Райки. Церковь Илии Пророка.

Райки или Ройки, церковь Ильи Пророка, 19 в.
Расположена на высоком холме к западу от села, на кладбище. Построена в нач. 19 в. из кирпича и побелена по кладке; во 2-й пол. 19 в. трапезная расширена приделами. К настоящему времени утрачены южный придел и колокольня. Характерный для местной архитектуры рубежа 18-19 вв. сельский храм, обладающий при традиционной объемной композиции в духе 17 в. рядом раннеклассицистических форм декора.
Крупный двухъярусный четверик с четырехскатной кровлей венчают пять чешуйчатых луковичных главок с перехватами, поставленные на цилиндрические барабаны (боковые глухие, центральный световой). Прямоугольный алтарь с выступающим в центре полукружием апсиды и квадратная трапезная чуть уже четверика, а по высоте равны его нижнему ярусу. Северный придел, покрытый общей с трапезной кровлей, своей восточной частью охватывает четверик, изменяя при этом форму крыльца перед северным входом (остался лишь один круглый столп и боковая стенка).
Основу убранства фасадов составляют простые лопатки на углах четверика и раскреповки углов алтаря, несложный цокольный пояс и упрощенные антаблементы в завершении алтаря, трапезной обоих ярусов четверика (с фронтонами по центру в нижнем из них). Проемы алтаря и нижнего яруса четверика имеют лучковые перемычки, помещены в вертикальные ниши и украшены рамочными наличниками с крупными досками внизу и полуциркульными завершениями. Наличники верхних окон отмечены прямыми и треугольными сандриками с досками над ними.
Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в центре, алтарь — коробовым сводом с конхой над апсидой и полулотками над боковыми частями; в трапезной — сомкнутый свод, редко встречающийся в памятниках области. Характерной чертой памятников этого круга является объединение в интерьере окон первого и второго света общими вертикальными нишами (кроме центральной пары на северной стене, где было устроено крыльцо).
Клеевая роспись, фрагментарно сохранившаяся на стенах храма и в алтаре, — характерный образец живописи 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Изображения на южной стене четверика и на западной стене алтаря записаны маслом во 2-й пол. 19 в., тогда же выполнены композиции в приделе. На стенах сцены христологического цикла и сюжеты из жития Иоанна Предтечи расположены в три яруса; в нижнем ярусе на боковых стенах и в откосах окон — святые, выше проходит гризайльный фриз с классицистическим орнаментом. В легкой свободной манере исполнено изображение Христа-Эммануила в окружении ангелов (конха апсиды).
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». — М., Наука, 2000, с. 543-544

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?