Первый православный храм в Вильнюсе, Пятницкая церковь, был построен еще в 1345 году по настоянию супруги великого князя литовского Ольгерда — витебской княжны Марии Ярославны.
Во времена беспросветного язычества литовские князья иногда склонялись в сторону христианства, но только на то время, пока не заключали выгодный брак с соседними княжнами-христианками. Стоило закончиться церемонии венчания и буйному пиру, как хитрый литовец бежал на капище с благодарственной жертвой своему Перкунасу. Даже те князья, что становились христианами по убеждению, своих подданных к смене веры не принуждали.
Князь Альгирдас (Ольгерд — на славянский манер) был человеком терпимым. Его жена христианка чувствовала себя на новой родине не очень комфортно. Всякую возможность использовала княгиня, чтобы христианство хоть как-то закрепилось в Литве. Недалеко от замка находилось капища литовского бога пьянства и разврата — Рагутиса. Бог не из главных, но свои жрецы и почитатели у него не переводились. Ненавидя это место сильнее всего, княгине удалось уговорить мужа разрушить развратное капище и построить на этом месте христианскую церковь. Так появился маленький храм Святой Параскевы Пятницы, первый в литовской земле.
После того, как Литва стала католической, православные храмы здесь пришли в упадок. Однако, в уважение к особенному статусу церкви, ее сохранили и даже восстанавливали после пожаров. Так, переживая то светлые, то темные времена, церковь дожила до начала XVIII века. И вот тут произошло главное событие в истории храма, которое не позволило ему пропасть в коловращении веков.
Царь Петр, которому после смерти дадут прозвище Великий, был занят Северной войной. Но когда на поле брани его ожидала победа, царь не забывал зайти в церковь и заказать благодарственный молебен. Так случилось и в Литве. Правда в этот раз был еще один серьезный повод. Царю преподнесли в дар мальчика-эфиопа по имени Ибрагим. «Арапчонка» нужно было крестить, а в Вильно службы по православному обряду проходили только в Пятницкой церкви. Здесь обряд и совершили.
Крестными родителями новоиспеченного православного христианина Абрама Петровича Ганнибала стал царь Петр и польская королева. Возможно, этот дипломатический акт (Польша была необходима Петру, как союзник в борьбе со Шведами) остался бы незаметным эпизодом насыщенной и неоднозначной истории России, если бы не одно обстоятельство — через сотню лет, правнук Абрама Петровича, станет величайшим поэтом не только в русской, но и в европейской литературе — Александром Сергеевичем Пушкиным.
Сама церковь сегодня интересна больше снаружи, благодаря оригинальному архитектурному решению. Архитектор попытался соединить византийский канон с модными течениями в архитектуре XIX века. Внутри церкви нет ничего особенного или выдающегося. Храм был практически выстроен заново около 130 лет назад.