Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырь — Макарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения.
Храмы поставлены параллельно друг другу; летний выдвинут к востоку. Именно эта церковь — Воскресения — и поныне главенствует в композиции, ранее поддержанная еще более высокой, чем основной объем шатровой колокольней. Кирпичные стены обоих храмов побелены по кладке. Несмотря на значительные утраты, комплекс ценен как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в.
Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487
25 июля 1911 г. в монастыре был заложен новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Окончанию строительства помешали известные революционные события. После 1917 г. монастырь был преобразован в женскую артель. Закрыт в конце 1920-х. Троицкую церковь, новую Казанскую (была ли она освящена — невыяснено) и ряд монастырских строений разобрали в 1940-е. Позднее на месте Троицкого храма выстроили школу.
Источник: сайт Православные храмы Костромской губернии
Монастырь основан в конце XIV века около слободы Решма в 25 км. от Кинешмы, на правом высоком берегу реки Волги иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием Унженским и Желтоводским чудотворцем. Мужская обитель была названа во имя Богоявления Господня (стала известна под названием Макарьевской пустыни). По преданию преподобный Макарий и его ученики выкопали под горой колодец. Вода из него считается целебной.
В начале XVII века монастырь был разорён во время польско-литовской интервенции. Восстановлен при царе Михаиле Фёдоровиче.
С 1764 г. — заштатный. Оказался в бедственном положении. В 1767 г. взамен старого обветшавшего деревянного храма во имя Святой Живоначальной Троицы был выстроен каменный, с шатровой колокольней, тремя престолами, старинной живописью, резными царскими вратами, древними иконами. В 1883 обнесён каменной оградой с башенками. Подвергался стихийным бедствиям (буря 1844 г., пожары 1854-1855 гг.). С 1901 — женский монастырь, началось воссоздание обители.
После 1917 г. монастырь существовал как сельскохозяйственная артель. 13.03.1929 г. оставшееся имущество монастыря было передано в действующий приходской Христорождественский храм. В 1940 г. закрыт последний действовавший храм. На месте разрушенного Троицкого храма была построена школа, в двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. Разрушены и другие строения монастыря.
В 1991 г. в Решме был открыт чудом уцелевший Никольский храм. В 1992 г. сюда приехали несколько насельников Киево-Печерской Лавры. Вокруг приходского храма начала возрождаться монашеская жизнь. В 1994 г. Свято-Никольский приход переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, в 1998 г. преобразован в мужской монастырь. В монастыре хранятся частицы святых мощей преподобного Макария Желтоводского и многих других святых. Монастырь занимается большой просветительской работой: открыта Православная школа имени преподобного Иоанна Кронштадского; издается альманах «Свет православия»; читаются лекции; насельники изучают литургику, православную педагогику.
Источник: сайт http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/reshma.htm
Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины ХVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским.
Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек — да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря — историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.
В Смутное время обитель пребывала в глубоком упадке, подвергалась разрушительному нападению и разграблению польско-литовскими интервентами. Как было устоять решемским слобожанам перед хорошо вооружёнными воинами из отряда пана Лисовского? Только с помощью горячих молитв, обращённых к своему святому покровителю Макарию. И случилось чудо — при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши несколько раз отбивались от неприятеля. После победы над поляками жители Решмы решили возобновить разрушенную обитель, перенеся её на гору. Восстановление монастыря приписывается царю Михаилу Фёдоровичу.
По сведениям монастырских документов 1684 года, храмы и прочие строения Макариев-Решемской обители вначале были деревянными. И лишь в 1767 году взамен обветшавшего деревянного был выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины, с шатровой колокольней. К монастырю же относились ещё две церкви: однопрестольная Воскресения Христова в селе Нагорном, возведённая на деньги прихожан в 1751 году, и Христорождественская с престолами в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Рыльского. Все храмы были украшены старинной живописью и древними иконами. При монастыре работали женская приходская школа и двухклассное училище. В 1764 году, при учреждении монастырских штатов, Макариеву пустынь перевели в число заштатных. В 1883 году монастырские строения были обнесены каменной оградой с пятью башенками. Обитель пережила бурю 1844 года и пожары 1854 и 1855 годов. Но ничего не могло спасти монашескую общину от угасания. К началу ХХ века в обители проживало всего 6 человек, поэтому остро встал вопрос о дальнейшей жизнедеятельности монастыря.
