26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода было, в частности, принято решение благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области.
Радовицкий Николаевский монастырь, 3 класса, в Егорьевском уезде, близ села Радовицы, при Святом озере. По преданию, монастырь именовался раньше Акакиевой пустынью и был основан в половине XV века старцем Пахомием на острове Святого озера. Здесь чудесно явилась икона святого Николая чудотворца, и после этого монастырь был перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя святителя Николая построен в 1816 —1839 годах, в итальянском стиле. Здесь находится явленный чудотворный образ святого Николая Чудотворца. Замечательны также по древности: образ святителя Николая с частью его мощей и другой образ его же с двуперстным благословением, весьма уважаемый старообрядцами. При монастыре приют для мальчиков — сирот духовенства.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
По преданию, первым насельником монастыря был старец Пахомий, который в XV веке нашёл в безлюдных мещерских болотах озеро с высоким островом. Красота и безмолвие места настолько потрясли греческого монаха, что он основал здесь пустынь и назвал её Акакиевой, в честь своего духовного наставника. Предание также гласит, что здесь же, во второй половине XVI века монаху Ионе, был явлен образ Св. Николая Чудотворца в полный рост, вырезанный из целого куска яблоневого дерева. По видимому, тогда же на острове посреди озера, названного Святым, была воздвигнута деревянная церковь Св. Николая (не сохранилась). Только за XVI век у чудотворного образа было засвидетельствовано 250 благодатных знамений. Весть о чудесах пошла по всей Руси и учреждённый Петром I Синод даже изъял икону и доставил её в Москву «из опасения суеверия в народе». После смерти императора икона была возвращена монастырю и несена всю дорогу на руках в сопровождении народа и духовенства с зажжёнными свечами.
В XVIII веке монастырь значительно вырос и из-за недостатка места на острове был перенесён на близлежащий берег, где были устроены каменные братские и настоятельские кельи, храмовые и хозяйственные постройки.
После большевистского переворота монастырь был закрыт. До нашего времени сохранилась часть монастырских двухэтажных келий, полуразрушенный храм Рождества Пресв. Богородицы и действующий колодец в центре монастырской территории. Желающие также могут пройти на пустынный высокий остров посреди Святого озера (сейчас он фактически является полуостровом) и побывать на том месте, где находился скит Пахомия, а впоследствии — храм с чудотворной иконой Св. Николая.
Источник: Сайт города Егорьевска http://www.egorievsk.ru/. Оригинал здесь.
Николо-Радовицкий монастырь, в Егорьевском уезде. Описываемый необщежительный монастырь находится в 15 верстах от Рязани, близ села Радовицы. Местность, занимаемая монастырем, непривлекательна: она болотиста и бедна растительностью. Трудно определить точно, когда был основан этот монастырь. Предполагают, что он именовался раньше Акакиевой пустынью, основателем которой был старец Пахомий, пришедший в Россию из Греции в половине XV века. Акакиева пустынь находилась на острове, расположенном среди Святого озера; когда в ней явилась икона св.Николая Чудотворца, то пустынь была перенесена на теперешнее место, причем ее наименовали Николо-Радовицкою. Дальнейшая история монастыря не представляет интереса; можно только упомянуть о том, что в настоящее время монастырь вполне благоустроен.
Пять монастырских храмов придают обители привлекательный вид, несмотря на убогую природу окрестностей. Соборный храм построен во имя св. Николая Чудотворца, с двумя приделами; другой храм — в честь Рождества Богородицы — построен в XVII столетии, с одним приделом. Тогда же построен храм во имя свв. праотцев Иоакима и Анны. Четвертый храм во имя свв. апостолов Петра и Павла, и пятый — тоже во имя св. Николая Чудотворца. Он находится на острове, где первоначально была Акакиева пустынь.
Главная святыня монастыря — явленная икона св. Николая Чудотворца; относительно обстоятельств ее явления предание умалчивает. Образ этот вырезан из яблоневого дерева и украшен в настоящее время сребропозлащенной ризою. Замечательна также икона того же святителя Николая с частью его мощей, подлинность коих удостоверена кардиналом Патричи на латинском языке. В монастырской ризнице находится много замечательных вещей и священных предметов — сосудов древних, чаш, книг и т.д. В библиотеке имеется между прочим книга, где записаны чудеса от иконы св. Николая, находящейся в обители. При монастыре имеется приют для детей-сирот духовного звания, пять гостиниц для паломников и разные мастерские. Управляет обителью епархиальный архиерей, а от его имени — наместник-архимандрит.
