Разрытое. Разрытовский Троицкий Покровский монастырь.

Женская община в Разрытом создана в 1900 году вдовой вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства М.П. Голицина — Александрой Васильевной Голициной (ур. Гудович), дочерью владельца усадьбы. Определением Синода от 21-28 апреля 1904 года община обращена в монастырь. Число насельниц к 1907 году достигло 80. В здании, где они жили, располагалась школа-приют для девочек-сирот. Была устроена богадельня. Перед революцией священником в монастыре служил Димитрий Красногорский, по некоторым данным — по благословлению Иоанна Кронштадтского.
В декабре 1917 года был составлен акт переписи монастырского имущества, и большую часть земель передали Разрытовской сельхозшколе. Ликвидация монастыря, как «контрреволюционного гнезда на четыре уезда Гомельской губерни», оформлена Постановлением президиума Мглинского уисполкома от 24 июня 1921 года. От строений монастыря осталась хозяйственная постройка красного кирпича и перестроенный дом на старом цоколе.
Использованы материалы книги С.П. Кизимовой и Е.М. Зубовой «По следам святых обителей», Брянск, 1999

Основан, по определению Святейшего Синода от 5-19 июля 1900 года, вдовой генерал-адъютанта вице-адмирала, княгиней Александрой Васильевной Голицыной, пожертвовавшей капитал и земли в ее имении. Открыт 1 октября 1900 года под именем женской общины, которая по определению Святейшего Синода от 21-28 апреля 1904 года за № 2116, обращена в монастырь. Закрыт в 1921 году, строения не сохранились.
Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012

Село Разрытое… Здесь всё пропитано историей. В памяти этого места — вера и неверие, мечты и реальность, легенды и документы. Возникло оно небольшим восточнославянским поселением в истоке реки Воронусы еще до нашествия монголо-татар на Киевскую Русь. Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.
С начала 18 века селом владели Гудовичи. В 1781 году здесь имелось 28 дворов и 35 хат. Имение располагалось на возвышенной местности, было окружено вековым сосновым бором. На севере — обширное озеро, на западе — фруктовый сад, с южной стороны — парк с искусственно выращенными деревьями разных пород, со множеством живописных аллей и дорожек. Над прудом стояла деревянная церковь Михаила Архангела.
В 1834 году на месте старой церкви был возведен монументальный в стиле позднего классицизма трёхпрестольный (в честь Святой Троицы, Покрова и Михаила Архангела) каменный храм. Начал строительство граф Василий Васильевич Гудович (17579-1831), внук знаменитого генерал-фельдмаршала И.В. Гудовича. А после его смерти в 1831году достраивали храм его наследники, в т.ч., по-видимому, сын, тоже Василий Васильевич Гудович (1819-1886). Вот какую характеристику в своих воспоминаниях оставил о графе Василии Гудовиче его хороший знакомый, известный историк, граф Сергей Дмитриевич Шереметев: «Это был человек глубоко верующий, искренно православный, чисто русский, скромный и по –христиански милосердный». В 1860 году прихожан храма насчитывалось 515 человек мужского и 538 женского пола.
После смерти графа имение досталось его сестре Александре Васильевне, вышедшей замуж за князя Михаила Павловича Голицына. К этому времени имение пребывало в запустении. Мало что осталось и от благочестия жителей Разрытого. Княгиня решила возродить благочестивые традиции предков и на противоположном берегу пруда, напротив церкви Михаила Архангела, поселить женскую православную общину. На нужды обители она пожертвовала часть своих земельных угодий, а также крупную денежную сумму. Епископ Черниговский и Нежинский Антоний благословил богоугодное начинание княгини Голицыной.
