения и в то же время придавало уют.
Сразу же после открытия часовня стала культовым местом. Здесь справлялись не только молебны за здравие царской семьи, но и в честь простых прихожан. После Первой мировой войны молебны о царской семье перестали служить, а надписи о чудесном спасении семьи Александра III предпочли замазать. Оставили лишь надпись «С нами Бог». Часовня была включена в активную церковную жизнь Риги: здесь проходили частные богослужения, собирались пожертвования, совершались крёстные ходы на церковные праздники. Часовня была приписана к женскому Троице-Сергиевому монастырю на улице Кр. Барона.
Время шло. Политическая ситуация неоднократно менялась. Однако в жизни церковки все шло своим чередом. Казалось, она ещё долго будет радовать не одно поколение рижан и с нею ничего не может случиться. Впервые гром грянул 21 сентября 1920 года, когда на заседании городской думы депутат от социал-демократов А. Вецкалнс вдруг поставил вопрос о сносе часовни и постройке на её месте газетного киоска. Несмотря на абсурдность сего заявления, вскоре после этого предложения ситуация начала стремительно развиваться и 22 декабря 1921 в прессе появилось «Постановление», в котором вместо приостановления служб в честь императора и переименовании часовни, шла речь уже о её закрытии. И это, несмотря на то, что уже несколько лет никаких молений об Александре III и не проводилось! Все надписи давно были благополучно замазаны и забыты, а часовня служила лишь местом молитвы и не более! Однако городская управа воспринимала часовню как памятник старины и не рассматривала её ни как историческую ценность, ни как духовную. В самом начале 1922 года, под напором заявлений русской прессы, в ситуацию вмешался тогдашний министр внутренних дел Альберт Квиесис и вопрос о закрытии часовни благополучно замяли. Богослужения происходили и дальше, но, как оказалось, это было лишь затишье перед бурей!
В 1923 году появились новые слухи о сносе часовни. И снова вопрос лоббировали левые социал-демократы, мечтавшие избавиться от всего «тяжкого наследия царизма». На этот раз городская управа сделала им очередной шаг навстречу и на своем заседании постановила удалить с Александровского бульвара цоколь памятника Петру I, а свободное место засадить липами и цветами. Гранитные глыбы цоколя намеревались пустить на строительные нужды. Кроме того, Городская управа постановила сделать запрос в управление памятниками, в каком положении находится затронутый городом вопрос о ликвидации часовни у вокзала. И тут оказалось, что управление памятниками не признало (!) эту часовню подлежащей охране! Но дело о закрытии и возможном сносе часовни снова забуксовало в коридорах городской управы, снова наступило затишье на целый год. Определённого ответа о судьбе часовни от Министерства внутренних дел не последовало. Церковная жизнь часовни продолжалась. Однако весной 1925 года в прессе снова появились новости о предстоящем сносе часовни Александра Невского. Мотивацией к сносу послужило, в общем-то, два аргумента: будто часовня является памятником катастрофе царского поезда, ныне утратившим всякий смысл и актуальность, и якобы эта постройка препятствует свободному сообщению по вокзальной площади.
Один из страстных защитников сохранения часовни на прежнем месте был архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер). Отстаивая ее право на существование, архиепископ заявлял вандалам-чиновникам, что часовня в своём нынешнем виде, с замазанными толстым слоем краски надписями и убранными украшениями в виде имперских гербов, ни в коем случае не может быть признана памятником катастрофе в Борках и сегодня представляет собою лишь место для молитвы. А правильность уличного движения она нарушает не более, нежели это сделают проектируемые на этом месте обелиск или киоск для продажи газет и т.п. сооружения, которые предлагаются различными лицами и учреждениями. Кроме того, часовня и то место, которое она занимает, является бесспорной собственностью Латвийской Православной Церкви и сносить её у городской управы нет никаких прав! На все эти доводы архиепископ получил двуличный ответ, якобы, правительство не предполагает уничтожать часовню, а только планирует перенести ее на другое, вполне соответствующее ее святости и достоинству место. При этом особо подчеркивалось, что часовня мешает сообщению на площади. Да и вообще, мол, проект переноса часовни впервые был озвучен ещё до обретения Латвией независимости. По одному из проектов реконструкции Рижского вокзала предполагалось перенести часовню с тем, чтобы облегчить подъезд к станции и это ещё в царское время!
Таким образом, вопрос о переносе часовни безбожными чиновниками был решён… В июле 1925 г. в прессе появляются первые высказывания по поводу технических возможностей переноса часовни. Свои предложения высказали городской инженер И.Д. Кривошапкин и синодальный архитектор В.М. Шервинский. Шервинский заявил, что с технической стороны переместить часовню возможно – она построена настолько крепко и основательно, что её можно было бы взять из грунта целиком, даже с фундаментом. «В Америке», – подчеркнул Шервинский, – «подобные работы уже вошли в норму, да и в Риге уже переносились небольшие домики, правда, пока только деревянные». 20 июля 1925 г. вопреки всему начался снос часовни. При большом скоплении народа часовню начали обносить лесами. Днём прихожанам и батюшке разрешили отслужить последний молебен. После того как представители церкви были вынуждены забрать из храма всю церковную утварь (её перевезли в Сергиево-Троицкий монастырь) начались работы по разборке крыши. Стены были убраны.
В первых числах августа был варварски взорван и фундамент часовни. В его руинах нашли коробочку с царскими монетами и табличку с именами тех, кто жертвовали на часовню: Гусев, Трофимов, Климов и многие другие. В августе на месте часовни появилась стоянка извозчиков и автомашин, а тем временем «перенесённая» часовня представляла собою кучу обломков на русском Гарнизонном кладбище. Глыбы камней, остатки мозаичных украшений, крыша и просто отдельные кирпичи валялись бесформенной грудой на земле. Денег на восстановление часовни не было. Затем на долгие десять лет об остатках часовни забыли и вспомнили лишь тогда, когда возводили часовню-памятник архиепископу Иоанну Поммеру на Покровском кладбище: «Комиссия по увековечиванию памяти архиепископа Иоанна (Поммера) во главе с протоиереем И. Свемпом и архитектором В. Шервинским посетила вчера Гарнизонное кладбище у железной дороги станции Браса, где сложены остатки материалов бывшей привокзальной часовни, среди которых имеется много ценных мраморных и гранитных колонок, а также византийского стиля майоликовых пластин, которыми было выложено внутреннее убранство прежней часовни. Эти материалы в ближайшие дни будут перевезены в Синод и использованы потом для часовни-памятника архиепископу Иоанну Поммеру, в том числе и мраморный крест», – пишет газета «Сегодня» в 1935 г. Сегодня же можно твердо утверждать, что до наших дней дошло лишь несколько фрагментов часовни: один из мраморных крестов с фасада, да несколько икон.
Но история со сносом православной часовни не пошла впрок! И теперь в Риге определенными политическими силами уничтожаются памятники культуры и архитектуры, якобы чуждые нашему народу. Дом на бульваре Узварас, 2 уступил сомнительной новостройке национальной библиотеки, усадьба Дрездена будет принесена в жертву расширению улицы, безвозвратно уходят старинные захоронения на Покровском кладбище, освобождая место для новых. В угоду бесформенной архитектуре из стекла и бетона сносятся исторические здания по всему городу. Неужели история снова нас учит тому, что ничему она не учит?!
Кирилл Соклаков, Влад Богов, http://www.rigacv.lv/articles/casovna_u_vokzala

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?