14 июня 1901 года указом Священного Синода было определено: Макариев-Решемскую пустынь обратить в женский монастырь. Открытие женского монастыря состоялось 26 августа 1901 года, а через несколько дней настоятельницей была назначена умная и деятельная игуменья Досифея. В миру Ипатова Фелицата Ивановна, 1851 года рождения. Благодаря организаторским способностям матушки Досифеи и её мудрому управлению обитель довольно скоро возродилась, расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Число сестёр возросло до трёхсот человек. Послушницы разбили на территории монастыря пышные цветники, завели большой огород, где выращивали овощи, сеяли зерновые культуры, пекли хлеб. Имели скотный двор, фруктовый сад. Ежегодно проводились миссионерские крестные ходы из монастыря по окружным сёлам. Обитель имела свою речную пристань, к которой вела длинная деревянная лестница, и часовню над колодцем преподобного Макария. В часовне служились молебны для пассажиров пароходов, пристававших к пристани. В основном те суда принадлежали компании «Самолёт». В момент их причаливания на лестнице выстраивались все служительницы монастыря и под перезвон колоколов служили молебен. Зрелище получалось — захватывающее! В это время был приведён в порядок весь архитектурный ансамбль монастыря. В него входили летний и зимний приделы церкви, колокольня, монашеский двор с жилыми корпусами и множеством хозяйственных построек, пруды, наделы. Всё это было закрыто от внешнего мира каменной оградой. Вместе с тем монастырь всегда был открыт для страждущих. Исповедоваться перед Богом, излить душу, получить благословение в обитель ежедневно приходили и приезжали сотни людей. Среди них были больные и калеки, бездомные, оступившиеся. Для всех монахини находили приветливые и утешительные слова. Святитель Василий Кинешемский, наставник Макариев-Решемского монастыря, всей душой любивший эту обитель, часто проводил здесь церковные службы и подолгу беседовал с прихожанами. Казалось бы, нищета и безвестность больше не угнетали древний монастырь. Святое место любили и ему поклонялись. Наиболее чтимыми в монастыре были образ прп. Макария и Казанской иконы Божией Матери. Но в 1914 году началась Первая мировая война, а вскоре произошли известные революционные события, и это стало началом конца многострадальной Макариев-Решемской обители. Шёл январь 1917 года, продолжалась Первая мировая война. Монастырь терпел тяжёлые испытания и жестокую бедность. Сгорели в пожаре сестринские корпуса, амбары, запасы корма, скотный двор, уничтожены принадлежности сельского хозяйства. Однако монастырь продолжал существовать и после революции. Мудрая и заботливая игуменья мать Досифея догадалась сменить вывеску обители. Она стала называться «Трудовая сельскохозяйственная артель». Но все порядки здесь оставались прежними. И главное — это никому не мешало. Никому, кроме властей. Для них монастырь был как бельмо на глазу.
В 1927 году исполком Ивановского губернского Совета принял решение ликвидировать «артель». Специально созданная комиссия предложила монахиням разъехаться по местам жительства их родственников. Игуменья с несколькими сёстрами переехали в Кинешму и, к сожалению, вскоре скончалась. Тело матушки Досифеи было погребено на погосте села Маврино (Оголиха), ныне не существующем. 13 марта 1929 года оставшееся имущество монастыря было передано Христорождественскому храму села Решмы, а в 1940-м году закрыли и его — последний действующий храм. Монастырь был разорён и разрушен. Кирпичные стены колокольни и монастырской ограды разобрали и использовали тот самый кирпич для строительства аэродрома в военное время. В бывших двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. На месте Троицкого храма позже будет построена средняя школа. Кладбище разорено, на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря пролегает сельская улица. В двух сохранившихся монастырских зданиях до сих пор размещается администрация сельского поселения и школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий. Вода в колодце, говорят, обладала уникальными целебными свойствами. Власти жестоко расправились с монахинями. Самая страшная участь выпала на долю монахинь, поселившихся в деревне Гаврилово. По рассказам, передающимся местными жителями из поколения в поколение, фанаты-безбожники устроили резню и убили всех монахинь. На месте их массового захоронения насыпан курган. Но не оставил преподобный Макарий своё детище без покровительства. Монастырь наперекор всем бедам и преградам возродился.
В конце 1980-х годов оживилась духовная жизнь Решмы. Люди бережно хранящие веру отцов, собрали средства и дружно взялись за восстановление храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году сюда приехало несколько насельников Киево-Печёрской лавры, и здесь стала возрождаться монашеская жизнь. В память о преподобном Макарии и его монастыре Свято-Никольский приход в 1994 году был переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, а через четыре года по решению Священного Синода преобразован в мужской монастырь. Настоятелем был назначен игумен Евмений, который основное внимание уделял издательско-просветительской деятельности, работе с детьми и молодёжью. А восстановлением и благоустройством храмов и территории монастыря практически никто не занимался. Состав братии постоянно менялся и численно уменьшался, а в 2006 году обитель вообще чуть было не прекратила своё существование. Тогда в ней оставалось всего 3 человека — игумен Евмений и иеромонах Павел, да казначей (мирской человек). В феврале 2006 года указом архиепископа Амвросия игумен Евмений освобождён от настоятельства монастырём. Игумен и иеромонах, проявив недисциплинированность, покинули сразу же обитель, при это вывезя всю дорогостоящую компьютерную, видео и аудио технику, автомобили, дорогостоящий инструмент, дрова и другое имущество. На переданном монастырском счёте находилось 200 рублей. Монастырские здания имели вид как после сильнейшего погрома.
Для сохранения Макариев-Решемского монастыря Священным Синодом 26 декабря 2006 года было принято решение преобразовать его в женский. Первой настоятельницей стала монахиня Василиса, много потрудившаяся для налаживания жизнедеятельности обители. Через два года она ушла на покой в связи с преклонностью лет и состоянием здоровья. Новой настоятельницей назначили монахиню Феофанию (Губайдулину). Сейчас в обители подвизаются пять монахинь, инокиня и три насельницы. Духовник монастыря — иерей Владимир Смирнов. В обители хранятся частицы святых мощей преподобного Макария, преподобных киево-печерских и оптинских святых. Службы проводятся в храме святителя Николая Чудотворца.
Из книги-путеводителя «Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки». Издательство И. Д. «Референт». Иваново, 2016 г.