Рерих Николай Константинович
«Славяне на Днепре», 1905
Серия «Начало Руси. Славяне»
Картон, пастель, темпера. 67 x 89 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Важным источником творческого почерка Н. Рериха была археология. Еще совсем юным Н. Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. Позже художник писал: «Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо (погрузить) зрителя в минувшую эпоху, (а для этого)…художнику надо изучать древнюю жизнь, проникаться ею, пропитываться насквозь». И действительно, образы, созданные Н. Рерихом, ведут нас в самые дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. «Какую бы эпоху Н. Рерих не воспроизводил… мысль его хочет глубины и опоры на пламенный дух… веков», – писал С. Маковецкий.
Картина погружает зрителя в языческие времена славян, во время сбора дани княжеской дружиной. У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию расписные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжелые, словно высеченные из дерева, паруса. Идет деловитая размеренная погрузка товара. У самой кромки воды выстроились вооруженные воины, происходит посадка в особую ладью, предназначенную для охраны судов. Высоко над рекой – капище с деревянными идолами (место молений и жертвоприношений в дохристианской Руси). Здесь славяне просят защиты и помощи у своих суровых богов, молятся за сородичей, отправляющихся в долгое и, порой, опасное, полное неожиданностей путешествие. Вдали, на фоне узкой полоски неба, теплятся дымки незатейливых жилищ южного славянского племени.
Вся картина проникнута духом славянской культуры, анимистическими и тотемистическими представлениями древних предков. Преобладание в картине охристого цвета освещает картину образами Огня и Солнца, так почитаемыми на Руси. В композиции картины используются отдельные принципы древнерусской живописи, позволяющие художнику со всей искренностью утвердить этическую значимость изображенного сюжета.