Редкино. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь стоит на левом берегу Вруды, а на другом берегу находится заброшенное шведское кладбище, где, до сих пор, в ночь на Иванов день (24 июня) бывает гулянье. Подле церковной ограды расположена помещичья мыза. Церковную землю отделяет от помещичьей речка Пеледа, впадающая в Лугу; далее, в 2х верстах, находится крестьянский лес. Сперва здесь была деревянная церковь, о которой в актах 1741 г. сказано: «в Редкинском погосте церковь во имя Рождества Иисуса Христова, деревянная». На приходском кладбище еще до ныне стоит ветхая часовня, собранная, как говорят, из леса древней Христорождественскойцеркви; на ограде есть толстые пни, остатки берез, окружавших церковь. Нынешняя церковь, каменная, во имя св. Троицы, в 200 саж от места прежней, построена в 1786 г. помещиком бароном Иваном Ив Черкасовым и освящена, как видно по надписи на одном дер. кресте «по благословению… митрополита Гавриила 1786 г., августа 17го… Нарвского собора протопопом Кириллом Васильевым и при священнике сего храма Василии Тимофееве».
Церковь сперва имела вид креста, без купола, с крестом над алтарем, и с одноэтажною колокольнею, над которою возвышался, говорят, на 18 саж., деревянный, обитый железом, шпиц. К 1848 г. шпиц, покривившийся, был снят и на церкви устроена обыкновенная кровля, Впоследствии, помещик Александр Ив. Сахаров надстроил этаж и поместил там колокола. Неизвестно в каком году, г. Владимировым был поставлен над храмом деревянный купол. Длина храма 10 саж, ширина 4, высота с куполом 8 ½ саж. Купол осьмигранный с крышею в виде полушарие, и небольшою главкою; над главкою и над алтарем — осьмиконечный крест. В храм — три входа, с каменными крыльцами в 2 ступени. Над западным крыльцом двухэтажная колокольня с осьмиконечным крестом. Колокольня утверждена на четырех толстых четырегранных столбах; в северо-восточном столбе лестница. В верхнем ярусе колокольни 4 колокола; самый большой весом в 51 п. 35 ф. Церковь сложена из красного кирпича; фундамент ее, возвышающийся от земли на 3/4 аршина, сделан из плиты. Деревянный купол снаружи обшит тесом и окрашен. Стены снаружи не оштукатурены, кроме карнизов и подоконников. Двускатная, железная, зеленая крыша покрывает храм и колокольню. Главы и кресты обиты белым железом. Церковная четырехугольная ограда, на каменном фундаменте, с каменными столбами, имеет с южной стороны двери, а в северо-восточвом углу — каменную, под железной крышей, сторожку. Все три наружные двери деревянные, филенчатые, двустворчатые, обитые войлоком, обложены железом и выкрашены желтой краской. Внутренние двери северной и южной стороны сплошные, а с западной — со стеклами. Над западною дверью — овальный образ Господа Саваофа. В церкви 14 больших, готических, сверху закругленных, оков, высотою в 2 саж. 4 вер., шириною — 1 арш. 14 вершков, в алтаре — 2 окна, в притворе — 4, в куполе — 8. Все окна с двойными рамами и жел. решетками. Иконостас в 2 яруса, деревянный, окрашенный под белый мрамор, с позолоченными карнизами и колоннами.
