Рай. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1818 г. под руководством известного архитектора М. H. Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма, обладающего редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Специалисты отмечали роспись купола и ценность иконостаса — «чрезвычайно интересного художественного творения в стиле классицизма ХVIII в. Несколько позднее было сооружено замечательное здание колокольни с тремя ярусами, строгими и изящными, она соединялась с церковью каменной переходной галереей.

А. Я. Трофимов. Рай (http://az.lib.ru/w/wonljarljarskij_w_a/text_0110.shtml)

Церковь … хорошо обозрима издалека благодаря колокольне, которая первоначально стояла в стороне от храма, а позднее была связана с ним переходом, ныне утраченным. Не сохранились и четырехколонные портики на северном и южном фасадах церкви. Кирпичные стены оштукатурены.
Это один из самых оригинальных памятников зрелого классицизма в Смоленской обл., обладающий редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Октогон храма с чередованием граней по ширине завершен широким световым барабаном с главкой на полусфере купола. Пластическую выразительность основного яруса усиливают глубокие экседры на его суженных диагональных гранях. Крупный масштаб портиков оттеняли меньшие колонны по сторонам экседр в диагональных гранях октогона.
Архитектурные массы колокольни последовательно облегчаются по вертикали, и стройный третий ярус имеет форму восьмиколонной беседки. Весьма разнообразен декор колокольни: ионические колонны, поставленные попарно перед диагональными гранями второго яруса, тосканские колонны по сторонам проемов в том же ярусе, несущие антаблемент, стройные ионические колонны третьего яруса, объединенные вверху широкой перемычкой с круглыми отверстиями над интерколумниями.
Внутри храма барабан, перекрытый куполом, опирается на четыре пилона сложной конфигурации. От основания барабана поднимается второй, декоративный, купол, с круглым световым кольцом в шелыге и меньшими треугольными отверстиями по периметру. В помещениях, охватывающих подкупольный квадрат с юга, запада и севера, располагались деревянные хоры. Винтовые лестницы на них проходят в толще западной стены. На уровне хоров эти помещения соединялись переходами внутри западных пилонов. Проходы освещались через овальные проемы в парусах. На коринфские колонны опираются арки, украшенные лепными кессонами с розетками — по аналогии с живописной гризайльной декорацией внутреннего купола.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Москва, «Наука», 2001 г.