Но ещё более двух лет потребовалось на документальное оформление общины. Этими делами по поручению епископа Антония занимался регент Архиерейского хора, молодой священник Димитрий Красногорский. 25 июля 1900 году был подписан Указ Святейшего Синода об утверждении в имении княгини Голицыной при селе Разрытом Мглинского уезда женской общины, с наименование её Свято-Троице-Покровской. В №14 «Прибавления к Черниговским епархиальным известиям» за 1900 год сообщалось: «На устройство общины княгиня пожертвовала 1 000 десятин разного рода земли, а в обеспечении причта церкви внесла 50 000 рублей. Штат общины сначала будет установлен на 25-30 человек, а потом увеличится до 300 человек. 4 июля состоится закладка домовой церкви при устраиваемой общине».
Святейшим Синодом утверждался также Устав общины, где первым пунктом были определены её цели: «доставление желающим вести жизнь богоугодную и распространение среди окружающего населения христианского благочестия, путем воспитания и обучения в духе Православной Церкви и призрения немощных и бедных». Такие общины являлись своеобразными женскими монастырями в миру, там не требовали пострига в инокини. Так называемое белое монашество. Вдовы и девицы православного вероисповедания в возрасте от 20 лет давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов.
Указом Святейшего Синода начальницей Разрытовской общины назначалась игуменья Архелая, в миру Александра Михайловна Дашкевич, дочь протоиерея из города Бердичева Киевской губернии, настоятельница Нежинского монастыря. Стать священником и духовником обители получил приглашение отец Димитрий Красногорский. Но из-за состояния своего здоровья, а также семейных проблем он принял предложение не сразу.
В своих сомнениях он обращается к Иоанну Кронштадтскому, встреча с которым ещё в Чернигове определила всю дальнейшую судьбу отца Димитрия и молитвенное общение с которым не прерывалось до самой смерти будущего святителя. Отец Димитрий просит его молитв и благословения. И получает ответ: «Бог благословит идти на пастырство в новую обитель». А после приезда отца Димитрия в Разрытое праведник присылает ему приветствие: «Дорогой и любезный собрат во Христе о. Димитрий! Сердечно поздравляю тебя с переменой места, на котором дай Бог тебе сравнительной легкости, здравия нерушимого, бодрости и долгоденствия. Да хранит тебя Господь, Пастыреначальник, на многие годы цела, честна, здрава, долгоденствующа с дорогою супругою и чадами. Твой собрат протоиерей Иоанн Сергиев. 21.X.1900 г.».
25 сентября 1900 года Разрытовская община была освящена лично приехавшим из Чернигова епископом Антонием.
Начальный этап становления обители был довольно сложным. Село Разрытое своим укладом не в лучшую сторону отличалось даже от соседних. Первое, что бросилось в глаза отцу Димитрию: «бедность местных жителей. Убогие избы, сделанные из легкого материала, будто где в степи, а не в самом Полесье, очень небольшие дворики при них с жалкими надворными постройками. Куда ни посмотри – на жилище ли, на одежду ли, на скот ли, — почти везде видишь убожество. Бедность, нищета, непредприимчивость, неряшество не могут не броситься в глаза. И однако же при действительной, подчас вопиющей бедности, какое образцовое пьянство!»
Несмотря на это, очень скоро в обитель потянулись православные женщины, как опытные монахини, так и молодые послушницы и трудницы разных сословий из Чернигова, Нежина, Стародуба, Мглина, уездов Киевской, Черниговской, Курской, Кишиневской и Московской губерний.
У молодого священника был дар — умение преподнести святоотеческую мудрость доступным человеку языком. Ещё во время его службы в Чернигове проповеди отца Димитрия стали регулярно публиковаться в журнале «Черниговские епархиальные известия». В 1901 г. священник Димитрий был «награжден скуфьей во внимание к полезной и очень усердной службе в должности регента Архиерейского хора, а с сентября 1900 года и в должности настоятеля церкви Покровской женской общины в селе Разрытом».
В Разрытовской обители стали регулярно проводиться Палестинские чтения, главной целью которых было содействие православному паломничеству на Святую землю. Отец Димитрий проводил их со «способными сестрами общины», иногда в чтениях участвовали священники других храмов. Количество слушателей росло с каждым годом. Так, если вначале их было до 700 человек, то в 1908 году было проведено 26 лекций, на которых присутствовало 2600 человек.
