Репин Илья Ефимович
«Проводы новобранца», 1879
Холст, масло. 143 x 225 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На одном из обедов у Третьякова Репин близко сошелся с богатым промышленником, известным меценатом и будущим театральным антрепренером Саввой Мамонтовым, с которым он познакомился еще за границей. Вскоре приятельские отношения переросли в дружбу, и живописец вместе со своей семьей стал подолгу гостить в принадлежавшей Мамонтову усадьбе Абрамцево. Подолгу гуляя по окрестностям имения, Репин наблюдал жизнь крестьян, планируя создать полотно на народный сюжет. В этом имении и было создано полотно «Проводы новобранца».
Картина посвящена сцене прощания с новобранцем, отправляющемся на русско-турецкую войну (1877 — 1878 ) . Тема расставания длиною почти в жизнь -главная в этой картине — разлука неизбежна,
она будет долгой, печальной, и только
Богу известно, суждена ли встреча.
«Проводы новобранца» — реалистичная многофигурная композиция, в которой, как и в работах большинства передвижников, каждый герой занят своим делом. Художник мастерски выделил светом главных персонажей, четко формируя центр картины и передавая ее идею: крестьянину необходимо отправиться в путь для служения Родине. Это произведение с успехом экспонировалось на передвижных выставках, а Репин упрочил свое положение в Товариществе и продолжил дальнейшие творческие поиски.