Средина алтаря несколько выступает в церковь; клиросы и солея, в 2 ступени, обведены дер. решеткою, царские двери резвые, с позолотою. На иконах Спасителя и Казанской Божией Матери ризы с позолоченными венчиками сделаны в 1849 году, на сумму в 400 р., пожертвовавшую неизвестным. Риза на храмовой иконе св. Троицы устроена в 1860 г. помещиком Сахаровым. У северной стороны — образ Иоанна Предтечи, с серебряными венчиками. Кроме Тайной Вечери и двунадесятых праздников, в иконостасе помещены иконы Господа Саваофа, Константина и Елены, Давида и Соломона. Наверху — сияние, окружающее слова: о Феоs. Плащаница писана на холсте. За клиросами, в киотах красного дерева, иконы Александра Невского, Воскресение и Димитрия Солунского. По сторонам храма — по одной железной печи. Вдоль стен, от западного входа до иконостаса, тянется деревянная с карнизами обшивка. Пол — сосновый. Купол в 1884 г., при ремонтировке церкви, сделан открытый, теплый и окрашен масляной краской. В церкви два паникадила накладного серебра; одно из них ценою в 140 р. — дар крестьянина Ивана Григорьева Карташева, висит ближе к алтарю, другое поменьше, ближе к дверям. Престол сосновый; над ним — сень, на 4-х деревянных, витых, позолоченных столбах. На крыше сени — мелкие золотые звезды, по голубому полю; в средине — Всевидящее Око, в сиянии и кроме того — крест. По углам — изваянные лики апостолов Петра и Павла. Сень пожертвована крестьянином дер. Сабска Степаном В. Комиссаровым. Антиминс освящен 21 мая 1864 г. и подписан митрополитом Исидором. Дарохранительница накладного серебра, в виде гроба, под сению, стоящею на 4-х столбиках, ценою в 100 руб. сер., пожертвована Сахаровым. Рядом с нею другая, меньшая, на ножках, с изображением Распятие, над котором — Бог Саваоф, Богоматерь и евангелист Иоанн. На престоле — вызолоченный крест и евангелие, обложенное малиновым бархатом, с изображениями из серебра; за престолом — седмисвечник накладного серебра; на горнем месте — Спаситель на троне, а по сторонам — Распятие, и икона Знамение Божией Матери. Над жертвенником — икона Спасителя в серебряной ризе, за стеклом. В храме достопримечательны: 1) евангелие(м. 1744), в окладе из малинового бархата с сребропозлащенными изображениями. На окладе начертано: «Радуйтеся вси; смерть ада победих. Веровавших от уз всех свободих, Что, воины, вам, мечи, стража поможе? Христос, Сын Божий крестом вся преможе». Вокруг воскресшего Христа изображены событие страданий Христовых, в 12 картинах, с надписями; 2) серебряные ризы на иконах Спасителя и Божиеи Матери, устроенные в 1849 г., на 400 руб., пожертвованных неизвестным; 3) серебряная риза на Тайной Вечери, ценою в 215 р. пожертвованная, в 1850 г., цер. старостою Иваном Фаддеевым; 4) серебряные оклады на местной иконе св. Троицы и на иконе Алексея человека Божия; 5) образ св. Троицы, в сребропозлащенной ризе, пожертв. вь 1859 г. Мариею Феодоровною Сахаровой; 6) сребропозлащенные свящ. сосуды; 7) деревянный крест, с надписью об освящении храма св. Троицы в 1786 году (о чем сказано выше); 8) оловянная дарохранительница, жестяные брачные венцы и пр. Копии с ведомостей имеются от 1770 года; от старых метрических книг есть отрывки. Есть опись церковного имущества от 1844 года. По штату 1806 года причт полагался следующий: 3 священника, 2 диакона, 3 дьячка, 3 пономаря. Но полного комплекта никогда не было.
В 1839 г. здесь служил священник домовой церкви действ. камергера Всеволода Всеволожского. Но и штат, положенный в 1843 году, не был полный. С 1876 г. причт составляют два священника и два псаломщика. Из прежних священников известны: Василий Тимофеев, указанный на кресте в надписи об освящении деревянной церкви; Михаил Алексеевич Сильницкий из полковых священников, участвовавший в 80-х годах в польском походе. Ныне священствуют: Михаил Феодоров Боголюбов и Вениамин Гавриилов Вещезеров [Есть известие, что Вещезеров, в 1884 г. переведен на другое место.]. Причт, помещаясь, сперва в «Господских квартирах», старался иметь собственные дома, хотя бы на господской земле, или нанимать помещение у прихожан. Так в 1865 г. церковный сторож жил в деревне, в 3х верстах от церкви; в Клир. ведомостях 1878 г. показан ветхий дом, построенный прихожанами для церковного сторожа, в 200х саж. от церкви. В 1881 г. прихожане построили в ограде каменную сторожку; в 1871 г. епархиальное начальство предложило прихожанам построить дом для священников. Прихожане согласились строить только в том случае, если помещик Сахаров даст от себя лес и место для постройки, но так как помещик в том и другом отказал, то дело о постройке дома затянулось и только в 1879 году начали собирать деньги на постройку дома. Дом построен в 480 саж. от церкви и есть надежда, что к концу 1884 года причт перейдет в него». Причт сперва, вместо земли, получал деньги и хлеб. С 1832 года священник получал 44 четверти хлеба, диакон — 24 четверти, причетники по 12-ти, просвирня — 4 четверти в год. От помещика получались хлеб и жалованье: священнику 100 р. с., диакону 30 и 3 куля ржи, 3 четверика жита; дьячку 50 р., пономарю 18, просвирне — 6 р. в год. С 1833 года причт стал получать в год 196 р., сена — 600 пуд., соломы- 600 пуд., мякины — 240 кулей. Это содержание было бы достаточно., если бы было в точности определено и не зависело от степени урожая, или от личного произвола дающих. В 1843 г. положено каз. жалованья: священникам по 200р., диакону — 100, дьячку 70, пономарю-60 р., просвирне — 30; от помещика Сахарова получалось священниками по 100р., диаковом 60, причетниками по 30 р., просвирнею 15 руб. С 1853 года, по постановлению ямбургского дворянства, от 8го марта 1845 г., назначено на причт по одному гарнцу ржаного и ярового хлеба с ревизской души. В 1861 году дана причту пахотная земля, но она стала приносить около 40 р. с. доходу только с 1878 года, когда ее стали обрабатывать крестьяне. По штату 1876 года настоятель получает казенного жалованья 200 р. сер., помощник его — 160 р., псаломщик — 80, другой — 70.
