Репин Илья Ефимович «На меже. В.А.Репина с детьми идет по меже», (1879)

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)
«На меже. В.А.Репина с детьми идет по меже», (1879)
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина написана Репиным в пору тесной связи с Абрамцевским художественным кружком, ставшим в 1878-1882 годы неотъемлемой частью жизни живописца. Творческая атмосфера, царившая в уютном подмосковном имении Елизаветы и Саввы Мамонтовых, рисовальные и литературные вечера, совместная работа на пленэре, постановка домашних спектаклей и игра в «живые картины» притягивала к себе друзей Репина: Василия Поленова, Виктора Васнецова, Василия Сурикова и многих других. Впервые приехав погостить у Мамонтовых в 1877 году, художник испытал невероятный творческий подъем. Ежедневная активная, легко продвигающаяся работа над монументальными картинами в сочетании с возможностью отвлечься на небольшие пейзажные этюды словно заряжала энергией, разжигала в Репине с новой силой и без того неуемную художническую страсть. Весной 1879 года Репин стремился вновь вернуться в Абрамцево, где ему так легко и радостно работалось. Дождливое лето изредка баловало погожими днями, усиливая соблазн — не упуская счастливой возможности работать на воздухе. Репин с большим упоением писал абрамцевскую природу и ее окрестности. Зачастую прогулки совершались большой компанией художников, с Мамонтовыми, со своей семьей, или в одиночестве.

«На меже» — словно выхваченный случайно «кадр» счастливой семейной жизни. На фоне золотистого поля идет под кружевным зонтиком 25-летняя жена художника Вера Алексеевна с дочерями Верой и Надей, вдалеке — нянюшка с сыном Юрой на руках. Репину виртуозно удалось поймать сиюминутность происходящего – на картине все исполнено движения, живых ракурсов и будто бы звуков детских голосов. Незатейливость сцены, ее естественность очаровывают простотой и безмятежностью человеческих чувств, столь естественных среди приветливой природы.

В этой работе, исполненной с натуры через несколько лет после возвращения из пенсионерской поездки в Париж (1873-1876), безусловно, сказались памятные Репину впечатления от живописи импрессионистов. Еще в пору пребывания во Франции им создан с оглядкой на французскую новаторскую живопись портрет дочери Веры (1874) и портрет жены, который сам Репин характеризовал: «a la Manet”. Картина «На меже» родственна полотну «Маки» К. Моне (1873, Музей Орсэ, Париж), но вместе с тем репинская работа имеет неподдельный русский «акцент», тяготеющий к принципам реализма. В легком мареве летнего воздуха фигуры сохраняют четкие контуры, не «растворяясь» в пейзаже, написанном почти прозрачным слоем краски.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?