Этот прекрасный резной дом — единственная оставшаяся постройка в ныне погибшей деревне Раменье Солигаличского уезда Костромской губернии. Сегодня это одноименное урочище, расположенное в трех километрах от ближайшей живой деревни Куливертово, окруженное круглогодично раскисшими от вечно сырости полями и глухими лиственными лесами. Чухломской краевед Татьяна Николаевна Байкова, с которой я имел радость познакомиться в Буболино в 2016 году, в своей книге «На земле благославенной» повествует о том, что дом в Раменье построил один из трех братьев Евсеевых — Александр. Все три брата родом из деревни Филимоново, имели отхожий промысел в Санкт-Петербурге. Будучи мастером санкт-петербургского столярного цеха Александр разбогател и в 1894 году возвел в Раменье большой срубовый особняк для своего сына — Александра Александровича, куда тот привел молодую жену Екатерину.
С виду нам может показаться, что перед нами совершенно обычный типовой крестьянский рубленый дом, украшенный домовой резьбой. Однако рассматривая подробно фасады особняка обращаешь внимание на городской, можно сказать «купеческий» характер внешнего облика дома. Мы не наблюдаем повсеместную и порой чрезмерную ажурную пропильную резьбу, характерную для крестьянских домов, не видим причелин и подзорных досок, коньков и охлупеней. Формы фасадов евсеевского дома носят откровенно модерновый характер: это лаконичный фриз с дентикулами в верхнем поясе, выразительные кронштейны с модерновыми пирамидками, каннелюрами и гуттами на конце, и, конечно, башенка, венчающая вальмовую крышу. Однако откуда деревянный модерн в костромской глуши?
Навряд ли заказчик или строители дома обращались к услугам архитектора, все-таки архитектура дома не настолько масштабна и сложна, а вот подглядеть формы фасадов в различных архитектурных каталогах и справочниках, коих на рубеже веков в столице выпускалось очень много, вполне могли. Плюс постоянное проживание и работа Александра Евсеева в Петербурге явно повлияло на его архитектурный и столярных вкус.
Конструктивно дом не менее интересен, чем его декор. Сруб из тесаных бревен, рубленых «в лапу», установлен на каменный холодный подклет, что в свою очередь позволило этому дому простоять без малого 130 лет и остаться единственным строением в бывшей деревне на сегодняшний день. К основному теплому объему прирублены холодные сени, так же стоящие на каменном фундаменте. Характерные для рубки большинства крестьянских домов «в чашу» пропуски бревен, выступающие за плоскость фасадов, у евсеевского дома отсутствуют, что делает его облик еще более городским и парадным. С востока к основному объему прирублен эркер со светелкой внутри, в килевидном фронтоне которого застыла дата закладки дома — 1894. Дом обогревался двумя каменными печами, соединенными кирпичными боровами в единый дымоходный канал. Это сложное инженерное решение, так же не характерное для простого крестьянского дома. Сруб перекрыт стропильной вальмовой крышей, обшитой фальцевым железом. На восточной вальме установлено слуховое окно для вентиляции чердачного объема.
Но самое интересное нас ждало внутри дома. Интерьеры особняка прекрасно сохранили богатое оформление. Стены зашиты тесаной доской в два ряда. Филенчатый потолок с большими четырехугольными розетками, перетекающий в стены через массивные калевочные фризы с модильонами. Прекрасно сохранились массивные четырехфиленчатые двери с глубокими накладными штапиками. В виду капитальности и заметности дома, а так же зажиточности его хозяев, в советские годы в нем располагались колхозная контора и сельсовет, что и позволило сохраниться интерьерам в столь хорошем состоянии до наших дней.