Возникновение усадьбы связано со старинным дворянским родом Вонлярлярских. Предок их южно-германский рыцарь Яков фон-Лер поступил на службу польскому королю Владиславу IV и получил от него обширные земельные владения в Смоленском уезде. Причисленный к польскому дворянству, он прибавил к своей фамилии прозвание «Лярский». После того, как Смоленск вошел в состав Русского государства (1654 г.), он перешел на службу московскому царю Алексею Михайловичу, сохранив свои владения, принял православие и стал именоваться Вонялярлярским. Под этой фамилией и вошел его род в родословные книги российского дворянства Смоленской губ.
Вонлярлярские верой и правдой служили Российскому государству. Один из представителей этого рода, участник последних суворовских походов Александр Васильевич Вонлярлярский (1776-1858 гг.), выйдя в отставку и женившись на Вере Дмитриевне Полторацкой, двоюродной сестре воспетой Пушкиным А.П. Керн, занялся обустройством своей усадьбы под Смоленском, названной им Раем (ему же принадлежали имения Ольша и Вонлярово), создал здесь усадебный ансамбль. В 1813-15 гг. был построен деревянный усадебный дом, состоявший почти из 20 комнат и залов, оборудованных круглыми «голландскими» печами, украшенными изразцами. Архитектурной особенностью дома был «великолепно разрешенный портик, образованный шестью деревянными колоннами с весьма тонкой работы дубовыми базами и коническими капителями». Несколько позже были построены два деревянных флигеля.
В 1818 г. под руководством известного архитектора М.H.Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма, обладающего редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Специалисты отмечали роспись купола и ценность иконостаса — «чрезвычайно интересного художественного творения в стиле классицизма ХVIII в. Несколько позднее было сооружено замечательное здание колокольни с тремя ярусами, строгими и изящными, она соединялась с церковью каменной переходной галереей. Тогда же, в 1820-е гг., был устроен большой парк с липовыми и березовыми аллеями, с оригинальными беседками и павильонами. Hа краю его – живописный пруд с купальней. Устроитель усадьбы А.В.Вонлярлярский имел 4-х сыновей, которые по семейной традиции проходили службу в гвардейских полках российской армии, а на выходе в отставку проживали в доставшихся им по наследству имениях. Старший сын Александр получил в наследство имение Вонлярово. Усадьба «Рай» досталась сыну Василию Александровичу, родившемуся здесь в 1814 г. (см. Вонлярлярский В.А.).
После смерти В.А.Вонлярлярского – писателя, художника, ваятеля, композитора и музыканта – владелицей усадьбы стала его дочь Софья Васильевна, в замужестве Ромейко-Гурко. От нее усадьба перешла к ее детям Александру, Николаю, Варваре, Софье и Марии Ромейко-Гурко. Хозяином ее стал старший из братьев Александр Александрович (остальные семей не имели), известный земский деятель, много сделавший для развития просвещения и здравоохранения в Смоленском уезде. Его стараниями были открыты земские и церковно-приходские школы в 18 населенных пунктах уезда, в том числе и построенная на его средства школа в усадьбе «Рай» (1902 г.), построены и оборудованы 7 больниц и медицинских пунктов. Он был почетным попечителем Комитета Общества попечительства о народной трезвости, возглавлял Смоленский отдел Российского общества садоводства, участвовал в работе многих благотворительных учреждений.
Его брат Николай Александрович Ромейко-Гурко (1866-1923 гг.)– талантливый инженер-изобретатель.
Последней владелицей усадьбы «Рай» была вдова умершего в 1904 г. А.А.Ромейко-Гурко Мария Михайловна, урожденная Гедда (дочь сенатора), начальница 2-1 Смоленской женской гимназии. Умерла в 1919 г. в возрасте 49 лет и была похоронена на родовом кладбище в усадьбе «Рай».
В 1918 г. имение Рай было национализировано, в усадьбе поначалу разместился дом для престарелых, а затем она стояла заброшенной. В 1930-е гг. здание в урезанном виде (без колонн) было перевезено в село Сож и приспособлено под школу. Сохранявшийся более полувека кабинет писателя В.А.Вонлярлярского в 1918 г. был ликвидирован. Пропала богатейшая библиотека, многие произведения искусства, старинная мебель. Рукописи, портреты, письменный стол и некоторые личные вещи писателя родственникам удалось увезти (почти все рукописи ныне хранятся в Смоленском госархиве, портрет писателя работы М.О. Микешина – в Пятигорском музее М.Ю. Лермонтова).
От старой усадьбы сохранились Казанская церковь и колокольня (переходная галерея утрачена) в запущенном состоянии, без кровли, окон и полов; деревянное здание церковно-приходской школы (в нем размещается медпункт); остатки старинного парка (126 деревьев, из них 96 — липа мелколистная, 24 – дуб летний, 6 — береза бородавчатая и др.) и прилегающий к нему пруд; рядом с церковью находится родовое кладбище (надмогильные памятники утрачены), где похоронен писатель В.А.Вонлярлярский, его родители, жена, дочь и др.

Лит.: ГАСО. Ф. 1313 (фонд Вонлярлярских); Трофимов И.Т. Писатели Смоленщины.– М., 1973.

А.Я.Трофимов

Храм устроен в 1814 г., каменный, четырехпрестольный, в настоящем — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — в честь Рождества Христова, Преображения Господня и св. великомуч. Пантелеймона. Прихожан 613 душ муж. пола и 646 жен. пола; расстояние селений 1-8 верст. Земли церковной 45 дес. 262 кв. саж.
Церковного капитала 2000 руб., капитала причтового 600 руб. Жалование священник получает 144 руб., псаломщик 36 руб. Священник Иосиф Васильевич Ивановский, священник с 1896 г. Псаломщик Леонтий Павлович Младов, псаломщик с 1881 г., в стихарь посвящен в 1891 г. В приходе 2 земских школы, законоучителем священник, учащ. 84 чел.
«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?