ПЁТР ФРИКЕН — «КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР» ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФАРФОРОВОГО И СТЕКЛЯННОГО ЗАВОДОВ

ПЁТР ФРИКЕН — «КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР»
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФАРФОРОВОГО И СТЕКЛЯННОГО ЗАВОДОВ

19 сентября 1880 года в Санкт-Петербурге родился Петр Александрович Фрикен (1880-1944), один из организаторов производства отечественного оптического стекла, «красный директор» Государственных фарфорового и стеклянного заводов.

Деятельность Петра Александровича Фрикена в стенах Императорских фарфорового и стеклянного заводов началась в ноябре 1915 года. По рекомендации старшего техника заводов Н. Н. Качалова управляющий заводами Н. В. Струков пригласил П. А. Фрикена, выпускника Петербургского политехнического института императора Петра I, из Екатеринослава для работы на заводах.

Приглашение на заводы было вызвано необходимостью срочной организации производства в России оптического стекла, которое до начала войны ввозилось из-за границы, а теперь требовалось для изготовления оптических приборов военного назначения. Согласно решению Правительства производство оптического стекла необходимо было наладить на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах (по решению Кабинета Е.И.В. заводы объединили в 1890 году).
Для решения возникавших научных проблем была создана «Ученая коллегия» во главе с профессором Н. А. Пушиным; на заводах был организовыван во главе с И. В. Гребенщиковым отдел производства оптического стекла,, в который вошли: Фрикен — зав. варками стекла, Мельников и Транке.

Н. Н. Качалов (его супруга — актриса Е. И. Тиме, приходилась двоюродной сестрой супруге Фрикена — Е. В. Фрикен), работавший ст. техником, затем помощником управляющего ИФиСЗ по технической части, в своих воспоминаниях подробно описал с какими трудностями столкнулись создатели отечественного оптического стекла и как их преодолевали. Было проведено 185 варок стекла, продолжавшихся несколько суток, у раскаленных до 1400 градусов печей. В мае 1916 года были отгружены первые полтора пуда доброкачественного стекла, в июне — 19 пудов, в июле 23 пуда, при годовой потребности в 200 пудов.
За успешное решение поставленной задачи по выпуску оптического стекла П. А. Фрикен был отмечен Кабинетским подарком, награжден орденом св. Станислава III степени и существенным повышением жалования.
Работы по оптическому стеклу продолжались — строился новый завод (будущий ЛенЗОС), к осени 1916 года большинство его зданий были построены. Увы, до революции пустить новый завод не удалось.
Но с осени 1916 года потребность русской военной промышленности в оптическом стекле заводы смогли полностью удовлетворить.
В декабре 1916 года ИФиСЗ посетил император Николай II, который побывал в цехах, мастерских и лабораториях. Среди других достижений Императорских фарфорового и стеклянного заводов, Николай II отметил и заслуги инженеров Качалова, Фрикена, ученых Гребенщикова и Пушина — им были вручены ценные подарки.

В феврале 1917 года в России произошла революция, Российская империя стала республикой. Завод с момента его создания в 1744 году, был императорским и столетиями находился в управлении Министерства императорского двора и Кабинета Е. И. В. Управляющий заводами Н. В. Струков в марте уехал в Италию, где и проживал затем почти тридцать лет. Для управления заводами было создано заводоуправление, выбиравшееся всем коллективом по квотам. Первым директором был избран профессор Н. А. Пушин (1875-1947), в июне его сменил инженер Н. Р. Тонков (1867-1925).
По квоте рабочих П. А. Фрикен был избран помощником директора по АХЧ. Правительством России заводы были переданы в ведение Горного департамента Министерства торговли и промышленности и стали называться Государственными фарфоровым и стеклянным заводами (ГФиСЗ).

Произошедшая Октябрьская революция в самом начале не изменила порядков на заводе. Но постепенно начались времена суровых испытаний: прекратился выпуск изоляторов, лабораторной посуды, хрусталя, производство оптического стекла было прекращено, на заводе прошли увольнения.
В марте 1918 года завод был передан в ведение Наркомпроса, на завод назначен комиссар — известный керамист П. К. Ваулин (1870-1943). Эти перемены были встречены на заводе отрицательно и комиссар на завод не допускался до июля, только после приезда главы Наркомпроса А. В. Луначарского. На заводе П. К. Ваулин пробыл два года, посещая его еженедельно.
28 июня 1918 года декретом Совнаркома заводы были национализированы, но продолжили называться Государственными фарфоровым и стеклянным заводами (до 1924 года, когда стекляннное производство было отделено, а осенью 1925 года заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова).

