Пётр Павлович Ганский

«ПЁТР ГАНСКИЙ»
1. Вместо вступления.
24 июня 2017 года в Санкт-Петербурге, как всегда неожиданно, испортилась погода. Резкий шквалистый ветер пригнал похолодание и мелкий ледяной дождь. Зонт выворачивало наизнанку, спицы ломались. От холода и дождя не спасали ни тренчкот известного английского бренда, ни менее известной фирмы ботильоны. Оказалось, что хорошо для Британии, то не подходит для петербургской непогоды. Мне в тот ужасный год было всё равно. Не обращая ни на что внимание, я шла на выставку в Иоанновский равелин Петропавловской крепости.
(Пользуясь удобным случаем, хочу кратко пояснить. У меня тогда очень мучительно в здравом уме и твёрдой памяти умирал папа. Считая себя далеко неплохим психотерапевтом, я понимала, что для сохранения психоэмоционального здоровья мне необходимо общение с совершенно незнакомыми людьми, никогда не встречавшими меня и не знающими никого из моей семьи или знакомых, тех кто не будет с сочувствующим видом каждый день спрашивать: «Как дела?» Такую возможность давала только социальная сеть. Я признательна тем с кем общалась, благодаря виртуальной дружбе, тогда в конце 2017 начале 2018 года. Эти разговоры ни о чем очень помогали отвлечься. Если кто-нибудь из моих тогдашних собеседников, читая сейчас эти строки, обиделся, считая, что я из эгоистических соображений воспользовалась знакомством через ФБ для личных целей (а это частично так и есть), то прошу прощения. Искренне надеюсь, что у всех вас в жизни всё сложилось хорошо.)
Итак, в такую ужасную погоду я шла на уникальную выставку забытого художника Петра Ганского. В выставочном зале были представлены работы не только из Одесского художественного музея, обладающего самым обширным, из музейных собраний, работ художника, но и из частных коллекций, в том числе, принадлежащих потомкам художника. То что я увидела было открытием. Я раньше никогда ни слышала о Петре Ганском и не видела его работ. Жалею, что не фотографировала, потому что когда через месяц выставку привезли в Воронежский областной художественный музей имени Крамского, работ было значительно меньше. Но благодарность организаторам уже за то, что такого рода выставку (малоизвестного даже в узких профессиональных кругах художника) привезли не только в Воронеж, но и в Смоленск, Владимир, Елец, Острогожск. Это стало культурным событием в жизни провинциальных городов.
2. Биография.
Пётр Павлович Ганский родился в селе Николаевка (родовое имение Ганское), Ананьевского уезда, Херсонской губернии 17 февраля 1867 года. Старинный дворянский род Ганских (герб Газдава) обосновался в Российской Империи в последней четверти XVIII века во времена правления Екатерины II. Отец, помещик Павел Петрович Ганский, происходивший из старинного шляхетского рода (его иногда ошибочно называют родственником Эвелины Ганской), окончил одесский Ришельевский лицей, служил мировым судьёй, управляющим Земским банком Херсонской губернии. Мать Елена Петровна Ганская, урождённая Земницкая.
С 1870 года семья Ганских большую часть года проводит в Одессе, здесь в этот год родился младший брат Петра Павловича, Алексей Павлович Ганский — впоследствии известный русский учёный, астроном, геодезист и гравиметрист, автор многих открытий в области астрономии, совершивший девять восхождений на Монблан, инициатор создания Симеизского отделения Пулковской обсерватории, Вице-президент Русского астрономического общества, кавалер ордена Почётного легиона Франции, трагически погибший в Симеизе 29 июля (11 августа) 1908 года, похороненный на Поликуровском кладбище в Ялте, его именем названы лунный кратер и малая планета.
Начальное художественное образование Пётр Ганский получил на рисовальных курсах Петра Александровича Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище в 1880-1885 годах.
С 1885 по 1889 год был вольнослушателем Императорской Академии художеств, затем отправился в Париж, чтобы продолжить художественное образование в Школе изящных искусств у Ж.-Л. Жерома.
Пётр Ганский подолгу живёт во Франции, но регулярно возвращается в Россию, приезжая в Одессу на различные выставки. Пишет пейзажи, портреты и жанровые сцены, в которых традиционная академическая манера сочеталась с приемами импрессионизма.
С 1890 по 1919 год участвовал во всех выставках Товарищества южнорусских художников, а с 1894 года стал членом Товарищества. Также принимал участие в Весенних выставках Императорской Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1916, 1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904) и салоне Независимых (1910-1914).
Был близко знаком с Иваном Алексеевичем Буниным и его женой Верой Николаевной Муромцевой. В своих дневниках последняя называла художника «первым русским импрессионистом».
События 1917 года застали Петра Ганского в Одессе, куда накануне он приехал из Парижа. Семейное имение было разгромлено, а сам художник был арестован и приговорён большевиками к расстрелу. По тиражируемой самим Ганским при жизни легенде, избежать казни ему удалось благодаря вошедшей в Одессу Добровольческой армии Деникина, однако опубликованные в последние годы документы (в частности протоколы допросов арестованных по одному делу с Ганским) служат частичным подтверждением версии, описанной Верой Николаевной Муромцевой-Буниной — Ганского у ЧК выкупили, все остальные проходившие с ним по делу Русского народно-государственного союза, судя по всему, были расстреляны.
В декабре 1919 года, через Болгарию, Грецию на английском судне ему удалось добраться до Франции.
