Пятино. Церковь Троицы Живоначальной.

Объект культурного наследия регионального значения церковь Живоначальной Троицы, приходской трёхпрестольный храм, 1829-1832 гг.
Недалеко от села Пятино Инзенского района Ульяновской области располагается каменный пятиглавый Троицкий храм. Село Пятино, основанное в середине XVII в. как казачья слобода, — бывшее родовое имение дворян Анненковых. В XVII — начале XX вв. представители рода Анненковых владели землями почти во всех уездах Симбирской и многих уездах соседних губерний, были чиновниками разных ведомств и рангов, предпринимателями, общественными деятелями.
Самый большой в уезде храм во имя Живоначальной Троицы был заложен в 1823 г. Анной Ивановной Анненковой (урождённая Якоби), матерью Ивана Александровича Анненкова, в память о покойном муже Александре Никаноровиче и во искупление «грехов» их сына декабриста. Считается, что проект храма принадлежит архитектору Михаилу Коринфскому, который, возможно, разрабатывал его для Троицкого храма на Соборной площади Симбирска, но продал Анне Ивановне Анненковой.
Источник: сайт «Правительство Ульяновской области. Комитет Ульяновской области по культурному наследию»

Согласно истории, случившейся в 1918 году, местный священник Иоанн Ягодзинский был расстрелян красноармейцами за то, что спрятал все иконы в золотых и серебряных окладах. Поскольку местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому раньше относилось Пятино, ценной утвари должно было быть немало. Храм и дом священника обыскали, но так ничего и не нашли. Исторический факт пропажи икон оброс слухами, и в село стали приезжать «охотники за сокровищами» со всех областей. Перерыли весь пол в церкви, испортили и сломали множество перекрытий, но безрезультатно.
Кроме истории о пропавших сокровищах, примечательна легенда о местном святом – блаженном старце Максимушке — он же Максим Пятинский, в миру — Максим Яковлевич Митрясов. Родился он приблизительно в середине 19 века и с рождения отличался нестандартным поведением. Не имея семьи и ценного имущества, Максим жил в землянке на берегу реки Суры. Местные жители рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки, клал голову на поленья, а ноги — на подушку. При этом говорил: «Голова — дура, нечего ее любить, а ноги устают». Его считали юродивым и частенько избивали, но он все терпел. Кроме того, Максим Пятинский лечил людей, за что после смерти ему приписывали дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, а также чудотворения. В 2011 году было принято решение канонизировать святого, похороненного у восточной стороны Троицкого храма. С разрешения Симбирской и Мелекесской епархии могила была вскрыта, а останки Максима Пятинского изучили, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы. По сей день многие верят в чудодейственную силу святого и приезжают на могилу просить у него физического и духовного исцеления.
В 1990 году церковь Живоначальной Троицы стала объектом культурного наследия регионального значения и была занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. С тех пор мало что изменилось в облике разрушающейся церкви. Разграбленный и исписанный нецензурными выражениями еще в период расцвета атеизма, храм ни разу не подвергался реставрации. В связи с этим внутреннее убранство практически полностью уничтожено, а внешний облик далек от некогда внушающего благоговейный трепет.
Фрески на стенах местами сохранились, что можно сказать и о внутренней стороне купола. Капители (верхняя часть) колонн тоже не сильно пострадали, что позволяет представить, как выглядел храм изначально.
Нельзя назвать Троицкий храм полностью заброшенным, поскольку могила святого Максима Пятинского ухожена, с левой стороны от входа имеется табличка с названием и датой постройки храма, а внутри стоят свечи. Величественный пятиглавый красавец до сих пор сохранил ощущение силы первозданной грандиозной задумки, привлекая искателей приключений не только своей удивительной красотой, но и историями, с ним связанными.
Источник: статья Александры Морозовой на сайте «Главные Новости Ульяновская», http://mosaica.ru/news/kultura/2014/05/25/31894

