Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)
«Арест пропагандиста», 1880 – 1889, 1892
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это одна из самых известных картин художника. На ней изображен момент ареста человека, занимавшегося революционной пропагандой. На тот момент это была актуальная тема, и Репин не мог пройти мимо нее. Страна переживала всплеск социальной активности, подъем революционного движения, который сопровождался многочисленными актами насилия.
На картине изображен момент, когда пропагандиста разоблачили и уличили в противозаконной деятельности. Действие происходит в простой крестьянской избе с убогими деревянными полами в щелях и трещинах, с голыми неприглядными стенами. На фоне всеобщей серости и мрачности ярким пламенем светится алая рубаха арестованного – это эмоциональный центр картины.
Композиция картины решена группами, где главный элемент – это сам главный герой и люди, его удерживающие. Угол картины занимают крупные фигуры на переднем плане – пожилой жандарм, читающий одну из листовок пропагандиста, и склонившийся над ним молодой господин с усиками. За их спинами видна дверь в другое помещение, где топятся возмущающиеся и что-то возбужденно выкрикивающие люди.
Фигуры на заднем плане – это простые крестьяне в грубых посконных одеждах. Они настороженно смотрят в разные стороны, пытаясь понять смысл происходящего. На переднем плане внимание привлекает раскрытый чемодан с разбросанным содержимым – основная улика против пропагандиста.
Картина в основном написана в темных невыразительных цветах, исключениями являются лишь два чистых цветовых пятна – красная рубаха центрального героя и голубая крышка раскрытого чемодана. Этот прием невольно вынуждает фиксироваться на этих цветах, подчеркивая их важность.
Полотно выполнено в характерной для Репина манере – часть ее прописана очень тщательно, с мельчайшими деталями, как, например, половицы, чемодан с бумагами, фигура сидящего на стуле жандарма и человека рядом с ним. Все остальные персонажи выразительны и заметны, однако написаны в другой манере – широкими эффектными мазками, почти эскизно. Это добавляет картине живости, придает движение, особую энергетику.