В 1906 году одна из московских газет писала: «Вдова художника Виктора Борисова-Мусатова пожертвовала городской Третьяковской галерее акварель художника «Реквием». У нее же куплена картина художника «Осень» и «Изумрудное ожерелье».
«Реквием» стал последней работой Борисова-Мусатова. Он написал ее незадолго до смерти, в память об умершей Надежде Юрьевне Станюкович. Ее судьба была трагической. Когда началась русско-японская война, мужа Станюкович призвали в армию. Надежда Юрьевна решила ехать с ним сестрой милосердия — несмотря на свою болезненность. «Неисправимый романтик» Борисов-Мусатов пришел от этого решения в восторг, даже вызвался проводить их эшелон. В стылом поле под Харбином, в занесенных бураном палатках, по колена в ледяной жиже, в обстановке «позиционной войны», когда иные стрелялись от отчаяния, – можно было найти женщину, ставшую последней музой Мусатова. Вскоре Надежда Юрьевна тяжело заболела. Муж настоял на ее возвращении домой. Тяжкое душевное расстройство привело Надежду Юрьевну на лечение в Москву. Увиденные ею кошмары, мысли о конце мира сделали свое дело — она лежала в клинике психиатра Усольцева одновременно с безумным Врубелем.
Мусатов был с ней все последние дни. Она голодала, страдая манией отравления. Очнувшись от страшного бреда, звала Мусатова, говорила врачам: «Я только ему верю… Он особенный». 21 августа 1905 года на руках Мусатова Станюкович ушла из жизни. Он сразу создаст свой «Реквием», где среди женских фигур на фоне торжественно вознесенной архитектуры трижды возникает дорогой ему облик. А через два месяца его не станет.
#МосковскиеЗаписки