Ещё с момента создания обители её руководители игуменья Архелая и отец Димитрий были едины в желании со временем обратить общину, главной целью которой является христианское социальное служение, в православный монастырь, где на первом месте стоит служение Богу. С лета 1902 года отец Димитрий занимается документами по преобразованию общины в монастырь. Будучи по делам в Петербурге, он заезжает в Кронштадт к отцу Иоанну, который передаёт ему икону Тихвинской Божьей Матери и письмо с благословлением.
В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём.
Ещё в ноябре 1901 году умирает основательница и благодетельница общины Александра Васильевна Голицына. Детей у неё не было. 82 десятины земли, принадлежавшие монастырю, были обменены на такое же количество земли с постройками Гудовичей. Благодаря мудрому пастырству игуменьи Архелаи и отца Димитрия, а также при молитвенной поддержке праведного Иоанна Кронштадтского Свято-Троицко-Покровский Разрытовский монастырь процветал и духовно, и материально. К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки.
В 1908 году обитель посетил объезжавший епархию преосвященный Нестор, епископ Новгород-Северский, викарий Черниговский. «Пребывание в Разрытовском монастыре владыке и сопутствующим лицам доставило большое духовное удовольствие. Внешний порядок, чистота, благолепие и внутренний строй монастырской жизни, проникнутый духом любви Христовой, установившийся под мудрым руководством матушки игумении Архелаи, вызвали пожелание, да продлит Господь ее годы на благо обитательниц монастыря».
В том же году настоятельница монастыря игуменья Архелая была награждена императором наперстным крестом из Кабинета Его Величества, с украшениями.
За год до кончины отца Иоанна Кронштадтского его посетила одна из послушниц Разрытовского монастыря. И праведник благословил обитель иконой царицы Александры, хотя и не мог знать, что в храме монастыря один из престолов был освящен в честь этой святой, небесной покровительницы основательницы обители Александры Голицыной. Сестры монастыря поддерживали молитвенную связь не только с Иоанном Кронштадтским, но и с оптинскими старцами. А в Оптиной Пустыни с 1907 по 1912 г.г. жил и работал историк и писатель Сергей Александрович Нилус, который в своих книгах сохранил и некоторые воспоминания разрытовских монахинь.
Очень переживая за спивающееся местное население, руководители монастыря решили открыть Общество трезвости. В ноябре 1909г. был утвержден его устав. Официальное открытие его состоялось 2 февраля 1910 года. После литургии, был отслужен молебен святителю Феодосию, который был покровителем общества. В тот же день были открыты библиотека и чайная. Несмотря на откровенную враждебность в этом вопросе местных жителей, за год в Общество записалось 700 человек. Отец Димитрий обратился ко всем пастырям своего округа о поддержке и молитвенном содействии.
В 1914 году монастырем была куплена усадьба на берегу озера. За усадьбой располагалась большая пасека. 6 мая 1914 года усердное богоугодное служение отца Димитрия было отмечено орденом святой Анны третьей степени.
С началом Первой мировой войны размеренная жизнь монастыря изменилась. В 1915 года при обители был создан лазарет на 10 коек. Там же открыли приют для пяти девочек, сирот погибших воинов, стали принимать и беженцев. Кроме того регулярно собирались и отправлялись пожертвования в пользу семей убитых и увечных воинов. Из монастыря стали забирать скот: и коров, и лошадей. Обрабатывать большие земельные площади без лошадей стало трудно. Не хватало и рабочих рук. Обитателей монастыря становилось всё больше. Нужен был второй священник и им стал иерей Иоанн Оглобленский.
В 1916 года игуменья Архелая подала рапорт о переименовании престолов в монастырской церкви: главного — во имя Святой Троицы, а придельного – в честь священномученика Василия Анкирского и святой мученицы царицы Александры. В мае этого же года отец Димитрий Красногорский был возведен в сан протоиерея.
В этот последний сравнительно благополучный год в послужных списках обители числятся 34 монахини и 20 послушниц; кроме них, в монастыре проживали насельницы, находящиеся на добровольном послушании. Здесь был большой фруктовый сад с питомником, цветники, пасека, скотный двор, имелись свои пахотные, огородные и сенокосные земли, паромная переправа через озеро.
