Рерих Николай Константинович
«Заморские гости», 1901
Серия «Начало Руси. Славяне»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Николай Константинович Рерих с детских лет увлекался историей и археологией, даже участвовал в раскопках старинных курганов. В дальнейшем, став взрослым, он продолжал научную деятельность, во многом определившую тематику его произведений.
По мнению художника, историческая картина должна как бы переносить зрителя в минувшую эпоху, воссоздавать сам дух прошедших времен. Рериха увлекает не психология отдельных исторических персонажей, не острота конкретного исторического события, а сама эпоха в ее типичных проявлениях.
В картине «Заморские гости» художник изобразил ладьи варягов, плывущие, возможно, в Волхов из Ильмень-озера. Ветер надувает пестрые паруса, ярко горят на солнце разноцветные щиты, украшающие борта судна. Композиция картины проста и лаконична, силуэты предметов четко очерчены, колорит декоративностью напоминает русский народный лубок.
В каталоге персональной выставки Рериха 1903 года картина названа «Заморские гости. Народная картина». Дух глубокой древности художник стремился передать приемами стилизации. Мастер работает широкими цветовыми пятнами, сочетая их с четкой определенностью линий и форм. Декоративность и звучность цвета, сдержанность и экономия в выборе деталей композиции придает картине монументальность сродни фресковой росписи или театральной декорации.
На дальнем плане Рерих изображает согретые закатным светом, круглые холмы, покрытые огромными валунами – следами отступившего ледника, сформировавшего эту холодную северную природу. Далекие очертания древних курганов, славянский город у горизонта, обнесенный крепостной стеной – все словно застыло в ожидании прибытия невиданных гостей. Все ближе расписные варяжские струги. Рябит яркое отражение на водной зыби. Стая чаек радостно сопровождает корабли, вспыхивая на синей воде белыми пробелами.
Сам художник в 1899 году совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду. «Чудно и страшно сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…», – писал художник.
Длинным рядом идут ладьи, яркая раскраска горит на солнце. Куда плывут варяги? На службу или на торг, а может быть они предложат свои мечи русским князьям? Стихнет ветер, дружно подымутся весла и понесутся ладьи по Неве, по Ильменю, Ловати, Днепру, до самого Царьграда. Идут Варяги…
На выставке в Академии художеств в 1902 году картина была приобретена государем Николаем II для царскосельского дворца.