В Российской национальной библиотеке хранится довольно любопытный артефакт — репродукция гравюры «Опыт Отто фон Герике с магдебургскими полушариями» 1654 года, поверх которой Даниил Хармс и Алиса Порет оставили свои цветные рисунки тушью и акварелью.
Мир, изображенный на гравюре, атакован со всех сторон странными существами, которые вторгаются в него, буквально «взламывая» рамку, отделяющую сам оттиск от полей. Вторжение разных хармсовских персонажей, предметов и тел размыкает границы строгого кулисного изображения, стирая чинную устойчивость иерархически выстроенного пространства и превращая все происходящее в цирковой парад-алле. При этом фантастическое действие, добавленное Хармсом, разворачивается вокруг основной темы гравюры: доказательства существования пустоты.
В центра листа мы видим самого Хармса — длинноногую нескладную фигуру «лондонского, денди», летящего по небу вдоль самого края гор. Желтый цилиндр, черный фрак, разноцветные сине-сиреневые штанины, оранжевые с желтым ботинки — таким Хармс предстает на рисунке. Волшебник, фокусник, эксцентрическая фигура, приводящая, кажется, одним своим присутствием в движение и вызывающая к жизни весь карнавал небесных тел, фигур и предметов, в руках у него тросточка, напоминающая волшебную палочку или жезл, и магнит.
#МосковскиеЗаписки