С октябрьского переворота 1917 года всё благополучие закончилось: начались непрекращающиеся реквизиции, поборы, а то и просто разбойные нападения на монастырь. Существует достаточно много документов, подтверждающих это. В декабре 1917 года по решению Мглинского уездного исполкома монастырское имущество переписали и объявили народным достоянием и, как тогда было принято, просто разграбили. Земельные угодья обители были переданы Разрытовской сельхозшколе. С ноября 1917 по июнь 1918 года для нужд Красной Армии было конфисковано 7 лошадей, крытый фаэтон, бричка, 4 быка, 15 коров, 4 свиньи, 4 овцы и 200 пудов сена. Кроме этого Мглинский уисполком потребовал выдачи 20 тысяч рублей из неприкосновенного монастырского капитала. Активное участие в разграблении монастыря приняли и местные крестьяне: утащили оттуда 120 пудов сена, три овцы, 12 колод пчёл.
21 декабря 1918г. Разрытовский монастырь был зарегистрирован как трудовая община. Весной 1919 года пришла новая беда — эпидемия сыпного тифа, унесшая немало жителей Разрытого и насельниц монастыря. Постепенно и монастырские здания отходили «на нужды советской власти». Сюда, в Разрытое, перевели детский приют, устроили здесь фельдшерский пункт — всё за счёт построек обители.
Престарелая и больная игумения Архелая пишет прошение епископу Черниговскому и Нежинскому Пахомию, в котором ходатайствует об увольнении ее от занимаемой должности «по слабости здоровья». Согласия не последовало, и матушка Архелая оставалась настоятельницей до самой своей смерти. Скончалась она 7 февраля 1920 года. Последней настоятельницей умирающего монастыря стала его казначея, схиигумения Людмила (Иващенко).
24 июня 1921 года президиум Мглинского исполкома Гомельской губернии принял постановление о ликвидации монастыря в Разрытом. Было объявлено, что обитель «является контрреволюционным гнездом на четыре уезда Гомельской губернии, во главе которого стоят игуменья Иващенко и священник Красногорский…»
Возмущённые произволом местных властей, члены Унечского церковного совета Свято-Николаевской церкви обратились с жалобой к председателю ВЦИК М.И. Калинину. Калинин распорядился предоставить жильё 160 «выселенным» разрытовским монашкам. Но пока суд да дело, монахини разбрелись по миру. Так угасла жизнь Свято-Троицкого Покровского женского монастыря в селе Разрытом. 25 мая 1922 года он прекратил своё существование.
Назавтра всё имущество обители было конфисковано Почепским уисполкомом и в течение двух лет использовано для хозяйственных нужд уисполкома и для оборудования партклуба. В обители были уничтожены церковь и все постройки, кроме одного деревянного корпуса, в котором позже были больница и роддом. Сохранились также остатки сада. Да на противоположном берегу озера – полуразрушенная приходская Троицкая церковь (церковь Михаила Архангела).
И все равно, Разрытое — намоленное, дивное место. Здесь особая тишина и красота. И сегодня здесь немноголюдно. Но, наверное, в таких местах и не нужно толпами ходить.
Голик Н.А. «Источник света Христова» (Из истории Разрытовского Свято-Троице-Покровского женского монастыря)
Источники: «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1900г., №14; «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1908г., №20; «Прибавление к Черниговским епархиальным известиям», 1909г., №4; «Черниговские епархиальные известия», 1900г., №19; «Черниговские епархиальные известия», 1901г., №13; «Черниговские епархиальные известия», 1908г., №10; Людмила Гончарова. «Земля предков. Очерки по истории Черниговской и Брянской земель». — Рязань, 2011 г.; Кизимова С.П., Зубова Е.М. «По следам святых обителей». — Брянск, 1999 г.; Рухлядко И.Н., Рожков Р.С. «Село Ивайтенки — имение графов Гудовичей. Наш край в истории Отечества». Сборник научно-исследовательских работ по истории края. — Клинцы, 2011 г.