«Православные русские обители», книгоиздательство П.П.Сойкина, 1910 г. — репринтное издание 1994 г., издательство «Воскресение», Санкт-Петербург.
История монашества в этом уголке болотистой Мещёры началась в ХV веке. Маленький монастырь Акакиеву пустынь, ютившуюся на небольшом острове на озере, основал выходец из Греции инок Пахомий. По преданию, именно он назвал эту местность Радовицами — в честь своей малой родины, фессалийской деревни. Такова версия, изложенная в монастырских летописях. О иноке Пахомии известно крайне мало, история обители в ХV-ХVI веках скорее легендарна, чем достоверна. Задокументированная история начинается с 1584 года. Она связана с именем игумена Ионы Рогожи и важным событием — обретением резного образа святого Николая, как вскоре выяснилось, чудотворного. По иконографическому типу скульптура очень похожа на Николу Можайского — тоже с мечом в правой руке и стилизованным городом в левой. Единственное отличие — на голове у Николы Радовицкого — митра. Так вот, когда народ прознал про чудотворную святыню, на островок хлынул поток богомольцев. Маленький клочок суши стал тесен, и, когда в 1584 году Иван Грозный пожаловал пустыни угодья вокруг озера, братия переехала на большую землю. Эту дату и считают в Радовицах временем основания нынешней обители.
Жизнь монастыря неразрывно связана с образом Николая Чудотворца. Монахи очень почитали его, можно даже сказать, гордились своей святыней и тщательно фиксировали все происходившие от неё исцеления. К началу ХVIII века, то есть за сто с небольшим лет, их было задокументировано более двухсот пятидесяти! И вот, в 1722 году в «высших кругах» сочли, что монахи распространяют известия о чудесах слишком уж усердно. «Николу Радовицкого» изъяли в распоряжение Синода под неоднозначным предлогом: «Из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события». Насельники обращались к Петру I с просьбой вернуть святыню, но получили отказ. Лищь после смерти первого русского императора резной образ вернулся на своё законное место. Позже, при Советах, «Никола Радовицкий» ещё раз покидал свою обитель.
Монастырь был закрыт в 1919 году. Монахи разбрелись кто куда, и один только игумен Мелетий — последний настоятель — остался жить в Радовицах, наблюдая печальную картину осквернения обители. Братский корпус заняла хлебопекарня, южную и западную стену разобрали на нужды трфопредприятия, Никольский собор взорвали. Об издевательствах над святым местом расказывали многие очевидцы. Например, однажды пытались тракором сдёрнуть крест с колокольни, да трос от напряжения лопнул, и огромный хлыст ударил по кабине, на месте убив тракториста. А погнутый крест потом выпрямился сам собой… Так вот, годы лихолетья резной образ Николая Чудотворца переждал вдали от Радовиц — в Пятницком храме села Туголес Шатурского района. От монастыря к тому времени немногое сохранилось — остаток колокольни, обезглавленный собор, да руина монастырского корпуса с полуразрушенной башней ограды. Таким монастырь встретил ХХI век.
В 2006 году был сделан первый шаг к возрождению — Священный Синод принял решение о возобновлении в Радовицах монашеской жизни. Началась реставрация. Архитектурному ансамблю присвоили статус памятника федерального значения. Работы предстоит ещё много, но поднятая из руин обитель снова радует глаз и дарит людям надежду.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №226, 2017 г.
Николо-Радовицкий монастырь документально известен с 1580 года. Каменное строительство началось в нём с середины 17 века сооружением собора Рождества Богородицы. Собор простоял до 1868 года, когда на его месте был построен новый, существующий ныне храм в русском стиле.
Монастырь цельно сложился в основном во второй половине 18 века. В этот промежуток времени все деревянные постройки были заменены каменными. В очень цельном художественном облике монастыря отразилась с известным запозданием, свойственным губерноскому зодчеству, постепенная смена стилевых направлений, начиная от московского барокко и кончая зрелым классицизмом. К 1825 году в монастыре был выстроен второй, Никольский собор по проекту архитектора Руски, монастырская территория расширена путём переноса на новое место ограды вдоль южной и восточной её границ. Эта часть утрачена в 1930-х годах.
