Пышма. Церковь Богоявления Господня.

Нижний придел в честь Богоявления Господня (освящен в 1820 г.), верхний придел в честь святителя Николая Чудотворца (освящен в 1842 г.). Закрыта в 1935 г., полуразрушена. До открытия в здании располагались склад, лыжная база, кинотеатр «Колос», музей. Открыта вновь 30 декабря 1995 г., но богослужения проходят на втором этаже. На первом этаже до сих пор расположен музей истории земледелия и крестьянского быта. Настоятель священник Павел Кульбицкий (с 2004 г.), прежний настоятель иерей Александр Бабушкин.

Пышминское село, бывшая Государева слобода Верхотурского уезда, от епархиального города в 166 верстах и в 3 верстах от станции Тюменской ж.д. «Ощепково». Основание Государевой Пышминской слободы относится к 1646 г. Первыми поселенцами, по преданию, были братья Ощепковы, раскольники из Великого Устюга; по фамилии первых поселенцев до сего времени Пышменское называется Ощепковым.
В 1655 г. в сей слободе построен острог. Приход состоит из села Пышминского и 11 деревень, прихожане все русские, православного исповедания и 13 душ раскольников. Число жителей прихода за 1900 г. простиралось муж. пола 2904 душ, жен. пола 3279 душ, а всего 6183; все они крестьяне, занимаются земледелием и скотоводством, а отчасти кустарным производством.
Первый храм в 1680 г., как значится в дозорной книге Льва Поскочина, уже существовал, но когда построен – неизвестно. По преданию, этот храм сгорел; на месте сгоревшего построен тоже деревянный, однопрестольный, освящен во имя Богоявления Господня; существовал он до построения настоящего храма.
Существующий храм каменный, двухэтажный и двухпрестольный, заложен в 1808 г., построен иждивением прихожан и на добровольные пожертвования благотворителей, освящен в 1820 г. во имя Богоявления Господня, а в 1842 г. построен верхний храм и освящен во имя святителя и чудотв. Николая.
В ограде церковной построены два флигеля: один в юго-западном углу ограды, занимаемый земским народным училищем, другой – в северном углу, занимаемый кладовой. Часовен в приходе 7: в деревнях Кипрушкиной, Медведевой, Трифоновой, Устьянке, Катараче, Пылаевой и Тимохиной. Причт в составе 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков проживает в церковных домах. Церковные школы грамоты имеются в дер. Трифоновой с 1895 г. и Тимохиной с 1894 г; кроме того, в самом селе имеется земская школа.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.

Пышминская слобода была основана в середине XVII в. Достоверно неизвестно, когда заложили церковь, однако историки настаивают – сразу по возведении крестьянских изб. Первое упоминание о Пышминском храме датируется 1680 г. Утверждается, что церковь была деревянной. Она служила верующим на протяжении 100 лет. В конце концов её разобрали из-за ветхости.
Строительство нового каменного храма началось в 1808 г. Усилиями прихожан были и заложен первый камень, и исполнены главные строительные работы. Воздвигнутый храм получился двухэтажным и двухпрестольным, в стиле сибирского барокко. Нижний престол был освящен во имя святого Богоявления Господня в 1820 г. Он был оснащён печами, что позволяло вести службы в зимнее время. Верхний этаж традиционно считался летним или холодным. С 1842 г. он стал носить имя святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Спустя десятилетие храм обрёл каменную ограду с металлическими решетками. Приход Богоявленской церкви состоял из жителей Пышмы и близлежащих деревень Совиной, Чернышевой, Кочевки, Тупицинской, Шипуновой, Усть-Дернейской, Кручининой и ряда других поселений.
Говоря о пышминском Богоявленском храме, нельзя пройти мимо одного факта. В первой половине XIX в. церковь обрела икону святой великомученицы Параскевы. Хотя, «обрела» — это громко сказано. Образ был замечен жительницей деревни Совиной (нынешняя Савино). Икона приплыла по реке Пышме, остановившись в заводи. Причт Богоявленского храма с торжественными молитвами достал икону, после чего поместил её в приходской церкви. В стенах Богоявленки святая Параскева пробыла недолго. В одну из ночей образ великомученицы исчез. Поиски оказались недолгими – икону обнаружили у реки на том же самом берегу. Несколько раз её переносили в пышминскую церковь и несколько раз вновь находили в заводи.
По рассказам старожилов, одному из местных жителей во сне явилась Пресвятая Богородица со словами более не переносить икону, а на месте, где её нашли, поставить храм. Завет был исполнен. Сначала в Совиной поставили часовню, затем – каменный храм. С тех пор образ святой никогда не покидал стен церкви.
Храм во имя Богоявления Господня был закрыт большевиками в 1935 г. Церковные ценности конфисковали, колокола отправили на переплавку, ограду – демонтировали. По решению властей, здание церкви стало использоваться для нужд жителей рабочего поселка Пышма. При участии солдат были убраны колокольня и главный купол, проведена конструктивная перестройка. Поочередно в бывшем храме находились склад, лыжная база, кинотеатр «Колос». Последним обитателем стал музей истории земледелия и крестьянского быта.
В начале 1990-х гг. в р.п. Пышма была организована православная община. При её участии в 1995 г. местные власти приняли решение – отдать РПЦ второй этаж Богоявленского храма. По сегодняшний день именно там ведутся службы. Первый этаж все ещё занимает музей. Выезжать оттуда он пока не намерен. Соседство храма и музея обоюдно никого не пугает. Верующие шутят: «Лучше — меньше, чем ничего». К тому же престол находится на втором этаже – поближе к Небу.
Молитвенное помещение год от года стараниями прихожан и жертвователей благоукрашается. Обреталась необходимая утварь и мебель. Говорить о полной реконструкции Богоявленского храма пока рано. Ведь помимо нижнего придела церкви нужно восстановить колокольню и центральный купол. Когда всё это обретется, ведает лишь Бог…
http://itreba.org/ru/object/bogoyavlenskij-hram-pyshma-2874/history

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?