В 1868 г. имение Гудовичей в с. Разрытое по наследству досталось внучке генерал-лейтенанта Василия Васильевича Гудовича (1753–1819) княгине Александре Васильевне, вдове вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства Михаила Павловича Голицына. Уже будучи вдовой князя М.П. Голицына, Александра Васильевна в июле 1900 года с разрешения Священного Синода на свои средства основала женскую общину – Свято-Троицкую Покровскую – по образу уже существовавших к тому времени Александровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской (Москва) женских общин. Эта община с. Разрытое по определению Синода в 1904 году была обращена в монастырь.
Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи» сообщает: «Разрытовский Троицко-Покровский женский монастырь при селе Разрытом, в 15 верстах от уездного города Мглина, основан в 1900 году». С этого времени и начинается его история.
Такие общины не требовали пострига в инокини, так как являлись своеобразными женскими монастырями в миру. При аттестации женщины давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов во имя страждущих. Жизнь и труд их определялись уставом подобно монастырскому. Уставом, утвержденным Святейшим Синодом 5–19 июля 1900 года, определялись следующие цели Разрытовской женской общины: «Доставление желающим вести жизнь благородную и распространение среди окружающего населения христианского благочестия путем воспитания и обучения подрастающего населения в духе Православной церкви и призрения немощных и бедных».
Для финансирования монастыря княгиня А.В. Голицына пожертвовала 50 тысяч рублей, из которых 35 тысяч выделялись на строительные нужды, 15 тысяч – на содержание общины и священника. Не пожалела и 1000 десятин земли своего имения с лесом, пашнями и другими угодьями, на которых трудились сестры-монахини.
В обширной монастырской усадьбе были построены Троицкая церковь и общежитие, при котором открыты школа-приют для сирот-девочек и богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки. Община была открыта 1 октября 1900 года. В 1907 году в монастыре числились: игуменья, монахини и послушницы – всего 80 человек. В дальнейшем число обитателей монастыря продолжало возрастать и ко времени его ликвидации увеличилось вдвое. Среди них было много больных, увечных, престарелых, нетрудоспособных людей, нуждающихся в милосердии.
Трудовой день сестер общины начинался ранним утром и заканчивался в полночь молитвами. Каждая из них выполняла определенное послушание (работу) в хозяйстве общины. Освобождались только больные. Но поскольку главным в деятельности русских женщин была подготовка сестер милосердия с прочными медицинскими знаниями и навыками ухода за больными и ранеными, что отсутствовало в практике Разрытовской общины, то в 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём.
Атмосфера жертвенности и гражданского долга в этой обители находила свое выражение не только в работе на добровольных началах и безвозмездно с детьми. Нельзя обойти стороной и заботы насельниц о своих постаревших и больных духовных сестрах. Все они жили в монастыре в благоустроенной богадельне на полном обеспечении при тщательном уходе. Нередко из сострадания туда помещали и беспризорных, немощных старушек, особо нуждающихся в помощи. Поэтому неудивительно, что разрытовские насельницы почитались жителями Мглинского уезда и богомольцами за нравственную чистоту, сердечность и отзывчивость.
Но иногда в спокойной жизни обители случались чрезвычайные ситуации. Так, 7 сентября 1908 года группа революционеров неизвестно какого толка произвела в монастыре экспроприацию его денежных средств. Все проходило по классической форме обычных грабежей.
Монастырь функционировал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В декабре 1917 года уполномоченным Мглинского уисполкома Н.С. Грибовым и представителем Романовского волостного Совета был составлен акт переписи монастырского имущества, объявленного народным достоянием. Все земельные угодья обители были переданы Разрытовской сельхозшколе. Лишь в апреле 1918 года по просьбе игуменьи власть имущие наделили-таки монашек землёй – по 8 десятин на сестру.
С ноября 1917 года монастырь ждали только бесконечные поборы и полнейшее разорение…
Путешествие по Брянску

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?