6 июля 1918 года Петр Александрович Фрикен был избран коллективом директором заводов, а 6 августа утвержден в этой должности Наркомпросом страны.
19 августа ученик П. К. Ваулина — С. В. Чехонин — был утвержден директором заводов по художественной части. Примечательно, что на выборах он обошел по баллам художника К. А. Сомова, бывшего художественным консультантом заводов.

Последующие пять лет биография П. А. Фрикена — это история становления ГФиСЗ, летопись трудов и достижений людей, мастеровых завода, необыкновенно преданных своему делу, остававшихся верными ему в самое тяжелое время.
Наркомпросом была поставлена задача превратить заводы в авангард советской художественной промышленности, сосредоточив основное внимание на выпуске так называемого «агитационного фарфора». Но не прекращался и выпуск иной продукции.
Работы по решению художественных задач, поставленных перед заводом, развернули художники во главе с С. В. Чехониным, которого летом 1923 года сменил искусствовед Н. Н. Пунин. 26 декабря 1918 года А. В. Луначарский вновь посетил завод, на этот раз вместе с М. И. Калининым.
На заводе тогда работало 440 человек. Проблему нехватки кадров решали организацией при заводе профессиональной технической школы по керамике, в которой обучалось 75 детей — в основном рабочих завода, и вечерние курсы по керамике и стеклоделию для подростков.
Стремительно рос объем заказов. В 1919 году руководство Наркомпроса признало, что завод впервые в своей истории вышел из убытков и покрывает расходы по своему содержанию, располагает заказами на сумму 12 миллионов рублей.

Зима 1919-1920 годов в Петрограде стала суровым испытанием для фарфористов: голод, тиф, отсутствие света и топлива поставили завод на грань закрытия. Однако мастеровым завода воглаве с директором удалось избежать закрытия заводов.

8 мая 1920 года писатель А. М. Горький, с мандатом Наркомвнешторга, посетил заводы и отобрал фарфоровые изделия для продажи их за границей. Первая выставка-продажа в Таллине, а затем выставки в Риге, Кенигсберге, Милане, Венеции, Брюсселе имели ошеломительный успех.
В 1921 году В. И. Ульянов (Ленин) потребовал придать производству фарфора на заводах «исключительно экспортный характер». Свои изделия заводы продавали и через свои магазины — в Москве, на Кузнецком мосту, и в Петрограде — на пр. 25 Октября, 66 (Невском пр.) и пр. Села Володарского, 3 (в здании заводов).
Но основной продукцией заводов все же был технический фарфор (85% объема). В 1921 году заводы приступили к выпуску автомобильных свечей, которые до этого ввозились из-за границы.

Только с 1922 года начинается рост объемов выпуска заводами художественного фарфора. В связи в разразившимся в стране в 1921-1922 годах голодом заводы выпускают серию изделий для продажи на аукционе в пользу голодающих.
1 февраля 1922 года заводы были сняты с государственного снабжения — в стране был введен НЭП. Началась жестокая борьба за существование. Но ГФиСЗ, лишенные какой-либо субсидии или помощи от государства, выжили и выстояли. Во многом благодаря способностям П. А. Фрикена и его помощников.
7 января 1923 года в газете «Петроградская правда», объявившей конкурс на звание лучшего директора городского промышленного предприятия, была опубликована статья «Директор — герой труда», написанная председателем заводского комитета ГФиСЗ И. Степановым. В статье подробно рассказывалось о больших заслугах П. А. Фрикена в организации новой жизни на знаменитом заводе, достижениях успехов его коллектива, приводилась высокая оценка деятельности директора, данная наркомом А. В. Луначарским.