Соседние приходы: Яблоницкий, Ястребинский, Осминский, Ложголовский и Пенинский. Прихожане, кроме земледелия, работают на фабриках в Нарве, на лесопильных заводах, занимаются сплавом леса по р. Луге, или извозом в Петербурге, сбывают сельские произведения на станциях железной дороги, собирают по деревням тряпки и продают их на бумажные фабрики. Из крестьянских деревень одни, называемые «нижними», или «поречьем», расположены по рекам Луге, Вруде и Пеледе; другие — «верхние», занимают возвышенную местность. Нижние находятся от 3-х до 15-ти верст от церкви и имеют удобное с нею сообщение. Верхние находятся дальше от церкви и сообщение их с церковью неудобно. Некоторые из них отстоят от церкви на 25 и более верст и дорога к ним идет по болотам, по пням и кореньям вырубленного леса, по ручейкам, часто довольно быстрым и глубоким. Всех деревень в приходе 21. Ближайшие к церкви (от 3 до 4 верст) суть: Мышкино, Максимово, Слепино, Сабско и Язвищи; более отдаленные (от 20 до 27 верст): Гостятино, Лемовжа, Хотнежа, Коряча, Подледье и Мазанная горка. Остальные деревни: Волна, Извоз, Пелеши, Ганково, Пустошка, Сторонье, Редеж, Пелеши, Блоковы и Александровка. Всех прихожан муж. п. 1798, женского 2018 [Таково показание клир. ведомостей за 1883 год. В описании же представленном в комитет, показано жителей обоего пола 1 600 душ. Которое вернее? Вероятно показание клировых ведомостей, потому что церковь двухкомплектная.].
В приходе две школы: земская в 4-х верстах от церкви, и — воспитательного дома, в 7-ми верстах. В последней крестьянских детей не больше 2-х или 3-х человек Так как земская школа довольно отдалена от других деревень и сообщение с вею неудобно, то крестьяне сами изыскивают способы обучение детей. В приходе есть грамотеи, которые учат детей за небольшую плату. Ученики, бывавшие в школах, охотно и с успехом участвуют в церковном чтении и пении. Храм посещается больше зимою и, преимущественно, женским полом. Крестьяне дальних деревень бывают в церкви 2 или 3 раза в год. Важнейшими или «пивными» (когда варят пиво) праздниками считаются храмовой праздник здешний и соседних приходов. В праздник 1-го августа, когда освящают воду на р. Вруде, многие больные, в момент погружения креста, погружаются в воду и потом надевают новые рубашки, надеясь, что болезнь пройдет вместе с старой рубашкой, унесенной водою. 30 августа, перед иконой Александра Невского, сооруженной в память Царя-Освободителя, бывает молебен. В 150 саж. от церкви, на дороге из Сомерской волости к железной дороге, есть часовенка, стоящая, по преданию, на месте прежней церкви. Она посвящена мученикам Маккавеям и построена крестьянином дер. Сабско, Козьмою Даниловичем Морозовым; постройка стоила 250 р. сер. В деревне Сабске часовня также построена, по преданию, на месте прежней древней церкви. Кроме того есть часовня в церковной ограде и в деревнях Устье, Редеже и Язвищах.
Старинные, по мнению прихожан, «шведские» кладбища находятся на юго-запад от церкви, за р. Врудой, и — в деревне Язвищах; за Язвищами, к деревне Пелешах и у деревни Сабска есть курганы, которые также считаются шведскими могилами. Есть предание, что у одного из крестьян деревни Сабска ночевал и обедал Петр Вел., во время нарвского похода. Показывают даже чашку, из которой кушал царь. Стол, за которым царь сидел, был куплен у потомков того крестьянина, крестьянином деревни Язвищ, Феодором Ефимовым. Попечительство открыто в 1878 году. Председателем его стал сын бывшего помещика Алексей Алексеевич Сахаров; в число членов вступили, кроме двух священников, 44 человека из прихожан. Ныне деятельность попечительства ничтожна; членов в нем только 12; в год собирается от 10 до 25 руб.
http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Jamburg2.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?