Храмов два: приходский и кладбищенский. Приходский храм каменный, построен в 1823 г. помещицей Анной Ивановной Анненковой. Престолов в нем три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе – во имя свв. правед. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и в левом – во имя св. великомученицы Екатерины. Кладбищенский храм деревянный; престол в нем во имя св. Димитрия Мироточивого.
Церковной земли: 3 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома у священника и псаломщика собственные, для диакона общественный.
Прихожан: в селе Пятине и в деревнях: Тияпине, Васильевке, Чаглах, Мамырове всего в 475 дворах 1899 душ муж. пола и 2030 душ жен. пола. Школ две: в селе земская, а в дер. Мамырове школа грамоты, с 1898 г., помещается в собственном здании.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Как и во многих уголках нашей страны, на территории Барышской епархии есть поруганные храмы, разрушенные или совсем уничтоженные в годы советской власти. Но, пожалуй, самым величественным и самым загадочным, из дошедших до нас, является храм Живоначальной Троицы, что в с. Пятино Инзенского района. Стоит он в поле, недалеко от села. Одинокий, заброшенный, с покосившимися крестами и поросшими зеленью куполами. Молчаливый свидетель того безразличия к Богу и Его Дому, которое порой царит в человеческих сердцах. А ведь когда-то он был жемчужиной Симбирской губернии, свидетелем исторических и драматических событий.
Храм был заложен в 1823 г. Анной Ивановной Анненковой в память о своем покойном муже, а также во искупление грехов ее «непутевого» сына декабриста Ивана Александровича Анненкова. Девятью годами позже он был освящён. В 1918 г. закрыт советской властью, а в настоящее время храм, хоть и не разрушен полностью, но находится в плачевном состоянии.
Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII в. Отец Ивана Александровича Анненкова Александр Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Александровича, Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 г., похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
Летом 1825 г., за полгода до восстания декабристов Иван Александрович провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной. Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 г., её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Александрович смог вернуться в Пятино после ссылки. После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Александровича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем.
Анна Ивановна заложила в Пятине храм еще в 1823 г. Но теперь храм, который должен был стать памятником почившему мужу, становится еще и «молитвой» за грехи сына. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, разработанный для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX в. о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.
Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Александровича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.
Имение Анненковых в середине XIX в. приобрели для графини Екатерины Абрамовны Ружевской её родители — отставной генерал Адам Адамович и Анна Дмитриевна, в девичестве Дашкова. Склеп Ружевских находился у церкви, и в 1940-е г.г. был разломан на кирпичи. На церковь позарились значительно раньше: в 1918 г. красноармейские отряды отправились по сёлам забирать из храмов дорогостоящую утварь. В Пятине командированная группа обнаружила, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли, причём местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. По воспоминаниям местных жителей, один из крестьян указал на настоятеля храма священника Иоанна Ягодзинского, якобы спрятавшего святыни. Однако обыск храма и дома настоятеля ничего не дал. После допроса, на котором отец Иоанн, не побоявшись угроз, молчал, священника расстреляли, и пятинцы похоронили своего батюшку в ограде храма. Несколько поколений кладоискателей изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.
В 2015 г. неравнодушными людьми было принято решение начать трудное дело восстановления храма. А в 2016 г. по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Барышского и Инзенского, рядом с храмом Живоначальной Троицы был возведен временный небольшой храм в честь преподобного Серафима Саровского, размещенный прямо на молгиле старца Максима, почитаемого местными жителями за святого. В храме регулярно совершается Божественная Литургия.
http://barysh-eparhia.ru/pyatino.php

Была заложена в 1823 году помещицей Анной Ивановной Анненковой (урожденной Якоби), матерью Ивана Александровича Анненкова, в память о покойном муже Александре Никаноровиче и во искупление «грехов» их сына — декабриста Ивана Анненкова. Окончание строительства обозначено периодом 1827-1832 годов. Проект храма приписывают известному архитектору Михаилу Коринфскому, который якобы продал его помещице вместо того, чтобы использовать для строительства Троицкого храма на Соборной площади Симбирска.
В церкви находятся три престола: Троицы Живоначальной, Симеона и Анны, Екатерины великомученицы и алтарь, великолепие и богатство которого было сравнимо с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Согласно истории, случившейся в 1918 году, местный священник Иоанн Ягодзинский был расстрелян красноармейцами за то, что спрятал все иконы в золотых и серебряных окладах. Поскольку местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому раньше относилось Пятино, ценной утвари должно было быть немало. Храм и дом священника обыскали, но так ничего и не нашли. Исторический факт пропажи икон оброс слухами, и в село стали приезжать «охотники за сокровищами» со всех областей. Перерыли весь пол в церкви, испортили и сломали множество перекрытий, но безрезультатно (по крайней мере, официально ничего не было найдено).
Кроме истории о пропавших сокровищах примечательна легенда о местном святом – блаженном старце Максимушке — он же Максим Пятинский, в миру — Максим Яковлевич Митрясов. Родился он приблизительно в середине 19 века и с рождения отличался нестандартным поведением. Не имея семьи и ценного имущества, Максим жил в землянке на берегу реки Суры. Местные жители рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки, клал голову на поленья, а ноги — на подушку. При этом говорил: «Голова — дура, нечего ее любить, а ноги устают». Его считали юродивым и частенько избивали, но он все терпел. Кроме того, Максим Пятинский лечил людей, за что после смерти ему приписывали дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, а также чудотворения. В 2011 году было принято решение канонизировать святого, похороненного у восточной стороны Троицкого храма. С разрешения Симбирской и Мелекесской епархии могила была вскрыта, а останки Максима Пятинского изучили, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы. По сей день многие верят в чудодейственную силу святого и приезжают на могилу просить у него физического и духовного исцеления.
В 1990 году церковь Живоначальной Троицы стала объектом культурного наследия регионального значения и была занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. С тех пор мало что изменилось в облике разрушающейся церкви. Разграбленный и исписанный нецензурными выражениями еще в период расцвета атеизма, храм ни разу не подвергался реставрации. В связи с этим внутреннее убранство практически полностью уничтожено, а внешний облик далек от некогда внушающего благоговейный трепет. Фрески на стенах местами сохранились, что можно сказать и о внутренней стороне купола. Капители (верхняя часть) колонн тоже не сильно пострадали, что позволяет представить, как выглядел храм изначально. Нельзя назвать Троицкий храм полностью заброшенным, поскольку могила святого Максима Пятинского ухожена, с левой стороны от входа имеется табличка с названием и датой постройки храма, а внутри стоят свечи. Величественный пятиглавый красавец до сих пор сохранил ощущение силы первозданной грандиозной задумки, привлекая искателей приключений не только своей удивительной красотой, но и историями, с ним связанными.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?