Колокольня представляет ярусное кирпичное сооружение со Святыми воротами в основании и надвратной Петропавловской церковью во втором ярусе. Колокольня строилась с конца 1750-х до конца 1780-х годов. В обработке нижних ярусов преобладают мотивы московского барокко, в верхних — строгие классические формы, трактованные, однако, в барочных традициях.
Братский корпус — двухэтажное кирпичное здание, выстроенное в 1770-1780-х годах в стиле раннего классицизма. Большая протяжённость фасадов скрадывается обработкой их вертикальными филёнками. Во внутренней планировке применена коридорная система. Перекрытия цилиндрические и сомкнутые своды. С севера здание фланкировано северо-западной башней монастырской ограды, при постройке корпуса переделанной и приспособленной под жильё.
Старый настоятельский корпус — одноэтажное на сводчатом подклете кирпичное здание 1790 года, очень скромное. Строительные и отделочные приёмы восходят к традициям 17 — начала 18 века.
Новый настоятельский корпус сооружён в 1810 году в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное двухэтажное. Его главный фасад отмечен небольшим тосканским портиком из трёхчетвертных колонн с фронтоном. К южному торцу примыкает юго-западная башня монастырской ограды, органически включённая в состав знания.
Кирпичный в два этажа складской корпус с облицованным камнем ледником в подвале выстроен между 1782 и 1797 годами. Здание обладает симметричной секционной планировкой. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами, подвал — накатом. Две лестницы по сторонам здания вели на открытую галерею второго этажа, обращённую в сторону монастырского двора. Эта хозяйственная постройка, созданная в традициях допетровского зодчества, представляет значительный историко-зодческий интерес, поскольку позволяет судить о характере подобных сооружений 16-17 веков, почти повсеместно утраченных.
Конный двор выстроен из кирпича между 1782 и 1797 годами. Состоит из одноэтажных корпусов конюшен, кузницы, сеновала и каретного сарая, образующих замкнутое каре. Часть построек конного двора разобрана. Обработка филёнками внешней, северной стороны, стены подобна внешнему убранству Браткого корпуса, что способствует стилевому единству сооружений монастыря.
Ограда монастыря вдоль западной и северной границ его территории заменена в течение 18-19 веков жилыми и хозяйственными корпусами. На южном и восточном участках ограда, переделанная в первой половине 19 века, утрачена. Из четырёх угловых башен 18 века уцелели три в сильно перестроеном виде. Башни круглые в два яруса сложены из кирпича. Части первоначального внешнего убранства, близкие по мотивам зодчеству 17 века, сохранились на первом ярусе северо-восточной башни.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975
История Николо-Радовицкого монастыря насчитывает более пяти веков. Он был основан в первой половине XV в. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь на острове Святого озера. Новая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного образа святителя Николая монахом обители Ионою в середине XVI в. В 1584 г. монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоте царя Ивана Грозного. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.
В XVIII в. численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 г. в монастыре находилось 48 монахов.
В XX в. монастырь постигла участь многих монастырей и храмов — в 1919 г. обитель была закрыта, в 1923 г. монахов разогнали.
В новом игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт.
В конце 1930-х г.г. взорван собор святителя Николая, после войны разобраны южная и западная стены монастыря на нужды образовавшегося здесь предприятия по добыче торфа. Лишь храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 1960-х г.г. сиял прежним великолепием. Перед закрытием в монастыре было 16 монахов и два послушника.
После того как в 1960-х г.г. все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий поселок, монастырские здания стали целенаправленно осквернять и разрушать. И таким образом к концу XX в. монастырь превратился в груду развалин. Местами сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы не было крыши, а стены были покрыты трещинами.
В 2006 г. было принято решение о возобновлении монашеской жизни в древнем Николо-Радовицком монастыре. В 2007 г. состоялись торжества по случаю открытия обители.
С весны 2007 г. в монастыре начались реставрационные работы. С момента открытия восстановлены и освящены все сохранившиеся храмы на территории монастыря, настоятельский корпус, ставший братским и административным, налажено электроснабжение, проложены инженерные сети – водоснабжения, теплоснабжения и канализации, засажен монастырский сад, возделывается огород, в монастыре имеется скотный двор и птичник.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru