Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Рдейский мужской монастырь был основан «не ранее второй половины 17 века». В.В.Зверинский в своей книге «… о православных монастырях в Российской империи» указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). «Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися». Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой — Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго».Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество — в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.
Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей.Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор. Кстати, наличие каретного двора, подтверждает свидетельства местных жителей, что некогда к монастырю вела вполне приличная дорога, которая поддерживалась в порядке системой дренажа. Сегодня же к руинам Рдейского карета может прибыть только по воздуху.В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон — деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии. Выводы Дьякова были приведены членами консистории в Императорскую Археологическую Комиссию в октябре 1896 года. Консистория ходатайствовала о сносе старой церкви и постройке новой. Одним из аргументов в пользу сноса служила недостаточность места для строительства нового большого храма. Императорская же комиссия выступала за сохранение старой церкви. В конце концов, возобладало мнение консистории: «Если благотворитель пустыни даст средства на постройку храма, то настоящий следует разобрать».
Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца.
Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание. В 1932 году храм был закрыт. По свидетельствам местных жителей, постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Их целью являлись местные партизаны. Тогда же была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой.
http://venividi.ru/node/764
Успенский Собор был закрыт в конце декабря 1931 года. Из Постановления президиума Облисполкома № 45 от 22 декабря 1931 года: «п.п.15 Проект
Слушали: О ликвидации каменной церкви бывшего Рдейского монастыря (Поддорского РИК’а)
Постановили: Учитывая, что верующие от поддержания каменной церкви отказались, удовлетворяя свои потребности в деревянной церкви того же монастыря, и других желающих взять церковь в пользование не нашлось – постановление  Поддорского РИК’а утвердить – церковь считать ликвидированной и т.к. здание расположено на отлете, предложить РИК’у использовать таковое для хозяйственных целей» 
ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.10. Д.280. Л.16 (проект); Д.344. Л.2 (постановление)
В марте 1939 года была закрыта деревянная церковь.
Из Протокола №188 Заседания Президиума Ленинградского областного исполнительного комитета от 16-22 марта 1939 года: «пункт 9619. О ликвидации  молитвенных зданий. 16 марта 1939 года… пп 10. О ликвидации Рдейской церкви Рдейского сельсовета Поддорского района.
Ходатайство местного населения о закрытии церкви с последующим переоборудованием под школу – удовлетворить».
ЦГА СПб. Ф.7179. Оп.10. Д.1514. Л.22 (проект); Д.1537. Л.24 (решение)

М.И. Полянский в конце XIX века в своём «Очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет: «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам».
Когда и кем именно основана эта пустынь среди «непроходимых» болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась «обителью Преображения Господня». Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя. Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой — в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени.
До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.
Храм в Рдейской пустыни длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем — 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов. Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были строители игумены, по временам — архимандриты.
По издании штатов в 1764 г. и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена, и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом. Сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.
Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.
Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:

Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы, восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Пресвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы».
Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два — от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая — крашенинная, набойчатая.

В дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь, пришедшая в аварийное состояние, была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.
Местные жители говорят, что ещё в 1970-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой…
Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами. Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным — штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна — иконостас сделан из мрамора. Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии — в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились. На крыше собора растут деревья.
http://www.towns.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?