#ВернутьсяВРоссию #Публикации #ФотиевоКрещение
В наше время Крещение Руси, произошедшее в 988 году, прочно связано с именем равноапостольного князя Владимира. И это, конечно, правильно. Тем не менее, было бы справедливым помнить и о том, что ему предшествовало Фотиево крещение, имевшее место более чем на сто лет ранее и сыгравшее важную роль в подготовке к принятию Евангелия Древней Русью.
Распространение христианства на Руси, как это всегда и бывает при появлении новой веры, происходило в несколько этапов. Согласно Несторовой летописи (Повести временных лет), первыми крестились киевские князья Аскольд и Дир, затем благовествовали святые братья Кирилл и Мефодий, потом было крещение великой княгини Ольги. И лишь затем волевым решением Великого князя киевского Владимира Русь окончательно стала христианской.
Русская государственность начала формироваться в IX веке, тогда же в зоне соприкосновения культур началось взаимодействие русов с христианством. Русы, генезис которых до сих пор вызывает жаркие и непримиримые споры, были язычниками и поклонялись идолам. Начиная со всё того же IX века объединенные отряды руссов (в том числе и варягов, об этническом происхождении которых тоже ведутся страстные споры) и славян приступают к регулярной экспансии и набегам на прибрежные черноморские территории Византийской Империи. Здесь-то и происходит, по выражению Льва Гумилева, цивилизационный контакт русов с христианской Империей, в результате которого некоторые из них отказываются от язычества и принимают новую религию.
В соответствии с традицией древние летописи рассказывают об обретении веры в чудесном и мистическом духе. Так житие святого Стефана Сурожского сообщает, что после десятидневной осады Сурожа (сегодня Крымский город Судак) отряд русов под предводительством князя Бравлина (этимология имени, очевидно скандинавская), захватывает город приступом и начинает грабеж, главным объектом которого, естественно, становится богато украшенная церковь Святой Софии с покоящимися в ней мощами святого Стефана. Согласно распространенному в средневековье сюжету, после разграбления и осквернения христианской святыни, князя Бравлина внезапно поражает тяжкий недуг. Быстро сообразивший, в чем причина постигшего его наказания, вождь русов приносит покаяние в содеянном и принимает крещение. Одновременно с лидером крестится и дружина. Сразу после этого князь и получает исцеление.
Очень похожий, если не сказать типологически аналогичный сюжет присутствует и в житии святителя Георгия Амастридского. Тем не менее, эти мифологические сюжеты довольно точно описывают характер цивилизационного контакта и его последствия. Возвратившиеся из походов и набегов на ромеев в свою отчину дружинники и воины делились со своими близкими и знакомыми сведениями о далекой стране: её вере, богатстве культуры и фантастических технологических достижениях. Постепенно язычники начали получать все больше информации о принципиально иной религии любви, милосердия и всепрощения.
Кроме приснопамятного варяга Рюрика призванного, как известно, на княжение в Новгород (о котором рассказывается более или менее подробно) в «Повести временных лет» упоминаются ещё и его соратники-варяги (скорее всего братья-дружинники из ближнего круга Рюрика) Аскольд и Дир. Летопись утверждает, что именно они и стали первыми князьями-христианами Древней Руси.
Через некоторое время после прибытия в Новгород они, отпросившись у Рюрика ради уже замысленного ими набега на Царьград, двинулись на юг. По дороге они завоевали Киев и совместно осели в нем, разделив киевский престол. В 860-м году Аскольд и Дир предпринимают свой знаменитый (скорее всего именно благодаря ему их имена и остались в истории) поход на Константинополь. Снарядив свыше двух сотен судов, они с большим войском прибывают к стенам Византийской столицы и приступают к её осаде. Так вышло, что для ромеев ситуация усугублялась еще и тем, что Император Михаил III с армией как раз незадолго до этого отправился в поход против арабов в глубь Малой Азии. В Константинополе для защиты города оставался лишь небольшой отряд. Положение столицы выглядело отчаянным.
В этот критический момент патриарх Фотий собрал народ в церкви перед чудотворной святыней – ризой Пресвятой Богородицы. Ночь напролет ромеи усердно молили о заступничестве Божьей Матери. Ранним утром, обойдя крестным ходом стены Константинополя, крестный ход принес ризу Пресвятой Заступницы на берег Босфора, где патриарх Фотий опустил её в воды залива. Как утверждают летописные источники, едва край ризы коснулся воды, как случилось чудо: разразилась неслыханная буря. В результате начавшегося страшного шторма флотилию руссов разметало. Большинство судов потонуло или было разбито о прибрежные скалы. От огромного отряда киевских князей осталась жалкая горстка потрепанных и полуразбитых кораблей. Едва спасшиеся и вернувшиеся в Киев ни с чем Аскольд и Дир, узрели в постигшем их фиаско глубокий духовный смысл и вскоре отправили в Византию посольство, сообщившее ромеям об их намерении креститься. Обрадованный Патриарх Фотий не мешкая отправил к киевским князьям епископа. Пожелание киевских князей в полной мере соответствовало прозелитической политике Константинополя, стремившегося обратить в православную веру по возможности все живущие и кочующие поблизости воинственные народы. Прибывший в столицу руссов епископ сразу начал благовествовать князьям, их дружинникам и киевлянам о Спасителе и совершенных Им чудесах. Русы не сразу поверили ему и ответили в том духе, что крестятся, если только своими глазами увидят чудо.
Русы предложили святителю положить Евангелие в огонь, обещая, что, если оно не пострадает от пламени, они уверуют и окрестятся. Сперва смущенный епископ с искренней верой помолился Богу, чистосердечно призывая Его помощь для просвещения колеблющихся русов. После этого Евангелие положили в огонь, а через некоторое время на глазах у множества свидетелей вынули обратно. И чудо опять произошло, Евангелие осталось невредимым. Потрясенные происшедшим русы потребовали немедленного крещения.
Принявшие православную веру Аскольд и Дир княжили в Киеве ещё несколько лет. Вполне вероятно, что христианство так и продолжило бы распространяться уже за пределы Киева на другие русские земли, если бы не приход из Новгорода в 882 году убежденного язычника Олега, убившего Аскольда и Дира и посадившего на киевский престол малолетнего сына Рюрика – Игоря. Сам же Олег стал при нему правителем-опекуном. Позднее на месте погребения Аскольда киевские христиане возвели церковь Святого Николая (вполне вероятно, что убитый Олегом князь-христианин носил это святое имя). После прихода к власти Олега маятник качнулся в обратную сторону, и в Киеве началось искоренение христианства.
Илья Рябцев