С 1920 года Пётр Ганский навсегда поселяется во Франции, где уже жила его сестра, Софья Павловна Быстрицкая с мужем, Владимиром Павловичем Быстрицким, и дочерью, Кирой. В 1920 году он какое-то время проживал в Париже на улице Виктора Гюго, 67, продолжая работать, совершенствуя своё мастерство.
В 1921 году Пётр Павлович выступал с лекциями в Обществе русско-французской дружбы.
С 1922 года участвовал в собраниях православного Религиозно-нравственного кружка под руководством отца Николая Сахарова. Сотрудничал в журнале «Etudes». Жертвовал картины для благотворительных лотерей, проводимых Московским землячеством в Париже.
В 1922 году Ганский принимает католичество и постригается в монахи.
В 1925—1927 годах изучает теологию в Католическом университете Лиона.
В 1928 году принимает сан, становится священником Ордена иезуитов византийского обряда в миссии Русского католического апостолата. Его дружба и переписка с Николаем Константиновичем Рерихом способствовала распространению Пакта Рериха среди прелатов Римско-католической церкви, а потом и подписанию этого документа Пием XI.
Став католическим священником, Пётр Павлович Ганский до конца жизни не оставлял занятий живописью, активно помогал русским беженцам во Франции, жертвуя свои картины для благотворительных лотерей.
В 1934–1939 годы Пётр Ганский жил и служил в монастыре Сен-Жермен-де-Пре в Париже, в 1940–1941 годы – в приходе в коммуне Мур (Mours), департамент Иль-де-Франс.
В мае 1942 года он поселился при храме Пресвятой Богородицы в монастыре Ле-Дора (Le Dorat) под Парижем, где и скончался в монастырском хосписе. Похоронен на монастырском кладбище.
После себя Петр Павлович Ганский оставил большой архив, включающий его философские трактаты и заметки, целый ряд манускриптов, рукопись фантастического романа «Красная звезда». Большая часть архива хранилась у его сестры Софьи Павловны Быстрицкой и племянницы Киры Владимировны Веневитиновой, после смерти последней в 1990 году её двоюродные сёстры вывезли архив в Таллин. В 1994 году Одесскому художественному музею они передали более тридцати работ Ганского, а в 2004-м — ещё сорок. Таким образом сформировалась самая крупная музейная коллекция работ Петра Ганского — на сегодняшний день в собрании Одесского художественного музея хранятся 84 работы художника.
Произведения Петра Павловича Ганского находятся в собрании не только Одесского художественного музея, но и Национального художественного музея Украины, Николаевского художественного музея им. В. В. Верещагина, Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына и в частных коллекциях. В музее Пулковской обсерватории хранятся: портрет выдающегося французского астронома Пьера Жансена, написанный Петром Ганским в 1904 году и портрет Алексея Павловича Ганского.
3. Послесловие.
В 1994 году в воскресный день в Одесский художественный музей зашли две почтенные дамы. В старомодном ридикюле лежали несколько семейных фотографий и стопка этюдов. Убедившись, что в музее помнят имя Петра Павловича Ганского, они раскрыли ридикюль и… в этот момент началась история самого крупного музейного собрания работ «первого русского импрессиониста». Дамами были родные племянницы художника — Татьяна Борисовна Кашнева и Елена Борисовна Позднякова.
Они не только подарили музею практически весь архив дяди, оставив себе лишь немного работ, но ирассказали о неизвестных страницах истории семьи. Особенно близок художник был со своей сестрой Софьей. Может быть поэтому ее портрет, подаренный одесскому музею, стоит особняком среди других работ живописца.
Софья Павловна Ганская родилась в Одессе 11 сентября 1873 года. В 1891 году она окончила Одесскую Мариинскую общественную женскую гимназию. Вышла замуж за профессионального военного воздухоплавателя Владимира Павловича Быстрицкого. В 1906 году у них родилась дочь Кира. Имя штабс-капитана Быстрицкого было впоследствии увековечено в названии одного из первых российских истребителей «МБ» (Моска-Быстрицкий) — официально Владимир Павлович числился одним из разработчиков наряду с Франческо Моска, неофициально его роль опеределялась вполне прозаически, обеспечением заказов от военного ведомства. события 17-го года застали семью Быстрицких в Париже, где Владимир Павлович служил русским авиационным агентом. На родину они не вернулись.
Материальные трудности эмигрантского существования коснулись семью Быстрицких в полной мере, многие годы Владимир Павлович был вынужден работать таксистом. Он скончался 31 марта 1934 года. Софья Павловна последние десять лет своей жизни тяжело болела, перенесла несколько инсультов. Она умерла в 1947 году, не дожив до 75 лет и пережив своего старшего брата-художника на 5 лет.
С 1920 года, когда Пётр Ганский оказался в эмиграции, и до конца жизни Софья Павловна и её семья были самыми близкими художнику людьми.
Кире Владимировне суждено будет хранить в течении почти 50 лет архив своего дяди. Не имея собственных детей, она передаст его, своим кузинам, проживавшим в Эстонии, дочерям другой сестры Петра Ганского, Евгении. Одна из них, Татьяна Кашнева, в книге воспоминаний «Земная коротка наша память…» опишет сложную и трагическую жизнь своих родителей, успевших в революционные годы уехать в Прибалтику, а потом переживших ссылку и лагеря.
В своих воспоминаниях она пишет:
«Кира Быстрицкая, теперь Веневитинова, живёт с мужем в Париже полутрущобной жизнью, никуда не выходя из своей норы, никого не желая видеть, мечтая в роковом и вечном изгнании о России, совершенно ей незнакомой, и охраняя в память о прошлом старые домашние реликвии, которые, развеются никому не нужные…»
Татьяна Борисовна ошиблась — оказались нужные.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?