Александра Македонского хорошо знали на Руси, и если верить текстам «Царства Славян» Мавро Орбини, «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и «Искандер-наме» Низами Гянджеви, Александр Македонский тоже знал Русь и сталкивался с русскими воинами на поле боя.
Эти легендарные сведения находят отражение в древнерусской архитектуре. Широко известен сюжет Вознесения Александра Македонского. К примеру, рельеф с вознесением Александра Македонского, держащего в руках два скипетра и поднимаемого в небо грифонами, на фасаде Дмитровского собора XII века во Владимире.
Рельеф с полетом Александра Македонского расположен в хорошо просматриваемой нише южного фасада Дмитриевского собора. Есть подобные изображения и в убранстве других храмов домонгольской Руси, например, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
В основе — легенда о том, как Александр Македонский приручил двух огромных белых птиц, надел им на шею деревянное ярмо, закрепил кожаную корзину и, держа копья длиной семь локтей с нанизанной на них лошадиной печенью, заставил птиц взлететь и поднялся вместе с ними в небо.