«РЕВОЛЮЦИЯ БЫТА» И РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 1720-е гг.

«РЕВОЛЮЦИЯ БЫТА» И РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 1720-е гг.

… Большинство съехавшихся в Петербург из разных городов посадских – ремесленников попадали в напряженную и непривычную для себя производственную атмосферу. Ее создавала не столько конкуренция, — каждая группа обычно имела свой круг потребителей, — сколько трудности психологического плана.
Ю.М. Лотман писал, что в царствование Петра I русские дворяне пережили изменения, более глубокие, чем простая смена бытового уклада, — нормы традиционного поведения были упразднены как «неправильные» и заменены «правильными» — европейскими. Таким образом, взрослым людям пришлось искусственно обучаться тому, «чему обычно люди обучаются в раннем детстве непосредственным образом». Не менее глубокое потрясение пришлось пережить и ремесленникам, особенно петербургским: полученные от отцов понятия о производстве и торговле во многих случаях оказались «неправильными». Рынок Петербурга должен был теперь обслуживать не только традиционные потребности русских людей, но и европейские запросы «русских западников».

Известно, как болезненно реагировало население на указы царя о ношении «немецкой» одежды и запретах на русскую. Но остается без внимания то, как реагировали на них те, кто изготавливал эту одежду, столкнувшись с запретом на ее сбыт. Без сомнения, многие были вынуждены принимать какие-то решения, чтобы не утратить свои «торги и промыслы». Но как бы не принуждались горожане к приобретению европейской одежды, все не могли переодеться в одночасье, и суля по названиям ремесленных специальностей, обычные предметы русского костюма продолжали производиться и покупаться.
Номенклатура предметов бытового пользования раздвоилась: одежда, обувь, шляпы, посуда, украшения и многое другое производились и на русский и на иностранный манер. Каждое русское ремесло получило своего западного двойника. Российского «рукавишника» дополнял «перчатошник», мастера тележного дела – мастер-каретник, и т.д. Многие новые товары в городе стали производится не кустарно, а на казенных и частных мануфактурах: появились «шляпный двор», заводы пуговичный, чулочный, зеркальный, шпалерный и т.д.
Впрочем, сбыт их продукции был затруднен; потребителями ее являлись исключительно петербургские дворяне, а по качеству она уступала товарам иноземных мастеров.

Рыночный ассортимент наполнился предметами, о которых прежде и не слыхивали. Их изготавливали иноземные ремесленники, «фижменные» мастера, мастера «очешного дела», ножен шпажных, конфетного дела, табакерошного и пр. Многие новинки способствовали по мнению русских людей «разрушению веры христианской». Вещам бытового обихода, пище, одежде стали придавать моральное значение «чистых» и «нечистых».
… В допетровское время с прическами, стрижкой и бритьем у большинства русских людей затруднений не возникало, соответственно не было и специалистов в этом деле. При Петре это стало проблемой. В 1722 г. был объявлен набор желающих вступить в цех «цирульников»; записались 10 человек, еще 13 изъявили желание стать «парухмахерами», т.е. изготовителями париков. Русские обыватели относились к парикам с отвращением, высказанным Т.И. Посошковым: «Таковых мертвечинных и нечистых блудниц волосы православным христианам и вне церкви на главы свои возлагать не следует. Люторам то своейственно есть, носити такие парики, понеже оне вне истинного христианства».
Ношение париков вызвало появление пудры, пудрениц, а в связи с этим — и редкостной профессии – мастера «пудерного дела». Появились щипцы для завивки волос. Курение табака привнесло в обиход трубки и табакерки, которые имелись в карманах не только дворян, но и простых обывателей.
… Если за дворянами власть внимательно приглядывала, носят ли они иноземную одежду, то за каждым посадским уследить и обрезать ему полы русского кафтана было невозможно. В посадской среде ношение иноземной одежды было скорее поступком добровольным и более осуждаемым со стороны ближайшего окружения.

Источник:
Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени. М.: ОГИ, 2004. – 486 с.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?