Однако выросшая на заводе производительность труда вызвала проблемы со сбытом продукции. В начале 1923 года начались финансовые проблемы. Пришлось пойти на некоторое сокращение штата сотрудников. По решению Главнауки художественный фарфор был распродан за полцены, убытки завода составили более 12000 рублей. Эта мера вызвала недовольство на заводе и у директора нашлись недоброжелатели. Это естественно — всегда есть завистники, есть недовольные сотрудники, получившие взыскания за нарушения дисциплины. Как у любого человека и руководителя были у П. А. Фрикена и некоторые собственные необдуманные поступки.
Парторг завода художник А. М. Комашко (1897-1970), ученик И. Е. Репина, направленный на завод в 1921 году Невским райкомом РКП(б), вызвал на завод ревизию РКИ для проверки работы директора. Масла в огонь подлило ограбление 10 мая 1923 года бандой цыган магазина на пр. 25 Октября, 66 (Невский пр.). Ревизия длилась два месяца, и 4 июля на общем собрании были сообщены результаты, гласившие о «полном оправдании заводоуправления в лице тов. Фрикен».
Однако факт ревизии по инициативе парткома отразился на дальнейшей судьбе П. А. Фрикена — он помешал награждению его орденом и привел его в больницу. У него обнаружился туберкулез легких и брюшины. 11 июля Фрикен взял отпуск для лечения и уехал в санаторий. Исполняющим обязанностями директора Наркомпросом был назначен б. директор Петергофской гранильной фабрики архитектор С. А. Транцеев. Вернувшись из санатория Фрикен подал заявление об увольнении.
Последним документом, подписанным П. А. Фрикеном как директором завода, было письмо с предложением направить на 6 месяцев за границу ученицу И. Я. Билибина художницу А. В. Щекатихину-Потоцкую «для ознакомления с достижениями искусства в Европе». Благодаря этому она смогла выехать в Берлин, оттуда — в Египет, к И. Я. Билибину, супругой которого стала, и в 1925-1936 годах жила с ним и сыном Мстиславом Потоцким в Париже.

1 ноября 1923 года П. А. Фрикен был уволен с завода по болезни. Новым директором ГФиСЗ был назначен архитектор Сергей Александрович Транцеев, выпускник ИАХ, до этого работавший директором Петергофской гранильной фабрики. Его жизнь и деятельность достойны отдельного рассказа.
В декабре 1923 года П. А. Фрикен с женой и дочерью переехали с заводской квартиры в квартиру № 28 по Знаменской улице, дом 13 (ул. Восстания). В дальнейшие годы П. А. Фрикен занимался педагогической деятельностью в различных учебных заведениях Ленинграда.
Его дочь — Марианна Рыхлякова — стала балериной, выступала в Малом государственном оперном театре Ленинграда. Следует заметить, что в годы директорствования Петра Александровича, Марианна приходила в мастерские заводов, она полюбилась сёстрам Н. и Е. Данько и была запечатлена ими в фарфоре. Н. Я. Данько создала модель скульптуры «Марочка», а её сестра Е. Я. Данько виртуозно её расписала, поймав сходство скульптурки с девочкой Марьяной.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 21 августа 1941 года вся семья П. А. Фрикена вместе с труппой театра выехала в эвакуацию в город Чкалов (Оренбург). В августе 1944 года П. А. Фрикен вернулся в Ленинград, устроился на работу доцентом кафедры химии Инженерно-экономического института имени Молотова. 11 сентября встретил на Московском вокзале свою семью — жену, дочь, двух внуков.
В институте, где П. А. Фрикен читал лекции, он простудился, заболел двухсторонним крупозным воспалением легких и 7 ноября 1944 года скончался. Похоронен на Волковском кладбище.

Необходимо сказать: внук П. А. Фрикена — инженер В. Н. Рыхляков — бережно хранит память о деде, им написана интересная книга «Род фон Фрикенов в России», его супруга — Т. Н. Рыхлякова — многие годы работала главным хранителем Государственного архива кинофонофотодокументов Санкт-Петербурга, она автор ряда книг, помогает в поиске фотоматериалов по истории первого фарфорового завода России.

Обозревая жизненный путь первого «красного директора» Государственных фарфорового и стеклянного заводов инженера П. А. Фрикена важно отметить такую его замечательную черту, как трудолюбие. Всю жизнь, не смотря на слабое здоровье, он трудился, являя пример добросовестного и ответственного отношения к порученному ему делу.
Жизнь и подвижническая работа Петра Александровича Фрикена на Государственных фарфоровом и стеклянном заводах являет собой образец служения делу и людям, а его имя навсегда вписано в историю родины русского фарфора.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?