Богоявленская церковь с. Раменье (Богоявленье), каменная; построена в 1821 г. усердием действительного статского советника Сергея Федоровича Купреянова и прихожан. Колокольня при ней каменная, построена в 1893 г. на средства статского советника Иакова Логиновича Чернышева, в память чудесного избавления Государя Императора Александра III и всего Августейшего Семейства при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 г. Церковь обнесена камен. оградой, в коей приходское кладбище. Престолов 3: а) во славу Богоявления Господня, б) в честь Успения Божией Матери, в) в честь прор. Илии. Расстояние от Костромы 165 в., от Солигалича 35.
С сайта Православные храмы Костромской губернии
Характерный для своего времени сельский храмовый комплекс с церковью в стиле позднего классицизма и домом причта в сдержанных формах эклектики. Церковь Богоявления возведена в 1821 г. на средства действительного статского советника С.Ф. Куприянова и прихожан вместо каменного храма 1730-х гг. Колокольня сооружена в 1893 г. на средства статского советника Якова Логиновича Чернышева в память о спасении императора Александра III во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Дом причта появился, очевидно, в последней четверти 19 в. Территория кладбища вокруг церкви была обнесена каменной оградой (не сохр.). Комплекс расположен на холме, господствующем в окружающей местности, покрытой лесами (это самое высокое место в Костромской области). Метрах в 50 к югу от церкви Богоявления стоит дом причта. Ниже на склоне холма сохранилась регулярная посадка из дубов и лип. Возможно, это остатки располагавшейся здесь усадьбы. Оба здания выстроены из кирпича, церковь оштукатурена, дом причта покрыт обмазкой.
Церковь Богоявления. 1821 г., 1893 г. От церкви Богоявления, имеющей симметричную относительно продольной оси композицию, сохранились основной объем типа восьмерик на четверике, чуть более узкая апсида со скругленными углами и четырехъярусная колокольня. Широкая трапезная с двумя приделами полностью разрушена. Крупный восьмерик храма завершен высокой купольной кровлей, над которой возвышается световой четырехгранный барабан со срезанными углами и луковичная главка с ажурным кованым крестом. Три нижних яруса колокольни — слегка убывающие по высоте четверики, а верхний ярус восьмигранный. Колокольню завершает граненая кровля с глухим восьмигранным барабаном и шаровидной главкой с крестом. Фасады четверика храма в три оси проемов были выделены четырехколонными портиками тосканского ордера, от которых остались одна колонна с юга и две с севера. В центре портиков — входные проемы с двустворчатой кованой решеткой. Проемы прямоугольные, но заключены в рамочные наличники с арочным завершением. Арочную форму имеют окна первого света, обрамленные профилированными наличниками с трехчастными клинчатыми замками. Подоконники квадратных окон второго света, также обрамленных профилированными наличниками, опираются на два блок-кронштейна. Грани восьмерика прорезаны прямоугольными окнами с профилированными наличниками и завершены антаблементом с гладким фризом и многообломным венчающим карнизом. Грани, расположенные по странам света, несколько выступают относительно диагональных сторон восьмерика. Апсида с востока выделена ризалитом с двумя тосканскими пилястрами по сторонам окна. Этот проем, как и боковые окна апсиды, — прямоугольный, с профилированным наличником и ступенчатым фартуком. Первый, третий и четвертый ярусы колокольни прорезаны арочными проемами, второй — окнами с лучковыми перемычками. Вход в колокольню расположен с юга. Он забран четырехстворчатой металлической дверью, за которой находится четырехстворчатая филенчатая дверь. Проемы в каждом ярусе фланкированы пилястрами (в нижнем ярусе рустованными), а в первом и третьем ярусах средняя часть фасадов завершена пологим треугольным фронтоном.
Восьмерик храма, перекрытый сомкнутым сводом с круглым отверстием для светового барабана, опирается на стены четверика при помощи почти плоских тромпов. Три проема ведут в апсиду, коробовый свод которой обрушился. Широкий арочный проем на западной стене четверика вел в трапезную. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. В храме сохранилась настенная масляная живопись кон. 19 в. На лотках свода изображено небо со звездами, между лотками — орнаментальный фриз. На трех стенах восьмерика и на западной стене четверика помещены композиции (сюжеты их неразличимы) в прямоугольных обрамлениях с орнаментом в русском стиле (плетенка и другие мотивы). Простенки между окон в четверике расписаны филенками со стилизованными крестами и орнаментальными мотивами.
Трехэтажный дом причта сохранился в основном на высоту двух этажей. Прямоугольный в плане объем был завершен высокой вальмовой кровлей. Фасады делятся междуэтажными карнизами-полочками и имеют симметричные композиции: продольные в семь осей, торцовые в пять. Все окна имеют лучковые перемычки, а на втором этаже они завершаются сандриками с высокими кронштейнами. Внутренняя планировка на всех этажах была одинаковой. Коридор, располагавшийся на поперечной оси, делил пространство на две половины с тремя комнатами в каждой.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 286; Холмогоровы В.И. и Г.И. Материалы для истории Костромской епархии. Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей. Кострома, 1900. Вып. 2. С. 23-26; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 312; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 407-408; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 213-215.
http://svodokn.ru/object/101516198?open=true