РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ТАМБУРНОЙ ВЫШИВКИ
(автор статьи Гузеватова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент ХГУ им. Н.Ф.Катанова г. Абакан)
«Русская народная вышивка ярко отражает духовную жизнь народа, его художественную культуру, является богатейшим национальным наследием. Она представляет большую эстетическую и историческую ценность широким кругом тем, богатством и разнообразием традиционных мотивов.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
В русской традиционной вышивке способы вышивания подразделяют на две группы. К первой группе относится счётная техника (более древняя, архаичная), выполненная по счёту нитей ткани:
а) по цельной ткани — набор, двусторонний шов, крестик по счёту нитей ткани, счётная гладь, косой стежок и др.;
б) по разреженной ткани — различные виды строчки.
Ко второй группе относится несчётная техника, выполненная по намеченному контуру: несчётная гладь, крестик по канве, тамбур и др.
Издавна тамбурный шов использовался в сочетании с другими техниками. Так, например, в строчевых и золотошвейных вышивках тамбурный шов подчёркивал контур узора. Шитьё золотым тамбуром сочеталось со строчевыми швами. Выполняли такую вышивку на занавесях, полотенцах, головных платках. Вышивали тамбуром в сочетании с гладью белые кисейные рукава женских рубах и покрывала в северных и центральных губерниях, а также платья в аристократических кругах, тамбур был составной частью вышивки шов по письму.
На Руси вышивка тамбурным швом как самостоятельная техника оформилась в конце XVIII века. Русские названия этой техники — в петлю, петелькой, в цепочку, косичкой, в плетешок — отражают характер шва, состоящего из цепочки петелек, выполнявшихся с помощью крючка в пяльцах или же обычной иглой без пялец. Этот шов образно называют ещё «мышиной тропой».
Существовало три типа тамбурной вышивки:
1) вышивка белым тамбуром на лёгких полупрозрачных тканях;
2) вышивка цветным тамбуром по всем видам ткани;
3) вышивка золотым тамбуром по тонким тканям.
Тамбурный шов, как и другие способы русской традиционной вышивки, имел свои характерные особенности в каждой области и районе.
На севере и в северо-западных районах России во второй половине XIX века, кроме счётных швов, был широко распространён тамбур, выполнявшийся красными и цветными нитками на белом холсте или белыми нитками на красном «тамбур по кумачу». Пышные букеты, гибкие травы, гирлянды, животный и растительный мир, причудливо сплетаясь, создавали нарядные композиции для украшения крестьянского интерьера и одежды.
Распространение тамбурной вышивки в монохромной гамме (красной нитью по холсту или белой по кумачу) охватывало главным образом северные и центральные губернии. Полихромия наиболее характерна для Верхнего Поволжья (особенно Костромской и Ярославской губерний). Применялись разноцветные, но главным образом хлопчатобумажные нитки и на Севере.Только в Пудожском районе наряду с монохромной бытовала многоцветная тамбурная вышивка.
На Каргополье, в Заонежье и во многих районах Новгородской области во второй половине XIX в. мастерицы любили вышивать тамбурный узор на полотенцах, подзорах и праздничных рубахах.
В Заонежье тонкая линия красного или белого тамбура, петляя и извиваясь, весело обегала контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор из нежных, изящных цветов и полевых травок. В Новгородской области графический линейный рисунок из мелких листьев и цветов сочетался с плотными большими цветами, поверхность которых сплошь зашивалась тамбурным швом, создающим красивую бугристую фактуру. Новгородские мастерицы, кроме белого и красного тамбура, применяли многоцветный, построенный на сочетании сближенных тонов. Особенно часто встречаются пастельные оттенки зеленой, золотистой и розовой шерсти. Очень красива вышивка «тамбуром по филе», характерная для Заонежья конца XIX — начала ХХ века. Контур узора намечается на холсте и закрепляется тамбурным швом. На поверхности холста, образующей фон вышивки, выдергиваются нити и перевиваются льняной ниткой в виде сквозной сетки — «филе».
На Каргополье предпочитали яркий пламенеющий фон кумача, который расцвечивали белыми, зелеными, алыми, желтыми, лиловыми, голубыми тонами шерсти и хлопка.
Нижегородская область славилась изящными вышивками многоцветным тамбуром на тонких кисейных платках и прозрачных рукавах праздничных рубах. Геометризованные, очерченные тонким гибким тамбурным контуром, садовые и полевые цветы были собраны в узорах этих вышивок то в пышные букеты, то в красивые гирлянды, тянувшиеся вдоль края платка.»
(Для оформления поста использованы рисунки из альбома «ВЫШИВКА», изданного в 1950-м году Управлением по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР в Петрозаводске)